kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая работа по теме "Сообщающие сосуды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Практическая работа в 7 классе имеет своей целью изучить свойства сообщающих сосудов. На уроке решаются  образовательные, развивающие  задачи.  В процессе всего урока, через практическую деятельность,  формируются основные понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах. Учащиеся,   применяя свои интеллектуальные умения, анализируют, сравнивать, находят примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивают навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. В процессе практической работы решается и воспитательные задачи: воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным. На уроке используются различные виды деятельности учащихся и педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«публикация урок Тишина ВВ»

Работу выполнила: Тишина Валентина Викторовна

Должность, место работы: учитель физики, МБОУ «Сусловская средняя общеобразовательная школа»

Регион: Кемеровская область



Практическая работа по физике в 7-м классе

с применением презентации

по теме "Сообщающиеся сосуды"

(Урок №7, раздел «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»)


.

Тема: Практическая работа по теме «Сообщающиеся сосуды»

Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.

Задачи урока:

  • образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

  • развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

  • воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.

Оборудование: различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой, презентация «Сообщающиеся сосуды»



Структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Постановка учебных проблем.

Сообщение.

Запись темы урока в тетради.

2 мин.

2

Изучение нового материала.

Беседа, эксперимент, демонстрация Приложений 1–4.

Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

15 мин.

3

Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

Демонстрация Приложений 5–8, обобщение сообщений учащихся.

Сообщения учащихся о применении сообщающихся сосудов в быту, технике.

18 мин.

4

Закрепление материала.

Демонстрация Приложений 9–10, обобщение ответов учащихся.

Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.

7 мин.

5

Итоги урока.

Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. Демонстрация Приложения 11.

Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках.

3 мин.


Ход урока

1. Мотивационный этап

Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах.

 (Обучающиеся записывают дату и тему урока в тетради). Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов.

2. Этап объяснения нового материала

Учитель. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры?

Обучающиеся. Лейка, чайник, кофейник…

Учитель. Что общего у этих предметов? (слайд2) Обучающиеся. Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части.

Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части.

 (Обучающиеся записывают определение в тетради).
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают, и в одну из трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть зажим?

Обучающиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Обучающиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Обучающиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?

Обучающиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (слайд3(Обучающиеся записывают закон в тетради). Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму?

Обучающиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).

(слайд4) Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Обучающиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Учитель. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. (Обучающиеся записывают в тетради).

Попробуйте доказать это, используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.… Проверим ваш результат.

(слайд5) По закону Паскаля p1 = p2, по определению гидростатического давления p1 = g1h1, p2 = g2h2, отсюда g1h1 = g2h2, т.е.  h1: h2 = 2:1.
Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающихся сосуда обратно пропорциональны их плотностям. (Обучающиеся записывают в тетради).

3. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике

Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.

Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне.

(слайд6) В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.

В устройстве гидравлических машин используется свойство сообщающихся сосудов. (Демонстрируется гидравлический пресс). Так, большой и малый цилиндры гидравлического пресса являются сообщающимися сосудами. Высоты столбов жидкости одинаковы, пока на поршни не действуют силы.

(слайд7) Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. Виды знаменитых фонтанов Петродворца. Фонтаны в парке «Победы», Тбилиси. Фонтаны на площади «Дружбы», Ташкент. Фонтаны Еревана.

Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов.

(слайд8) Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер».

(слайд9) Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики!

4. Этап закрепления материала

Учитель. (слайд10) Повторим изученное. Приведите примеры использования закона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике.

Обучающиеся. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.

Учитель. (слайд11) Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов.

Обучающиеся. В работе шлюзов используется свойство сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем течении и шлюзе устанавливается на одном уровне и т.д., когда последние ворота откроются, уровень воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль будет опускаться вместе с водой и сможет продолжить плавание.


5. Итоги урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.

(слайд12) Всем спасибо за работу. Записываем домашнее задание.

Обязательное: изучить § 39.

Дополнительное: подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе, начертите схему такого устройства и объясните его действие.

(Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники.)



Список литературы:

  1. Учебник физики 7 класс. Громов С.В., Родина Н.А.,М.: Просвещение, 2010 - 158с.
    Учебник написан по программе курса физики для 7— 9 классов 9-летией (базовой) школы. Он содержит необходимый теоретический материал с учетом возрастных особенностей учащихся и достаточное количество вопросов, заданий, упражнений, а также примеры решения основных типов задач, тем самым полностью обеспечивая учебный процесс.


