Разработка урока "Расчет массы и объема тела по его плотности.
Автор: Емельянова Ольга Викторовна (учитель математики, физики, информатики МБОУ СОШ №10).
Класс: 7 а
Дата: 05.12.13
Цели урока:
Обучающая:
Научить рассчитывать плотность вещества, массу и объем тела, производить расчеты для задач в устной форме, сформировать умение аналитически находить плотность вещества и объяснять полученный результат;
Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью различного вида заданий.
Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.
Развивающая:
Способствовать развитию речи школьников через организацию диалогического общения на уроке;
Развивать умение обобщать знания о целостности представлений о веществе; закрепить навыки перевода единиц измерения физических единиц: массы, объема и плотности;
Развивать познавательные способности и интересы учащихся, развивать самоконтроль и навыки работы с компьютером, развивать культуру логического мышления, развивать умения и навыки применять полученные знания на практике; способствовать формированию чувства ответственности за результаты своего труда.
Развивать умения и навыки анализировать знания и делать выводы.
Развивать самостоятельность при решении физических задач как аналитически, так и экспериментально;
Развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности.
Воспитательная:
Задачи урока:
Развивать умственную самостоятельность учащихся как способности к абстрактному мышлению и обобщению знаний (анализ и синтез, сопоставление, аналогия, установление причинно-следственных связей), системности мышления.
Развивать у обучающихся ориентировочной основы системного мышления в контексте современной естественно - научной картины мира через физические величины и связь между ними.
Повторить и систематизировать теоретический материал по теме "Плотность".
Учебно-методическое обеспечение: Физика 7 класс, Перышкин А.В., Гутник Е.М., М.,"Дрофа", 2009 г.
Время реализации урока: 40 минут
Необходимое оборудование и материалы для урока:
презентация (приложение 1);
методическое пособие (приложение 2.1, 2.2, 3);
компьютер;
проектор;
интерактивная доска.
Оборудование для демонстраций: весы, измерительный цилиндр (мензурка), наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).
План урока:
I. Организационный момент (1 мин).
II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание (4 мин).
III. Актуализация опорных знаний (5 мин).
IV. Изучение материала. Основная часть (12 мин).
V. Физкультминутка (2 мин).
VI. Закрепление изученного материала (8 мин).
VII. Практическая часть (5 мин).
VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Выставление оценок (2 мин).
IX. Рефлексия (1 мин).
Ход урока
Приветствие. Формулировка темы урока.
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
«Эврика!» («Нашел!») — именно этот возглас, согласно легенде, издал древнегреческий ученый и философ Архимед, открыв принцип вытеснения.
Легенда гласит, что сиракузский царь Герон II попросил мыслителя определить, из чистого ли золота сделана его корона, не причиняя вреда самому царскому венцу. Взвесить корону Архимеду труда не составило, но этого было мало — нужно было определить объем короны, чтобы рассчитать плотность металла, из которого она отлита, и определить, чистое ли это золото.
Дальше, согласно легенде, Архимед, озабоченный мыслями о том, как определить объем короны, погрузился в ванну — и вдруг заметил, что уровень воды в ванне поднялся. И тут ученый осознал, что объем его тела вытеснил равный ему объем воды, следовательно, и корона, если ее опустить в заполненный до краев таз, вытеснит из него объем воды, равный ее объему. Решение задачи было найдено и, согласно самой расхожей версии легенды, ученый побежал докладывать о своей победе в царский дворец, даже не потрудившись одеться.
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Сегодня на уроке мы закрепим знания расчета объема тела неправильной формы на практике. Научимся рассчитывать объем, плотность и массу вещества пользуясь формулой.
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
Что характеризует масса?
В каких единицах измеряется масса?
Как найти объем тела, представляющего собой прямоугольный параллелепипед?
Как найти объем тела неправильной формы?
Что показывает плотность вещества?
По какой формуле можно рассчитать плотность вещества?
Молодцы! А теперь приглашаю все внимание на демонстрационный стол, на котором находятся комплекты приборов для показа трёх опытов.
(для проведения опыта учитель приглашает 1 ученика, по результатам опыта ребята делают выводы)
Опыт. Взвешивание двух цилиндров равного объёма, но изготовленные из разных веществ (алюминиевый и свинцовый цилиндры).
