Данный урок - обобщение пройденного материала за курс основной школы. Этот урок - познавательная игра. Он приходит в виде путешествия по Мировому океану с повторением тем пройденного курса. Изучение физики требует опоры не только на предшествующие знания по физике, но и знания из общественных и естественных наук. Химия, биология, география, история и другие дисциплины содержат большое число интереснейших примеров, иллюстрирующих физические законы, явления, понятия. Использование таких примеров позволяет показать учащимся единство законов природы, повысить интерес школьников к изучению этих предметов. Интересные и познавательные задачи и примеры помогут учащимся применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие по морям и океанам »
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОРЯМ И ОКЕАНАМ
Тип урока: применение знаний и умений
Форма урока: урок-путешествие.
Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска, географическая карта мира.
Оформление: на доске записан эпиграф урока: «Знания достигаются не быстрым бегом, а медленным путешествием». (Карфагенская пословица)
Педагогическая цель:создать условия для повторения и закрепления основного программного материала посредством игры, для развития познавательной активности и творчества учащихся, их смекалки, наблюдательности, расширения технического кругозора, закрепления навыка решения экспериментальных, расчётных и качественных задач; способствовать развитию устной речи учащихся, умение грамотно объяснить происходящие физические явления, формирования навыка коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся: применять формулы для вычисления скорости движения, времени и пути, пройденного морскими судами; работать с картой; давать ответы на качественные вопросы о морских обитателях и природных явлениях морей и океанов.
Получат возможность научиться: выполнять работу по развитию внимания и умения логически и творчески мыслить; доброжелательно общаться при работе в коллективе.
Личностные УУД: совершают нравственные чувства, проявляют эстетическое отношение к физике, интерес к изучению связи физики с окружающим миром,; убеждены в возможности познания природы, в необходимости различного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
Познавательные: владеть приемами отбора и систематизацией материала; самостоятельно производить переработку информации , полученной в результате изучения связи физики с естественными науками.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения; договариваются и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Организационная структура урока
Мотивация к учебной деятельности.
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание.
Данный урок - обобщение пройденного материала за курс основной школы. Этот урок - познавательная игра. Он приходит в виде путешествия по Мировому океану с повторением тем пройденного курса. Изучение физики требует опоры не только на предшествующие знания по физике, но и знания из общественных и естественных наук. Химия, биология, география, история и другие дисциплины содержат большое число интереснейших примеров, иллюстрирующих физические законы, явления, понятия. Использование таких примеров позволяет показать учащимся единство законов природы, повысить интерес школьников к изучению этих предметов. Интересные и познавательные задачи и примеры помогут учащимся применять полученные знания в дальнейшей жизни.
-Для сегодняшнего путешествия в классе будет сформировано несколько экспедиций по 5-6 человек, которые отправятся в путешествие на разных морских судах. Каждая группа должна выбрать капитана, который организует обсуждение и решение вопроса, обеспечит участие каждого члена экспедиции в игре. За каждый правильный ответ, в зависимости от его полноты, выставляется от 1 до 3 баллов. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
2. Применение знаний и умений.
Вопрос – ответ «Обитатели морских глубин»
Морские звезды – типичные обитатели морей и океанов, где вода имеет нормальную океаническую соленость (3,5 %). Почему ни один из представителей морских звезд не сумел приспособиться к жизни к жизни в опресненных водах (например, в Балтийском, Чёрном, Каспийском морях)?(Соленолюбивость морских звёзд объясняется явление диффузии, которая связана с тем, что эти животные, как и некоторые другие, не способны регулировать общую концентрацию солей в жидкостях, заполняющих полость тела. Поэтому концентрация солей в полостных жидкостях, омывающих все такни и внутренние органы звёзд, всецело зависит от солёности воды, сильное опреснение оказывается губительным для этих морских животных.
Мелкие морские рыбки ходят стайкой, форма которой напоминает каплю. Как образуется такая форма стайки?(Встречная вода действует на отдельных рыбок так, что их движение будет облегчено или затруднено в зависимости от местоположения по отношению к стайке. Этот фактор обуславливает каплевидную форму движущейся стайки рыбок, при которой сопротивление воды движению стайки наименьшее.)
Многие водные животные: морские звёзды, губки, голотурии- имеют на теле выступы, шероховатости. Благодаря этому они медленно опускаются в воде, а не тонут быстро под действием силы тяжести. Какое явление способствует этому?(Сила трения.)
Кораллы встречаются в тропических и субтропических водах(в Карибском море) с температурой не ниже 21°C и на глубине не более 27 м. По отложениям кораллов возрастом около 400 млн лет ученые пришли к выводу, что Земля в то время совершала оборот вокруг своей оси за 22 часа. Что могло замедлить её вращение? (Трение вод океанов о дно вследствие "приливного" влияния Луны)
Киты - самые крупные млекопитающие, когда-либо существовавшие на Земле. Они могут достигать 30 м в длину, а весить до 135 тонн. Почему кит, попавший на мель, погибает? (Он оказывается раздавленным собственной тяжестью, так как на мели на него практически не действует архимедова сила.)
В Мировом океане живет около 300 видов полипов, называемых морскими перьями. Обитают они на глубине от 1 до 6 км, некоторые из полипов достигают 2,5 м в длину. Они светятся за счет особой слизи, которой покрыты снаружи. Как называется такой вид свечения организмов? К какому виду источников относится свечение полипов: к холодному или теплому? (Это холодное свечение, которое называется "биолюминесценция".)
