Просмотр содержимого документа
«План конспект физики»
5
Тема урока: Архимедова сила.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: мензурка, чистая вода, солёная вода, динамометр, груз массой 100г, тела одного объёма, но разные по массе (цилиндры стальной и алюминиевый), пластмассовый шар и шар из пластилина, тела одинаковые по массе.
Цели:
Развития понятия архимедова сила, развитие умений выделять главные параметры, от которых зависит, архимедова сила и от которых не зависит.
Осознание практической значимости темы «Архимедова сила», закона Архимеда.
Организация обобщения в изучении и первичном закреплении понятия архимедова сила, зависимости от плотности жидкости и объёма тела.
Ход урока.
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята!
2. Актуализация опорных знаний.
Немецкий философЭммануил Кант говорил: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта» (слайд 1)
Учитель опускает чайный пакетик в мензурку.
- Как вы думаете, почему верёвочка от пакетика в воде не натянута так, как в воздухе?
- Неужели пакетик в воде легче, чем в воздухе? Но почему?!
- Что это за сила?
Предскажите, чем закончатся следующие события:
если положить в полный стакан ложку, то…;
если маленький мячик утопить в воде, то…;
если погрузиться в воду, какой либо тело, то…;
Давайте разберёмся с этой силой.
Запишите число и тему урока «Архимедова сила».
Почему выталкивающую силу, о какой мы говорили, вначале называют Архимедовой?
Итак, сегодня на уроке мы должны выяснить(учитель записывает на доске цели)
что такое архимедова сила,
в результате чего она возникает,
от каких физических величин она зависит.
А вы знаете кто такой Архимед? (Краткая информация на слайде, один учащийся читает)
Совет Архимеда гласит: «Сперва собирать факты и только после этого связать их мыслью».
Изучение нового материала.
Всегда действует жидкость на погруженное тело?
Опущенный в воду цилиндр из металла тонет.
Заметно ли действие воды на это тело? Наблюдение:
Цилиндр подвешивается к динамометру, и наблюдается растяжение пружины сначала в воздухе, а затем в воде.
Вывод: жидкость действует на любое тело, погруженное в нее.
Определим выталкивающую силу.
Fвыт = Р – Р1
Р – вес тела в воздухе; Р1- вес тела в воде (Результат обсуждается).
Мы знаем что F тяж действует всегда вниз.
В каком направлении действует жидкость на погруженное в нее тело?
Опыты показывают, что действие жидкости направлено вверх.
Вывод:Fвыт направлена вверх.
Сила, характеризующая это действие, получила название силы Архимеда. Обозначается Fарх.
сейчас мы посмотрим об открытии Архимедовой силы Ахимедом. Мультфильм. Вот такой мультфильм, о открытии данной силы.
Ребята, как вы думаете, от каких физических величин зависит выталкивающая сила на тело, погруженное в жидкость?
Учащиеся предполагают, что архимедова сила зависит от :
объёма погружённого тела,
массы,
плотности жидкости,
плотности тела,
формы тела.
Проверка зависимости Fарх от Vтела.
Учитель подвешивает к рычагу два тела равной массы, но разного объёма.
Делают вывод о зависимости Fарх от объёма тела, при чём эта зависимость – прямая пропорциональность.
Проверка зависимостиFарх от массы тела.
Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объёма, но разной массы.
Делают вывод о независимостиFарх от массы тела.
Проверка зависимости Fарх от формы тела.
Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объёма, но разной формы (тела из пластилина).
Делают вывод о независимости Fарх от формы тела.
Проверка зависимости Fарх от плотности жидкости.
Учащиеся подвешивают к рычагу 2 железных цилиндр и погружают : 1- в раствор чистой воды, а 2- в раствор солёной воды.
Делают вывод о зависимостиFарх от плотности жидкости, при чём эта зависимость – прямая пропорциональность.
Проверка зависимости Fарх от плотности тела
Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объёма, но разной массы
Делают вывод о независимостиFарх от плотности тела.
Вывод:
Итак, в ходе опытов мы выяснили, что выталкивающая сила зависит: от объема, от плотности жидкости, но не зависит от рода вещества, из которого сделано тело, от формы данного тела.
Выталкивающая сила равна:
F = pж g Vт
Опыт с прибором «ведерко Архимеда»
1 . Приборе, который демонстрирует архимедову силу носит название «ведерко Архимеда», - пружина с указателем, шкала, ведерко, цилиндр того же объема, отливной сосуд высотой 25 см, стакан.
2. Посмотрим видео с «ведерком Архимеда»
7. Делается вывод:
Сила Архимеда равна весу жидкости, вытесненной телом.
4. Закрепление.
Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.
А теперь попробуем ответить на веселые вопросы
1) Григорий Остер в своей книги «Физика» написал такой вопрос: Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?
2) Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
3) Интересная история.
В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное озеро. С незапамятных времен люди считали, что на дне его живет колдун, и боялись нарушать границы его владений. Однажды попытался крестьянин искупать свою лошадь в озере, а она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой. Как же объяснить такое явление?
Подведение итогов урока
что такое архимедова сила,
в результате чего она возникает,
от каких физических величин она зависит.
Оценивание учащихся.
Домашнее задание:
§ 48,49, вопросы в конце параграфа- низкий уровень