kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Определение длины световой волны. Урок - исследование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Определение длины световой волны. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны». Урок - исследование.

Цели: Обобщить, систематизировать знания о природе света, экспериментально исследовать зависимость длины световой волны  от других физических величин, научить видеть   проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, воспитание мотивов учения.

Тема урока и цели выполнены в  Power Point, проектируются по сети на экраны мониторов и интерактивную доску.

 Актуализация знаний. Повторение, обобщение изученного материала о природе света. Решение задач. Учащиеся знакомят с результатами своих теоретических исследований, подготовленными в виде презентаций в Power Point (дисперсия, интерференция, дифракция света, дифракционная решетка. Приложения).

Выполнение лабораторной работы «Измерение длины световой волны».  (Приложение, материал учебника, необходимое оборудование.) Анализ полученных результатов, выводы.

Компьютерное тестирование. Задания подготовлены в четырех уровнях сложности. Результат заносят в «Таблицу самоконтроля». (Приложение).

Подведение итогов. Учащиеся заполняют таблицы самоконтроля с проставлением оценки по различным видам деятельности.

 Учитель анализирует вместе с учащимися результаты работы. Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный лист»

Урок- исследование

по теме «Определение длины световой волны»

Таблица самоконтроля

Ф. И. уч – ся ___________________________



Тестиро-вание (уровень А,В,C)

Мульти-медиа

Странич-ки истории

Доверяй, но проверяй

Термины. Фор-мулы.

Дополнительно

Оценка

учащегося








Оценка

учителя









Тестирование
















Урок- исследование

по теме «Определение длины световой волны»

Таблица самоконтроля

Ф. И. уч – ся ___________________________



Тестиро-вание (уровень А,В,C)

Мульти-медиа

Странич-ки истории

Доверяй, но проверяй

Термины. Фор-мулы.

Дополнительно

Оценка

учащегося








Оценка

учителя









Тестирование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»




Урок - исследование

(11 класс)
















Определение длины

световой волны


Тема:




Учитель: Радченко М.И.






Тема: Определение длины световой волны. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны».

Урок - исследование. (Приложение.)


Цели:

Обобщить, систематизировать знания о природе света, экспериментально исследовать зависимость длины световой волны от других физических величин, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, воспитание мотивов учения.

Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.


Кант Иммануил

(Немецкий философ, 1724-1804гг.)




Оформление – портреты ученых, биографическая справка, достижения в науке. Основные звенья научного творчества: исходные факты, гипотеза, следования, эксперимент, исходные факты.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Вступительное слово учителя. Тема урока и цели выполнены в Power Point, проектируются по сети на экраны мониторов и интерактивную доску.


Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа и основные звенья научного творчества

  1. Актуализация знаний. Повторение, обобщение изученного материала о природе света. Решение задач. Учащиеся знакомят с результатами своих теоретических исследований, подготовленными в виде презентаций в Power Point (дисперсия, интерференция, дифракция света, дифракционная решетка. Приложения).

  2. Выполнение лабораторной работы «Измерение длины световой волны». (Приложение, материал учебника.) Анализ полученных результатов, выводы.

  3. Компьютерное тестирование. Задания подготовлены в четырех уровнях сложности. Результат заносят в «Таблицу самоконтроля». (Приложение).

  4. Подведение итогов.

Учащиеся заполняют таблицы самоконтроля с проставлением оценки по различным видам деятельности.

Учитель анализирует вместе с учащимися результаты работы.







Просмотр содержимого документа
«Световые явления уровень А»

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Уровень А

1.Из перечисленных ниже тел выберите тело, являющееся естественным источником света.

А. Телевизор.

Б. Зеркало.

В. Луна.

Г. Солнце.

2. Для того, чтобы узнать скорость света в неизвестном прозрачном веществе, достаточно определить …

А. Плотность.

Б. Температуру.

В. Упругость.

Г. Давление.

Д. Показатель преломления.

3. Световая волна характеризуется длиной волны, частотой и скоростью распространения. При переходе из одной среды в другую не изменяется …

А. Скорость.

Б. Температура.

В. Длина волны.

Г. Только частота.

Д. Показатель преломления.

4. Оптическая система глаза строит изображение далеких предметов за сетчаткой. Какой это дефект зрения и какие линзы нужны для очков?

А. Дальнозоркость, собирающие.