Скорость многих рыб в воде достигает нескольких десятков километров в час. Например, скорость голубой аулы около 36 км/ч. Какие факторы обусловливают такие скорости? (Такую скорость рыбы могут развивать благодаря обтекаемой форме тела, которая обуславливает малое сопротивление.)
Раковины некоторых морских улиток едва превышают размер песчинок. Встречаются и гигантские тихоокеанские моллюски с раковиной диаметром 120 см. Если раковину морского моллюска приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Чем объясняется происхождение этого звука? (Усилением слабых звуков, поступающих из окружающей среды, частота колебаний которых совпадает с собственной частотой колебаний воздуха в раковине.)
"Морские суда"
1. При расчетах погружения судов в пресной и морской воде принимают, что морская вода объёмом 35 м3 весит столько же сколько пресная вода объёмом 36 м3. Каравелла Христофора Колумба вытесняла пресную воду в объёме 226 м3. Насколько меньше объём вытесняемой морской воды? ( На 7 м3.)
2. Атомный ледокол "Арктика" мог продвигаться в сплошных льдах при толщине более 1,5 м непрерывным ходом со скоростью 13 км\ч. Сколько времени необходимо для того, чтобы пройти в таких льдах 1 км? (4,8 мин.)
3. Одним из первых создателей подводной лодки считается голландский физик Корнелиус Дреббель. В 1620 году он построил судно, способное погружаться под воду на глубину около 4 м и двигаться под водой. Может ли выталкивающая сила, действующая на подводную лодку, быть равной нулю? ( Да, если подводная лодка опустится на мягкий илистый грунт и плотно прижмется к нему так, чтобы между ними не было воды.)
4. Первые суда на воздушной подушке были выпущены на Горьковском судостроительном заводе. Мощность двигателя экспериментальной модели составляла 22 кВт. Скорость, которую развивало судно, была равна 144 км\ч. Определите силу тяги двигателя. (F=N\v=550H.)
5. В августе 1957 года из Ленинграда (Санкт-Петербург) вышла небольшая парусно-моторная шхуна "Заря" для исследования магнитного поля Земли. "Заря"- это деревянная трехмачтовая шхуна размером 50 метров в длину и 10 метров в ширину. Почти все ее детали сделаны из бронзы, меди и других немагнитных материалов. Чтобы скорость судна меньше зависела от попутных ветров, на ней был установлен двигатель в 300л\с. Почему шхуна "Заря", снаряженная для исследования магнитного поля Земли, была построена не из стали или чугуна, а из дерева, бронзы, латуни и других немагнитных материалов? ( Это сделано для того, чтобы судно не создавало собственного магнитного поля и не снижало точности наблюдений за магнитным полем Земли.)
"Природные явления морей и океанов".
Бризы образуются под влиянием неодинакового нагревания суши и моря в течение суток. Муссоны-сезонные ветры носят континентальный характер и возникают вследствие разницы в атмосферном давлении при неравномерном нагревании суши и моря в летнее и зимнее время. На основе понятий об удельной теплоёмкости и конвекции объясните, как меняется направление этих ветров в течение суток и в течение года? ( Муссоны меняют направление 4 раза в год, а бризы 2 раза в сутки.)
Вода в природе постоянно изменяет свое состояние, совершая круговорот. При этом лишь около 1% воды мира участвует в каждом отдельном цикле круговорота. Какие физические явления наблюдаются в процессе малого круговорота воды в природе? (Испарение с поверхности жидкости, подъем теплых слоев под действием архимедовой силы, конденсация паров при охлаждении, падение под действием земного притяжения.)
Известно, что вода замерзает при температуре 0°C. Почему же в полярных районах Мирового океана температура воды опускается до -1,8°C? (Температура отвердевания водных растворов солей ниже, чем у чистой воды.)
Установлено, что скорость цунами, которые являются самыми большими из всех волн, может превышать 450 узлов(1 узел=1,853 км\ч.)Волны, приближаясь к берегу, увеличивают высоту, достигая иногда 43 м. Почему это происходит? (У берегов энергия колебаний толстых слоев воды передается более тонким слоям, поэтому амплитуда колебаний увеличивается.)
Айсберги( что в переводе означает "ледяная гора") достигают громадных размеров: до нескольких километров в длину и высотой более 100м. Встреча с айсбергом в океане опасна для кораблей, ведь его подводная часть больше наводной. На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3с? Скорость звука в воде считать 1500 м\с. (2,25 км).
Средняя глубина океанов составляет около 4000м, а некоторые океанические впадины достигают глубины 11000 м. Почему в морской пучине всегда холодно?(Солнечные лучи не прогревают глубокие слои воды, тепловые лучи поглощают почти всей водной поверхностью. Кроме этого, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность).
3. Подведение итогов путешествия.
__Наше сегодняшнее путешествие закончено. Многое мы увидели и узнали. История морских плаваний - это история открытия Земли. Помните, что главное для любого мореплавателя- преданность мечте.
4. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Понравилось ли вам путешествовать?
Домашнее задание: задачи для повторения №4, 5, 6, с.241 (учебник "Физика. 9 класс" А. В. Перышкина, Е. М. Гутник).