Технологическая карта урока (учебного занятия) на основе системно-деятельностного подхода
Предмет, класс | Физика, 7А класс. |
Учитель | Шамакова Г.А. |
Тема урока, | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. |
Место и роль урока в изучаемой теме | 6 урок в теме: «Давление твердых тел, жидкостей, газов». На уроке вводится формула для расчета гидростатического давления, это вторая формула в теме после формулы для расчета давления твердого тела. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель урока | Рассмотреть природу давления столба жидкости на дно и стенки сосуда, проверка качества знаний учащихся при решении качественных и расчетных задач. |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Создать условия для формирования понятия гидростатического давления, получить выражение для расчета гидростатического давления на дно и стенки сосуда, уметь применять его при решении задач качественных и расчетных через различные виды деятельности (наблюдение, эксперимент, работу с учебником, решение расчетных и качественных задач). | Развивать экспериментальные навыки, умение анализировать данные эксперимента, делать обобщение и выводы через лабораторные работы, создать условия для совершенствования мышления учащихся через создание проблемной ситуации, способствовать развитию памяти, внимания и наблюдательности через эксперимент, творческие отчеты групп, развитие способности к исследовательскому, творческому труду через изготовление самодельных приборов. | Продолжить работу по воспитанию самостоятельности учащихся, содействовать воспитанию коммуникативных умений через парную и групповую работу, воспитание интереса к научным знаниям, способствовать формированию у учащихся бережного отношения к приборам, воспитание аккуратности. |
Актуальность использования средств ИКТ Вид используемых на уроке средств ИКТ (работающиегиперссылки) | Видеоролик «Изменение давления в жидкости с глубиной» |
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
познавательная | коммуникативная | регулятивная |
1.Организационный | 1 | | | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | | | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Учащиеся проверяют на рабочем месте все необходимое к уроку. |
2. Этап целеполагания и актуализации знаний. | 8 | Повторение вопросов, необходимых для изучения нового материала: от чего зависит результат действия силы, закон Паскаля, давление в жидкости. | Словесный, практический, наследный методы обучения. Средства обучения: карточки с заданиями, листы контроля, сигнальные карты. Проблемная ситуация. | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Организует диалог с учащимися, работу в группах, подводит учащихся к постановке цели урока и темы урока | Выдвигают предложения о теме урока, участвуют в постановке цели урока. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. При работе в группе слушают собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. Определяют и формулируют цель урока. | Учащиеся вступают в беседу, осуществляют самопроверку,взаимопроверку по ключу, выставляют в лист контроля |
3. Освоение нового материала | 20 | Выяснение от чего зависит давление жидкости, вывод формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда | Словесный, метод проблемного обучения, практический | Групповая, индивидуальная, парная. | Организует работу в группах по проведению лабораторного опыта и подводит учащихся к выводу: от чего зависит давление жидкости. Выводит формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. | В процессе эксперимента делают выводы. | Прислушиваются к мнению своих товарищей, высказывают свое мнение, участвовать в обсуждении. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез о причинах прогибания пленки и экспериментальной проверке существования давления внутри жидкости, уметь работать в группе. Личностные: сформировать познавательный интерес к давлению в жидкости, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о давлении в жидкости, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения, использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления в жидкости, уметь самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.развивать инициативу. Общие предметные: грамотно докладывать о результатах исследования. Частные предметные: понимать наличие давления внутри жидкости пользоваться полученными знаниями о давлении в повседневной жизни. |
4. Первичное закрепление нового материала | 8 | Решение расчетных и качественных задач. | Практический, наглядный | Фронтальная | Контроль за выполнением заданий учащимися | Принимать и сохранять учебную задачу | Адекватно использовать практические навыки решения коммуникативных задач | Оценка правильности выполнения задач | Самостоятельно искать, анализировать, отбирать нужную информацию. |
5. Закрепление новых знаний | | Выполнение дифференцированных заданий учащимися | практический | Индивидуальная | Контроль за выполнением заданий учащимися | Принимать и сохранять учебную задачу | Адекватно использовать практические навыки решения коммуникативных задач | Оценка правильности выполнения задач | Уметь самостоятельно принимать решения, применять знания и умения при решении задач. |
6. Рефлексия | | На этом этапе создаются условия для осознания учащимися роли урока в решение обозначенных в начале урока проблем через организацию минирассуждения: «Что узнал на уроке?» и «Что хочу узнать?» | Практический | Индивидуальная | Контроль за заполнением таблиц | Выделяют главное в полученной информации | Четко выполняют требования познавательной задачи | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Метапредметные: самостоятельно делать выводы. Личностные: самостоятельно оценивать результаты своих действий. Предметные: пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
7. Информация о домашнем задании | | Подведение итогов урока, обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения дифференцированного домашнего задания через инструктаж. Подготовка презентации по темам: «Гидростатический парадокс», «Пневматические машины и инструменты». | Практический | Индивидуальная | | | | | |
* ФОУД – форма организации соучебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).