Б. Близорукость, собирающие.

В. Нет дефекта зрения.

Г. Близорукость, рассеивающие.

Д. Дальнозоркость, рассеивающие.

5. Если показатель преломления алмаза равен 2,4, то скорость света (с=3*108м/с)

в алмазе равна …

А. 200000 км/с.

Б. 720000 км/с.

В. 125000 км/с.

Г. 725000 км/с.

Д. 300000 км/с.

6. Отраженная волна возникает, если …

А. Волна падает на границу раздела сред с разной плотностью.

Б. Волна падает на границу раздела сред с одинаковой плотностью.

В. Длина волны изменяется.

Г. Только частота одинаковая.

Д. Показатель преломления одинаковый.

7. Человек приближается к плоскому зеркалу со скоростью 2 м/с. Скорость, с которой он приближается к своему изображению, равна …

А.3 м/с.

Б.1 м/с.

В.4 м/с.

Г.0 м/с.

Д.2 м/с.

8. Какое из названных ниже явлений объясняется прямолинейным распространением света?

А. Молния.

Б. Блеск драгоценных камней.

В. Радуга.

Г. Тень от дерева.

9. Во время работы свет должен падать…

А. Справа.

Б. Слева.

В. Сверху.

Г. Спереди.

10. Какой оптический прибор может давать увеличенное и действительное изображение предмета?

А. Плоское зеркало.

Б. Стеклянная пластинка.

В. Собирающая линза.

Г. Рассеивающая линза.

11. На сетчатке глаза изображение…

А. Увеличенное, прямое, действительное.

Б. Уменьшенное, перевернутое (обратное), действительное.

В. Уменьшенное, прямое, мнимое.

Г. Увеличенное, перевернутое (обратное), мнимое.



Просмотр содержимого документа
«Световые явления уровень В»

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Уровень В

1. Для того, чтобы узнать скорость света в неизвестном прозрачном веществе, достаточно определить …

А. Плотность.

Б. Температуру.

В. Упругость.

Г. Давление.

Д. Показатель преломления.

2. Световая волна характеризуется длиной волны, частотой и скоростью распространения. При переходе из одной среды в другую не изменяется …

А. Скорость.

Б. Температура.

В. Длина волны.

Г. Только частота.

Д. Показатель преломления.

3. Оптическая система глаза строит изображение далеких предметов за сетчаткой. Какой это дефект зрения и какие линзы нужны для очков?

А. Дальнозоркость, собирающие.

Б. Близорукость, собирающие.

В. Нет дефекта зрения.

Г. Близорукость, рассеивающие.

Д. Дальнозоркость, рассеивающие.

4. Если показатель преломления алмаза равен 2,4, то скорость света (с=3*108м/с)

в алмазе равна …

А. 200000 км/с.

Б. 720000 км/с.

В. 125000 км/с.

Г. 725000 км/с.

Д. 300000 км/с.

5. Определить длину волны, если ее скорость равна 1500 м/с, а частота колебаний 500 Гц.

А. 0,33 м.

Б. 7,5*105м.

В. 30 м.

Г. 3 м.

Д. 0,75*105м.

6. Отраженная волна возникает, если …

А. Волна падает на границу раздела сред с разной плотностью.

Б. Волна падает на границу раздела сред с одинаковой плотностью.

В. Длина волны изменяется.

Г. Только частота одинаковая.

Д. Показатель преломления одинаковый.

7. Человек приближается к плоскому зеркалу со скоростью 2 м/с. Скорость, с которой он приближается к своему изображению, равна …

А.3 м/с.

Б.1 м/с.

В.4 м/с.

Г.0 м/с.

Д.2 м/с.

8. Какое из названных ниже явлений объясняется прямолинейным распространением света?

А. Молния.

Б. Блеск драгоценных камней.

В. Радуга.

Г. Тень от дерева.

9. Какой оптический прибор может давать увеличенное и действительное изображение предмета?

А. Плоское зеркало.

Б. Стеклянная пластинка.

В. Собирающая линза.

Г. Рассеивающая линза.

10. На сетчатке глаза изображение…

А. Увеличенное, прямое, действительное.

Б. Уменьшенное, перевернутое (обратное), действительное.

В. Уменьшенное, прямое, мнимое.

Г. Увеличенное, перевернутое (обратное), мнимое.

