Пути и средства реализации личностно - ориентированного урока.
Пути и средства реализации личностно - ориентированного урока.
Я – учитель физики. Свою основную задачу я всегда видела в том, чтобы формировать у своих учеников систему взглядов, систему ценностей, научный стиль мышления, стремление к творчеству, саморазвитию.
Знакомство с идеями и методами личностно-ориентированного обучения в большой мере дало ответ на многие мои вопросы.
Овладение методом «Физика образов», «Методом эмоциональной остановки» (автор М.С.Атаманская) вооружило меня настоящими механизмами осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении физике и раскрепостило меня как учителя.
Пересмотр позиций ученика и учителя в образовательном процессе явился определяющим для меня в выборе основных направлений моей педагогической деятельности в настоящее время. Я поняла, что личностно-ориентированное обучение направлено на развитие личности в целом, а не отдельных её качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути и средства реализации личностно - ориентированного урока. »
Злобина Людмила Леонидовна
учитель физики
МАОУ «СОШ № 32 им. Г.А. Сборщикова»
Средства реализации личностно-ориентированного урока
А) Создание атмосферы заинтересованности и активности ученика в работе:
•создание ситуаций, которые позволяют понять ребенку, что его знание, опыт ценны, важны и необходимы в процессе познания
•стимулирование учащихся к высказываниям
•поощрение инициативы и активности
•акцентирование важности мнения каждого члена группы
•создание ситуаций, позволяющих проявить способности, возможности, интересы
Б) Организация равноправного партнерского обмена между участниками образовательного процесса:
•приоритет диалогических форм учебной деятельности
•организация сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой (взаимопомощь, взаимопроверка, организация групповых форм работы и т.д.)
•проявление доброжелательности в общении
•проявление уважительного отношения к мнениям, высказываниям, суждениям учеников
•организация учебной работы таким образом, чтобы ее результаты зависели от деятельности всех партнеров
•создание возможности задавать вопросы
В) Обеспечение состояния успешности в процессе обучения:
•создание ситуации успеха
•формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач
•создание ситуаций по обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями
•проявление открытости проблемам, желаниям, настроениям учеников и заинтересованная реакция на предложения, пожелания, замечания
•подробные инструкции к выполнению различных видов работ с целью обеспечения их успешности
•оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
•привлечение самих учащихся к оцениванию своей работы
Г) Организация развивающего пространства:
•ориентация учащихся на освоение методов познания, а не на стремление к заданным извне результатам
•повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников
•использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности
•обучение целеполаганию
•обучение рефлексии, самооценке учениками своих действий и результатов
•обучение анализу способов работы других участников процесса познания, выбор наиболее рациональных
•использование в основном продуктивных методов обучения и заданий творческого характеров
•постановка и организация разрешения проблемных ситуаций
•учет психофизических особенностей и личностных интересов учащихся при выборе типа урока, методических приемов, видов заданий
•обеспечение дозированности помощи ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития)
Д) Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:
•развитие опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям
•создание ситуаций причастности ученика к процессам и явлениям природы и общества
•создание ситуаций нравственного выбора и оценки результатов научных достижений, открытий с точки зрения нравственных норм
•создание ситуаций для проявления гуманных качеств личности (милосердия, способности к сопереживанию)
•формирование убежденности в возможности и необходимости познания окружающего мира и использования достижений наук на благо развития человеческой цивилизации
Конечно, в процессе подготовки и реализации личностно-ориентированного урока не все средства удается реализовать на уроке, это зависит и от типа урока, и от многих других факторов.
При реализации личностно-ориентированного подхода на первый план должен выступать вопрос о том, как организовать процесс обучения, чтобы научная информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальное знание, становилась частью субъективного опыта ученика.
В концепции преподавания физики отмечено, что новый подход «может заключаться в отборе проблем, явлений, процессов, ситуаций, изучение которых соответствовало бы познавательным запросам учащихся». Опыт деятельности в сфере изучаемого предмета признается главным фактором обучения и развития личности ученика. Основное место отводится овладению школьниками методами научного познания, которые превращают обучение в «активную, мотивированную, волевую, эмоционально окрашенную, познавательную деятельность. Учащийся, владеющий методами научного познания, имеет возможность непосредственно участвовать в процессе познания, он становится субъектом образовательной деятельности, способным самостоятельно приобретать, усваивать, оценивать и использовать знания.
Цикл научного познания – это ключ к организации личностно ориентированной познавательной деятельности учащихся. Выстраивание уроков на основе цикла научного познания позволяет: организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностно-ориентированную направленность обучения; способствовать овладению учащимися методами научного познания.
Результативность:
•развиваются индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
•максимально выявляется и используется субъективный опыт ребенка;
•опыт ученика согласуется с научным содержанием задаваемых знаний;
•происходит стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, что дает ему возможность самовыражения в ходе овладевания знаниями;
•учебный процесс стимулирует ученика к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов переработки учебного материала.