Вывод: Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого.
Почему так происходит? От чего зависит масса тела? Выдвигайте свои гипотезы.
(Вывод о зависимости массы тела от рода вещества).
Изучение материала. Основная часть.
Задание 1.
Ребята, давайте заполним пустые клетки в таблице “Единицы измерения”. В каждом столбце должны стоять: обозначение физической величины и единица измерения.
Задание 2.
А Вы знаете единицы измерения? А ну-ка, проверим? На одной стороне карточки записано задание, а на другой ответ.
Сначала переведите единицы измерения физических величин, а после этого проверим свой ответ. (Слайд 5)
Задание. Ребята, найдите правильный ответ! (Слайды 6, 7)
Выберите на карточке утверждение с физической точки зрения, затем нажмите на карточку, чтобы проверить свой ответ.
Обратите внимание на то, что правильный ответ останется на слайде, а все неправильные ответы обязательно исчезнут.
Ребята, найдите правильный ответ!
Выберите на карточке правильное утверждение с физической точки зрения, затем левой кнопкой мышки щёлкните по карточке, чтобы проверить свой ответ. Обратите внимание на то, что правильный ответ останется на слайде, а все неправильные ответы обязательно исчезнут.
Правильный ответ на слайде 6: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3 (или 1 см3).
Правильный ответ на слайде 7: Тела объёмом 1 м3 каждое, изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.
Слайд 8. Задание.
Новое испытание для вас. "В каком агрегатном состоянии плотность вещества минимальная?" Ребята давайте проверим свои знания. Обратите внимание на то, что мы полетим в космическое путешествие только в случае выбора правильного ответа.
Ответ: в газообразном состоянии.
Слайд 9. Задание 5.
В каком агрегатном состоянии плотность вещества максимальная?
Ответ: в твёрдом состоянии.
Слайд 10. Задание 6. При нагревании тело расширяется при этом его плотность :
Ответ: плотность уменьшается.
Основная часть. Изучение нового материала
Слайд 11. Задание 3. Ребята, запомните схему расчёта плотности, массы, объёма!
(комментарии и пояснения учителя к схеме)
Слайды 12, 13, 14, 15, 16. (фронтальная работа с интерактивными материалами слайдов с 12 по 16)
Если это возможно, то сравните массы, объемы и плотности тел, находящихся на чашах весов. Нажмите на кнопку "Ответ" и проверьте правильность своих рассуждений.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала
На слайдах с 18 по 20
Решение задач для закрепления
Слайд 18.
Задача № I-1. (Первый вариант)
Воздушный шарик в надутом состоянии имеет массу 38,7 г. Определите его объём. (Ответ:0,03м3)
Задача № II -1. (Второй вариант)
Определите массу деревянного бруска из сосны, если его длина 0,4 м, ширина 0,5 м, а высота 0,1 м. (Ответ:8 кг)
Слайд 19.
Задача I-2. (Первый вариант)
Металлическая деталь имеет массу 17,8 кг, а объём 2 дм3 . Как называется металл, из которого изготовлена деталь? (Ответ: медь)
Задача № II -2. (Второй вариант)
Найдите массу стальной детали объёмом 0,002 м?.(Ответ: 15,6 кг)
Слайд 20.
Задача I-3. (Первый вариант) Определите массу стального листа, длина которого 3 м, ширина 50 см и толщина 6 мм. (Ответ: 70,2 кг)
Задача № II -3. (Второй вариант). Льдина массой 3,6 т занимает объём 4 м3. Определите плотность льда?
(Ответ: 900 кг/м3)
Слайд 21.
Задание 5.
Расчет объема тела неправильной формы
Ребята проводят самостоятельно измерения. Записывают расчеты в таблицу.
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Выставление оценок.
Домашнее задание. Д/З : п.22, упр. 8 (1,2). Что нового узнали на уроке? Какие знания закрепили?
Слайд 22. В раздаточном материале, ребята выбирают нужный вариант.
Слайд 23. Список использованных ресурсов. Физика 7 класс, Перышкин А.В., Гутник Е.М., М. ,"Дрофа", 2009 г.