11. Найти период решетки, если дифракционное изображение первого порядка получено на расстоянии 2,43 см от центрального, а расстояние от решетки до экрана 1 м. Решетка была освещена светом с длиной волны 486 нм.

А.0,01 мкм.

Б.10 мкм.

В.20 мкм.

Г.0,02 мкм.

Д.1,5 мкм.

Просмотр содержимого документа
«Световые явления уровень Д»

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Уровень Д

1.Из перечисленных ниже тел выберите тело, являющееся естественным источником света.

А. Телевизор.

Б. Зеркало.

В. Луна.

Г. Солнце.


2. Угол падения светового луча равен30º. Угол отражения светового луча равен:

А. 0º.

Б. 30º.

В. 60º.

Г. 90º.


3. При солнечном затмении на Земле образуется тень и полутень от Луны (см. рис.). Что видит человек, находящийся в тени в точке А?

А

4. При помощи дифракционной решетки с периодом 0,02 мм получено первое дифракционное изображение на расстоянии 3,6 см от центрального максимума и на расстоянии 1,8 м от решетки. Найти длину световой волны.

А.0,3 мкм.

Б.0,1 мкм.

В.0,4 мкм.

Г.0,2 мкм.

Д.0,5 мкм.


5. Фокусное расстояние двояковыпуклой линзы 40 см. Чтобы изображение предмета получилось в натуральную величину, его надо поместить от линзы на расстоянии, равном …

А.80 см.

Б.50 см.

В.0,8 см.

Г.8 м.

Д. 60 см.


6. Первый дифракционный максимум для света с длиной волны 0,5 мкм наблюдается под углом 30 градусов к нормали. На 1 мм в дифракционной решетке содержится штрихов …

А.103.

Б. 10-6.

В. 106.

Г. 5*105.

Д. 2*103.


7. При фотографировании с расстояния 200 м высота дерева на негативе оказалась равной 5 мм. Если фокусное расстояние объектива 50 мм, то действительная высота дерева …

А.2 м.

Б.300 м.

В.250 м.

Г.200 м.

Д.20 м.


8. Для того, чтобы узнать скорость света в неизвестном прозрачном веществе, достаточно определить …

А. Плотность.

Б. Температуру.

В. Упругость.

Г. Давление.

Д. Показатель преломления.


9. Световая волна характеризуется длиной волны, частотой и скоростью распространения. При переходе из одной среды в другую не изменяется …

А. Скорость.

Б. Температуру.

В. Длина волны.

Г. Только частота.

Д. Показатель преломления.


10. Оптическая система глаза строит изображение далеких предметов за сетчаткой. Какой это дефект зрения и какие линзы нужны для очков?

А. Дальнозоркость, собирающие.

Б. Близорукость, собирающие.

В. Нет дефекта зрения.

Г. Близорукость, рассеивающие.

Д. Дальнозоркость, рассеивающие.


11. Определить длину волны, если ее скорость равна 1500 м/с, а частота колебаний 500 Гц.

А. 0,33 м.

Б. 7,5*105м.

В. 30 м.

Г. 3 м.

Д. 0,75*105м.


12. Если показатель преломления алмаза равен 2,4, то скорость света (с=3*108м/с)

в алмазе равна …

А. 200000 км/с.

Б. 720000 км/с.

В. 125000 км/с.

Г. 725000 км/с.

Д. 300000 км/с.


13. Отраженная волна возникает, если …

А. Волна падает на границу раздела сред с разной плотностью.

Б. Волна падает на границу раздела сред с одинаковой плотностью.

В. Длина волны изменяется.

Г. Только частота одинаковая.

Д. Показатель преломления одинаковый.


14. Человек приближается к плоскому зеркалу со скоростью 2 м/с. Скорость, с которой он приближается к своему изображению, равна …

А.3 м/с.

Б.1 м/с.

В.4 м/с.

Г.0 м/с.

Д.2 м/с.


15. Найти период решетки, если дифракционное изображение первого порядка получено на расстоянии 2,43 см от центрального, а расстояние от решетки до экрана 1 м. Решетка была освещена светом с длиной волны 486 нм.

А.0,01 мкм.

Б.10 мкм.

В.20 мкм.

Г.0,02 мкм.

Д.1,5 мкм.


16. Оптическая система глаза приспосабливается к восприятию предметов, находящихся на разном расстоянии за счет…

А. Изменения кривизны хрусталика.

