Разработка урока была выполнена в неделе физики. Среди учащихся 11 класса был объявлен конкурс разработок на любую тему по физике 11 класса. Я выполнила разработку урока на тему: "Фотоэффект".
Цели урока: сформировать у учащихся представление о фотоэффекте и изучить его законы, которым он подчиняется; проверить законы фотоэффекта с помощью виртуального эксперимента; развивать логическое мышление, учить моделировать процессы на компьютере, анализировать результаты эксперимента; воспитание коммуникабельности (умения общаться), внимания, активности, чувство ответственности, привитие интереса к предмету.
Тип урока: изучение новой темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Фотоэффект" »
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык»
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Разработка урока по физике
на тему:
Выполнила: ученица 11 класса
МАОУ «СОШ с. Аксы-Барлык»
Сюрюнот Алекмаа Арсеновна
Руководитель: учитель физики
Кертик-оол Аяна Геннадьевна
Аксы-Барлык – 2015г
Тема урока: Фотоэффект. Теория фотоэффекта.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о фотоэффекте и изучить его законы, которым он подчиняется; проверить законы фотоэффекта с помощью виртуального эксперимента; развивать логическое мышление, учить моделировать процессы на компьютере, анализировать результаты эксперимента; воспитание коммуникабельности (умения общаться), внимания, активности, чувство ответственности, привитие интереса к предмету.
Тип урока: изучение новой темы.
План урока:
Организационный момент.
Новая тема.
Закрепление.
Домашнее задание.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
Организационный момент.
Новая тема.
Величайшая революция в физике пришлась на начало 20 века. Много раз проверенные законы Максвелла не подтвердились для коротких электромагнитных волн. В поисках выхода из этих противоречий немецкий физик Макс Планк предположил, что атомы испускают электромагнитную энергию не непрерывно, а отдельными порциями. Эти порции получили названия – кванты. Энергия кванта рассчитывается по формуле:
E = hν,
h = 6,63 * 10-34 Дж*с - постоянная Планка.
После открытия Планка начала свое развитие квантовая теория.
Фотоэффект – это вырывание электронов из вещества под действием света. Фотоэлектрический эффект был открыт в 1887 году немецким физиком Г. Герцем и в 1888–1890 годах экспериментально исследован А. Г. Столетовым. Наиболее полное исследование явления фотоэффекта было выполнено Ф. Ленардом в 1900 г. К этому времени уже был открыт электрон (1897 г., Дж. Томсон).
Демонстрация.
Далее исследования были продолжены.
Демонстрация (Открытая физика)
В стеклянный вакуумный баллон с двумя металлическими электродами, поверхность которых была тщательно очищена. К электродам прикладывалось некоторое напряжение U, полярность которого можно было изменять с помощью двойного ключа. Один из электродов (катод K) через кварцевое окошко освещался монохроматическим светом некоторой длины волны λ. При неизменном световом потоке снималась зависимость силы фототока I от приложенного напряжения. При некотором напряжении она Iн (ток насыщения) достигает максимального значения, после перестает увеличиваться.
Первый закон фотоэффекта: фототок насыщения прямо пропорционален падающему световому потоку.
Далее изменили полярность батареи. И сила тока уменьшается при некотором напряжении Uз (задерживающее напряжение), которое зависит от максимальной кинетической энергии вырванных светом электронов.
Второй закон фотоэффекта: максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно растет с частотой света и не зависит от его интенсивности.
Объяснение фотоэффекта было дано в 1905 году А. Эйнштейном. В своих экспериментах он увидел, что свет имеет прерывистую структуру и поглощается отдельными порциями. Энергия каждой порции E = hν.
Излученная порция световой энергии может поглотиться только целиком.
Из закона сохранения энергии следует что вся энергия порции идет на совершение работы выхода А и на сообщение электрону кинетической энергии.
Работа выхода – это минимальная энергия, которую надо сообщить электрону, чтобы он вырвался. Работа выхода зависит от металла.
Интенсивность света пропорциональна числу квантов, и определяет число электронов вырванных из металла.
Для каждого вещества фотоэффект будет наблюдаться только в том случае если частота ν света больше некоторого минимального значения νmin (0) , которая соответствует предельной длине волны λ кр ,называется красная граница фотоэффекта.
λ кр =hc / A
Третий закон фотоэффекта: для каждого вещества существует максимальная длина волны, при которой фотоэффект еще наблюдается. При больших длинах волн фотоэффекта нет.