Сегодня мы наш урок начнем с повторения пройденного материала в виде физического диктанта. (самостоятельная работа на листочках. Вопросы и таблица с вариантами ответов в презентации PowerPoint, все выводится на доску).
Физический диктант
Переведите 1,5 км в метры. (1500 м)
Выразите 54 км/ч в м/c. (15м/с)
Сколько секунд содержится в 5 минутах? (300 с)
Пассажирский поезд за каждые 20 минут проходит 40 километров. Какое это движение – равномерное или неравномерное? (равномерное)
Велосипедист за 1200 секунд проехал 6км. С какой скоростью двигался велосипедист? (5 м/c)
Электровоз движется со скоростью 80 км/ч, какой путь он пройдет за 30 минут? Ответ дайте в километрах. (40км)
За какое время конькобежец, движущийся со скоростью12м/с, пройдет дистанцию 600 метров? (50с)
Е
Н
И
Ц
Я
Р
1
1,5м
1500км
1500м
0,15
0,015
1
2
1м/с
15м/с
30м/с
150м/с
0,15м/с
1500м/с
3
300с
35с
30с
180с
12600с
350с
4
неравномерное
равномерное
5
2 м/с
50 м/с
30 м/с
5 м/с
0,5 м/с
0,2 м/с
6
40 м/с
0,4 км/с
40 км
400 км/с
20 км/с
0,5 км/с
7
0,6 с
72 с
5 с
7,2 с
50 с
7200 с
Полученные ответы замените буквами из таблицы. Какое слово вы получили? ИНЕРЦИЯ.
ИНЕРЦИЯ - это тема нашего урока.
Открываем тетради, и записываем тему нашего урока «Инерция. Сила-мера взаимодействия».
Изложение нового материала
Просмотр мультфильма (https://www.youtube.com/watch?v=UVXih3LlZ-g)
Что вы можете сказать о просмотренных вами фрагментов мультфильмов?
Вы, конечно, заметили, что люди, когда стоят в движущемся автобусе, стараются держаться за верхнюю перекладину. Если этого не сделать, можно упасть вперед при резком торможении или назад — при быстром наборе скорости автобусом. То же происходит и в троллейбусе, трамвае или электричке.
Другой пример: если вы бежите и не заметили на своем пути камень, то, споткнувшись о него, падаете вперед.
Сущность этих явлений попытался понять Галилей. Он проделал очень простой опыт. Его может сделать каждый из вас. Установите на столе наклонную доску. На небольшом расстоянии от конца доски насыпьте на стол горку песка. По получившейся наклонной плоскости скатывайте шарик. Скатившись на стол и попав в песок, шарик быстро останавливается. Разровняйте песок и вновь повторите опыт. Теперь шарик, прежде чем остановиться, проходит больший путь. Если совсем убрать песок, шарик до остановки пройдет еще больший путь. Следовательно, песок мешал движению шарика. Галилей понял, что если бы стол был идеально гладким и очень длинным, то движение шарика было длительным. При этом шарик двигался бы с постоянной скоростью и по прямой линии. (Демонстрация эксперимента Г. Галилея)
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел Галилей назвал инерцией (от лат. inertia — неподвижность, бездеятельность).
Ньютон обобщил выводы Галилея и сформулировал следующий закон:
всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если на него не действуют другие тела.
Этот закон механики теперь называется первым законом Ньютона, или законом инерции.
Вы понимаете, что длительное движение по инерции в обычных условиях наблюдать невозможно, прежде всего из-за трения. Но, как уже было сказано, с проявлениями инерции мы встречаемся постоянно. Очень трудно мгновенно остановить движущийся автомобиль. Обычно после торможения машина еще некоторое время едет, причем тормозной путь зависит от скорости, с которой двигался автомобиль до торможения, качества дороги и протекторов на колесах. Помните об этом, и никогда не перебегайте дорогу перед движущимся транспортом!
Часто инерция бывает полезной. Именно благодаря ей мы можем ходить, кататься на коньках и лыжах, вытряхивать пыль из одежды и ковров.
Получается, что, хотя слово «инерция» означает «бездеятельность», без нее невозможно быть деятельным. Вот такой парадокс.
Велика роль инерции и в мире небесных тел. Например, Земля, двигаясь вокруг Солнца, одновременно участвует в двух движениях: под действием тяготения она как будто падает на Солнце и в то же время по инерции стремится улететь от него. Следовательно, если бы инерции не было, Земля просто упала бы на Солнце. Хорошо, что такое никогда не случится.
Приведите примеры показывающие, что тела приходят в движение при взаимодействии с другими телами.
Приведите примеры показывающие, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел.
Сила. Во всех приведенных вами примерах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения.
Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.
Сила – физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой этого действия.
Известны четыре признака действия на тело силы: изменение скорости, изменение направления движения тела, изменение формы тела, изменение размеров тела. Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.
Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей.
Например, если надавить пальцами на ластик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело деформируется.
Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.
Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить.
Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H]
В физике единицы величин выбирают не случайным образом, а так, чтобы они были согласованы с уже выбранными ранее единицами. Как же выбрали единицу силы – 1 ньютон? Оказывается, что если на покоящееся тело начнет действовать сила, то это тело будет двигаться ускоренно, а точнее, равномерно ускоренно. Это значит, что за равные промежутки времени скорость тела будет возрастать на равные величины. Зная эту особенность движения тел, силой в 1 ньютон назвали такую силу, которая, будучи приложенной к покоящемуся телу массой 1 кг, будет ежесекундно увеличивать его скорость на 1 м/с.
Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.
На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.
Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.
Итак, можно сказать, что результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.
Закрепление
Задание № 1 Решение качественных задач
Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?
Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.
Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?
Что произойдёт, если человек поскользнётся?
Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? (Основной причиной разрушений при землетрясении являются сильные подземные толчки и сотрясания земли, достигающие земной поверхности. Вследствие инерции и жесткости конструкции наземных сооружений они разрушаются.)
Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?
Физкультминутка с музыкой. (Музыка «веселая музыка детская, хорошая - ЗАРЯДКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СЕРЕДИНА (mixpromo.net)». Теперь немного отдохнём. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе. Представьте, что я — водитель. Я: • Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад. • Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд. • Поворачиваю налево. (Направо). • Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться Учитель. Пока мы ехали, всё время с нами была госпожа «Инерция». Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция?
Задание № 2 Работа в группах
А сейчас предлагаю взять карточки, которые находятся на ваших столах и ответить письменно на вопросы. Ответ пишем на тех же листках, что и физический диктант.
Карточка 1
Почему водителя и пассажиров резко трогающегося легкового автомобиля “вдавливает” в кресло?
Карточка 2
Объясните назначение ремней безопасности для пассажиров автомобилей и авиапассажиров.
Карточка 3
Почему перед подъемом дороги велосипедист увеличивает скорость движения?
Карточка 4
Для чего стоящим в автобусе, трамвае или троллейбусе пассажирам следует держаться за поручни?
Карточка 5
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Карточка 6
Зачем на повороте шофер замедляет ход машины?
Итоги урока.Задание № 3. Самостоятельная работа
Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос. 1. Что такое инерция? Г. Свойство тел сохранять скорость. У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. В. Изменение скорости тела под действием других тел. 2. Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить? С. Упадёт назад. Д. Упадёт вперед. Е. Останется неподвижным. 3. В каком случае наблюдается проявление инерции? А. Камень падает на дно ущелья. П. Пыль выбивают из ковра. Н. Мяч отскочил от стенки после удара. 4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились влево? И. Автобус остановился. Е. Автобус повернул направо. Ч. Автобус повернул налево. 5. Для чего делают разбег при прыжках в длину? К. Чтобы выше подпрыгнуть. Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела. Х. Чтобы набрать скорость для толчка.
Номер вопроса
1
2
3
4
5
Вариант ответа
Проверим ответы. Кто получил в таблице кодовое слово «успех»? Вы достигли успеха в усвоении явления инерция. Формула успеха - Удивляться! Действовать! Думать!
Выставление оценок. Рефлексия
Раздаются стикеры учащимся, и они пишут на них обратную связь.