Б. Дополнительного освещения.

В. Приближения и удаления предметов.

Г. Световых раздражений.


17. Какое из названных ниже явлений объясняется прямолинейным распространением света?

А. Молния.

Б. Блеск драгоценных камней.

В. Радуга.

Г. Тень от дерева.


18. Какой оптический прибор может давать увеличенное и действительное изображение предмета?

А. Плоское зеркало.

Б. Стеклянная пластинка.

В. Собирающая линза.

Г. Рассеивающая линза.


19. Во время работы свет должен падать…

А. Справа.

Б. Слева.

В. Сверху.

Г. Спереди.

20. На сетчатке глаза изображение…

А. Увеличенное, прямое, действительное.

Б. Уменьшенное, перевернутое (обратное), действительное.

В. Уменьшенное, прямое, мнимое.

Г. Увеличенное, перевернутое (обратное), мнимое.

Просмотр содержимого презентации
«Дифракционная решетка.»

Дифракционная решетка  На явлении дифракции основано устройство замечательного оптического прибора-дифракционной решетки.

Дифракционная решетка

На явлении дифракции основано устройство замечательного оптического прибора-дифракционной решетки.

Определение длины световой волны  AC=AB*sin φ=D*sin φ D*sin φ= k*λ Где k=0,1,2 … B φ D C А

Определение длины световой волны

AC=AB*sin φ=D*sin φ

D*sin φ= k*λ

Где k=0,1,2 …

B

φ

D

C

А

Дифракционная решетка разлагает свет в спектр и позволяет очень точно измерять длины световых волн.

Дифракционная решетка разлагает свет в спектр и позволяет очень точно измерять длины световых волн.

Просмотр содержимого презентации
«Дифракция»

Дифракция отклонение от прямолинейного распространения волн, огибание волнами препятствий Дифракция  механических волн Дифракция света

Дифракция

отклонение от прямолинейного

распространения волн, огибание волнами препятствий

Дифракция

механических волн

Дифракция

света

С Опыт Юнга В С

С

Опыт Юнга

В

С

Теория Френеля R а b B S

Теория Френеля

R

а

b

B

S

Юнг Томас  (1773-1829) английский ученый Френель Огюстен (1788 - 1821) французский физик

Юнг Томас (1773-1829) английский ученый

Френель Огюстен (1788 - 1821) французский физик

Просмотр содержимого презентации
«Интерференция»

Интерференция Сложение в пространстве волн, при котором образуется постоянное во времени распределение амплитуд результирующих колебаний

Интерференция

Сложение в пространстве волн, при котором образуется постоянное во времени распределение амплитуд результирующих колебаний

Открытие интерференции  Явление интерференции наблюдал Ньютон Открытие и термин интерференция принадлежат Юнгу

Открытие интерференции

Явление интерференции наблюдал Ньютон

Открытие и термин интерференция принадлежат Юнгу

Условие максимумов Амплитуда колебаний среды в данной точке максимальна, если разность хода двух волн, возбуждающих колебания в этой точке, равна целому числу длин волн ∆ d=k λ x t

Условие максимумов

  • Амплитуда колебаний среды в данной точке максимальна, если разность хода двух волн, возбуждающих колебания в этой точке, равна целому числу длин волн

d=k λ

x

t

Условие минимумов Амплитуда колебаний среды в данной точке минимальна, если разность хода двух волн, возбуждающих колебания в этой точке, равна нечетному числу полуволн. ∆ d=(2k+1) λ /2

Условие минимумов

  • Амплитуда колебаний среды в данной точке минимальна, если разность хода двух волн, возбуждающих колебания в этой точке, равна нечетному числу полуволн.

d=(2k+1) λ /2

Интерференция в тонких пленках «Мыльный пузырь, витая в воздухе… зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы»  Марк Твен

Интерференция в тонких пленках

«Мыльный пузырь, витая в воздухе… зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы»

Марк Твен

Интерференция в тонких пленках Различие в цвете связано с различием в длине волны. Световым пучкам различного цвета соответствуют волны различной длины. Для взаимного усиления волн требуется различная толщина пленки. Следовательно, если пленка имеет неодинаковую толщину, то при освещении ее белым светом должны появиться различные цвета. 2 1 2 1

Интерференция в тонких пленках

  • Различие в цвете связано с различием в длине волны. Световым пучкам различного цвета соответствуют волны различной длины. Для взаимного усиления волн требуется различная толщина пленки. Следовательно, если пленка имеет неодинаковую толщину, то при освещении ее белым светом должны появиться различные цвета.