Просмотр содержимого презентации
«презентация Тишина ВВ»

"СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ"

Сосуды, имеющие общую (соединяющую их)  часть, заполненную  покоящейся жидкостью,  называются сообщающимися

Сосуды,

имеющие общую

(соединяющую их)

часть, заполненную

покоящейся жидкостью,

называются сообщающимися

Закон сообщающихся сосудов: однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне.

Закон сообщающихся сосудов:

однородная жидкость

в сообщающихся сосудах

устанавливается на одном уровне.

Что произойдет,если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. Докажите это, используя закон Паскаля и определение  гидростатического давления. Проверим ваш результат

Что произойдет,если в сообщающиеся

сосуды налить две несмешивающиеся

жидкости разной плотности?

При равенстве давлений высота

столба жидкости с большей

плотностью будет меньше

высоты столба жидкости с

меньшей плотностью.

Докажите это, используя закон Паскаля и определение

гидростатического давления.

Проверим ваш результат

p 1 =p 2 ,  p 1 =g ρ 1 h 1 , p 2 =g ρ 2 h 2 ,  g ρ 1 h 1 =g ρ 2 h 2 , т.е h 1 :h 2 = ρ 2 : ρ 1 .  Высоты столбов разнородных жидкостей  в сообщающихся сосудах   обратно пропорциональны их плотностям

p 1 =p 2 ,

p 1 =g ρ 1 h 1 , p 2 =g ρ 2 h 2 ,

g ρ 1 h 1 =g ρ 2 h 2 , т.е h 1 :h 2 = ρ 2 : ρ 1 .

Высоты столбов разнородных жидкостей

в сообщающихся сосудах

обратно пропорциональны их плотностям

Водомерное стекло парового котла.

Водомерное стекло парового котла.

Каскады       падающей      воды,фонтаны,      украшают       многие города. А действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. Ташкент, площадь «Дружбы» Фонтаны Петродворца Тбилиси, парк «Победы»

Каскады

падающей

воды,фонтаны,

украшают

многие города.

А действуют

фонтаны

благодаря

закону

сообщающихся

сосудов.

Ташкент,

площадь «Дружбы»

Фонтаны Петродворца

Тбилиси, парк «Победы»

Действие гейзеров и артезианских колодцев  основано на законе  сообщающихся сосудов. Естественные фонтаны –  гейзеры Исландия, горячий фонтан  в местечке Гейзер

Действие гейзеров и артезианских

колодцев основано на законе

сообщающихся сосудов.

Естественные фонтаны –

гейзеры

Исландия, горячий фонтан

в местечке Гейзер

Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили много- километровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников.

Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов.

Для снабжения населения водой они возводили много-

километровые акведуки, водопроводы, доставлявшие

воду из горных источников.

Повторим изученное: Сообщающиеся сосуды  гейзер фонтан шлюз водопровод с водонапорной башней гидравлический пресс водомерные стекла артезианский колодец

Повторим изученное:

Сообщающиеся сосуды

гейзер

фонтан

шлюз

водопровод с

водонапорной башней

гидравлический

пресс

водомерные

стекла

артезианский

колодец

Используя схему шлюзования судов, объясните  принцип действия шлюзов

Используя схему шлюзования судов,

объясните

принцип действия шлюзов

Всем спасибо за работу. Домашнее задание:  Обязательное: изучить ξ39   Дополнительное:  подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами   устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе,  начертите схему такого устройства и объясните его действие.

Всем спасибо за работу.

Домашнее задание:

Обязательное: изучить ξ39

Дополнительное:

подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами

устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе,

начертите схему такого устройства и объясните его действие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Практическая работа по теме "Сообщающие сосуды"

Автор: Тишина Валентина Викторовна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108117

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Сообщающиеся сосуды" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-soobshchaiushchiiesia-sosudy"
    ["file_id"] => string(6) "218029"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433582387"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Проектный урок  по теме: «Применение сообщающихся сосудов» "
    ["seo_title"] => string(69) "proiektnyi-urok-po-tiemie-primienieniie-soobshchaiushchikhsia-sosudov"
    ["file_id"] => string(6) "128742"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415555195"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Проект "Фонтан" "
    ["seo_title"] => string(14) "proiekt-fontan"
    ["file_id"] => string(6) "222252"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1436087137"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока на тему:"Архимедова сила" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-arkhimiedova-sila"
    ["file_id"] => string(6) "175030"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424199844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства