10-12 мин 12-13 мин 13-18 мин 18-23 мин 23-25 мин 25 -28 мин 28-30 мин 30-33 мин 33-38 мин | Вызов. Поставим на чашу весов закрытый сосуд со льдом, уравновесим весы. Через некоторое время лед превратится в воду. Как вы думаете, нарушится ли при этом равновесие весов? Вывод: при переходе вещества из одного состояния в другое его масса не изменится, значит равновесие весов не нарушится. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока: описывать переход из твердого состояния вещества в жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории; применять формулу количества теплоты, поглощаемого/выделяемого при плавлении /кристаллизации при решении задач; анализировать графики зависимости температуры от времени при плавлении и кристаллизации кристаллических тел. Объяснение новой темы начинается с демонстрации процесса плавления льда. Термометр, опущенный в сосуд со льдом, показывает текущую температуру, а секундомер фиксирует время процесса. Обратите внимание учащихся на том, что процесс плавления происходит при постоянной температуре. Температура начинает расти, как только весь лед превратился в воду. Затем учащиеся заполняют таблицу, исходя из опыта. После того как учащиеся заполнят таблицу, приступают к построению графика зависимости температуры тела от времени нагрева. Для усвоения перехода из твердого состояния вещества в жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории показать им видеоролик на тему «Плавление олово». Учащиеся обсуждают в паре следующий вопрос, используя таблицу температуры плавления различных веществ, представленную в учебнике: Какой из металлов считается самый легкоплавкий, а какой - самый тугоплавкий? Обсудить с учащимися применение их в быту и технике. Например, из тугоплавких металлов изготавливают жаропрочные конструкции в самолетах и ракетах, атомных реакторах и электротехнике. Показать формулу расчета количества теплоты, поглощаемого/выделяемого при плавлении /кристаллизации и пояснить связь между ними. Тренировочные задания Менее способные учащиеся выполняют следующие задания: Перечислите вещества, которые можно расплавить в медном сосуде. Дайте аргументированный ответ. На воду в теплоизолированных сосудах опущены кусочки льда. В каком из них лед таять не будет? Более способные учащиеся решают задачу: Рассчитайте количество теплоты необходимое для того, чтобы расплавить лед массой 3 кг, находящийся при температуре -10 С. | Оборудование: спиртовка, термометр, сосуд со льдом Приложение 1 |