2

1

2

1

Кольца Ньютона

Кольца Ньютона

  • Простая интерференционная картина возникает в тонкой прослойке воздуха между стеклянной пластиной и положенной на ней плоско-выпуклой линзой, сферическая поверхность которой имеет большой радиус кривизны.
Кольца Ньютона Волны 1 и 2 когерентны. Если вторая волна отстает от первой на целое число длин волн, то, складываясь, волны усиливают друг друга. Вызываемые ими колебания происходят в одной фазе. Если вторая волна отстает от первой на нечетное число полуволн, то колебания, вызванные ими, будут происходить в противоположных фазах и волны гасят друг друга 1 2

Кольца Ньютона

  • Волны 1 и 2 когерентны. Если вторая волна отстает от первой на целое число длин волн, то, складываясь, волны усиливают друг друга. Вызываемые ими колебания происходят в одной фазе.
  • Если вторая волна отстает от первой на нечетное число полуволн, то колебания, вызванные ими, будут происходить в противоположных фазах и волны гасят друг друга

1

2

Применение интерференции

Применение интерференции

  • Проверка качества обработки поверхностей.
  • Нужно создать тонкую клиновидную прослойку воздуха между поверхностью образца и очень гладкой эталонной пластиной. Тогда неровности вызовут заметные искривления интерференционных полос.
Применение интерференции

Применение интерференции

  • Просветление оптики. Часть пучка после многократного отражения от внутренних поверхностей все же проходит через оптический прибор, но рассеивается и уже не участвует в создании четкого изображения. Для устранения этих последствий используют просветление оптики. На поверхность оптического стекла наносят тонкую пленку. Если амплитуды отраженных волн одинаковы или очень близки друг к другу, то гашение света будет полным. Гашение отраженных волн у объективов означает, что весь свет проходит сквозь объектив.

Просмотр содержимого презентации
«Определение длины световой волны л р»

Формула: λ =( d sin φ ) /k , где d  - период решетки, k – порядок спектра, φ – угол, под которым наблюдается максимум света

Формула:

λ =( d sin φ ) /k ,

где d - период решетки, k порядок спектра, φ – угол, под которым наблюдается максимум света

b Экран tg φ=b/a  Расстояние а отсчитывается по линейке от решетки до экрана, расстояние b – отсчитывается по шкале экрана от щели до выбранной линии спектра Максимум света φ а Решетка

b

Экран

tg φ=b/a

Расстояние а отсчитывается по линейке от решетки до экрана, расстояние b – отсчитывается по шкале экрана от щели до выбранной линии спектра

Максимум света

φ

а

Решетка

Конечная формула  λ = db/ka

Конечная формула

λ = db/ka

Световая волна Интерференционные опыты позволяют измерить длину световой волны : она очень мала – от 4*10 -7 до 8*10 -7 м

Световая волна

Интерференционные опыты позволяют измерить длину световой волны : она очень мала – от 4*10 -7 до 8*10 -7 м


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Определение длины световой волны. Урок - исследование.

Автор: Радченко Мая Ивановна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок "Спектры и спектральный анализ""
    ["seo_title"] => string(36) "urok-spiektry-i-spiektral-nyi-analiz"
    ["file_id"] => string(6) "275020"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452508020"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект урока "Путешествие в мир Оптики и Квантовой физики" по теме "Фотоэлектрический эффект.Применение фотоэффекта в технике" "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-v-mir-optiki-i-kvantovoi-fiziki-po-tiemie-fotoeliektrichieskii-effiekt-primienieniie-fotoeffiekta-v-tiekhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "215568"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432729711"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План - конспект урока "Уравнение фотоэффекта""
    ["seo_title"] => string(41) "plan_konspekt_uroka_uravnenie_fotoeffekta"
    ["file_id"] => string(6) "550750"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590044426"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация "Источники света. Распространение света" "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-istochniki-svieta-rasprostranieniie-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "189247"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426848109"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Применение фотоэффекта "
    ["seo_title"] => string(28) "primienieniie-fotoeffiekta-1"
    ["file_id"] => string(6) "184554"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426067040"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства