kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Спектры и спектральный анализ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: разъяснить учащимся роль спектрального анализа в науке и технике, закрепить понятие дисперсии; способствовать формированию познавательных способностей учащихся; развивать умение применять свои знания на практике.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Демонстрации: 1. Таблица «Спектроскоп, спектрограф».

                  2. Наблюдение сплошного спектра.

                   3. Компьютерная презентация «Спектры. Спектральный анализ».

План изложения нового материала.

  1. Спектральный анализ.Спектральные аппараты.
  2. Спектры излучения.
  3. Спектры поглощения.
  4. Применение спектрального анализа.

 ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Спектральный анализ. Явление дисперсии используется в науке и технике в виде метода определения состава вещества, получившего название спектрального анализа. В основе этого метода лежит изучение света, излучаемого или поглощаемого веществом.

Спектральным анализом называется метод изучения химического состава вещества, основанный на исследовании его спектров.

Получение и анализ спектров играют большую роль в теоретической и прикладной оптике, астрономии, криминалистке и т. д.

Ни один из источников света не дают монохроматического света, т. е. света строго определенной длины волны. В этом нас убеждают опыты по  разложению света в спектр с помощью призмы, а также опыты по интерференции и дифракции. Та энергия, которую несет с собой свет от источника, определенным образом распределена между волнами всех длин, входящих в состав светового пучка. Можно сказать, что энергия распределена по частотам, так как между длиной волны и частотой существует простая связь:

λυ=с.

Полагаться на глаз при оценке распределения энергии нельзя, так как глаз обладает избирательной чувствительностью к свету (максимум его чувствительности лежит в желто-зеленой области спектра).

  1. Спектральные аппараты. Для получения и исследования спектров используют спектральные аппараты. Наиболее простые – призма и дифракционная решетка. Более точные – спектроскоп и спектрограф.

Спектроскопом называется прибор, с помощью которого визуально исследуется спектральный состав света, испускаемого некоторым источником.

Спектрографом называется прибор, котором спектр регистрируется на фотопластинке.

Принцип действия прибора основан на явлении дисперсии.

Дисперсия – зависимость показателя преломления света от длины волны или частоты.

  1. Спектры излучения. Спектральный состав излучения у различных веществ имеет весьма разнообразный характер. Однако все спектры делятся на три типа: а) сплошной спектр; б) линейчатый спектр; полосатый спектр.

а) Сплошной спектр (непрерывный) спектр. Накаленные твердые и жидкие тела и газы (при большом давлении) испускают свет, разложение которого дает сплошной спектр, в котором спектральные цвета непрерывно переходят один в другой.

Сплошные спектры одинаковы для разных веществ, и поэтому их нельзя использовать для определения состава вещества.

б) Линейчатый спектр. Возбужденные атомы разреженных газов или паров испускают свет, разложение которого дает линейчатый спектр, состоящий из отдельных цветных линий. Каждый химический элемент имеет характерный для него линейчатый спектр. Атомы таких веществ не взаимодействуют друг с другом и излучают свет только определенных длин волн.

Изолированные атомы данного химического элемента излучают строго

 определенные длины волн. Это позволяет  по спектральным линиям судить о химическом составе источника света.

в) Полосатый спектр. Спектр молекулы состоит из большого числа отдельных линий, сливающихся в полосы, четкие с одного края и размытые с другого. В отличие от линейчатых спектров полосатые спектры создаются не атомами, а молекулами, не связанными или слабо связанными друг с другом. Серии очень близких линий группируются на отдельных участках спектра и заполняют целые полосы.

В 1860 г. немецкие ученые Г. Кирхгоф и Р. Бунзен, изучая спектры металлов, установили следующие факты:

1) каждый металл имеет свой спектр;

2) спектр каждого металла строго постоянен;

3) яркость линий зависит от концентрации элемента в данном веществе.

4. Спектры поглощения. Если белый свет от источника, дающего сплошной спектр, пропускается через пары исследуемого вещества и затем разлагается в спектр, то на фоне сплошного спектра наблюдаются темные линии поглощения в тех же самых местах, где находились бы линии спектра испускания паров исследуемого элемента. Такие спектры получили название спектров поглощения.

Атомы поглощают излучение лишь тех длин волн, которые они могут испускать при данной температуре.

  1. Применение спектрального анализа. Наблюдая спектры, ученые получили возможность «заглянуть» внутрь атома.

С помощью спектрального анализа можно обнаружить данный элемент в составе сложного вещества, если даже его масса не превышает 10-10г. Линии, присущие данному элементу, позволяют качественно судить о его наличии. Яркость линий дает возможность (при соблюдении стандартных условий возбуждения) количественно судить о наличии того или иного элемента. Спектральный анализ можно проводить и по спектрам поглощения. Именно линии поглощения в спектре Солнца и звезд позволяют исследовать химический состав этих небесных тел.

В астрофизике по спектрам можно определить многие физические характеристики объектов: температуру, давление, скорость движения, магнитную индукцию и др.

Основные направления применения спектрального анализа таковы:

  1. физико-химические исследования;
  2. машиностроение, металлургия;
  3. атомная индустрия;
  4. астрономия, астрофизика,
  5. криминалистика.

Вопросы к учащимся в ходе изложения нового материала.

1. Что понимают под спектром?

2. Чем отличается спектр, полученный с помощью дифракционной решетки, от спектра, полученного с помощью трехгранной призмы?

3.Какой спектр дает раскаленный кусок железа? Расплавленное железо? Пары железа?

4. Является ли спектр лампы накаливания непрерывным?

Для конспекта ученика.

- Спектральным анализом называется метод изучения химического состава вещества, основанный на исследовании его спектров.

-Типы спектров излучения: 1) сплошной; 2) линейчатый испускания и линейчатый поглощения; 3) полосатый.

Домашнее задание. Проработать параграф учебника по теме. Найти более подробный материал о применении спектрального анализа.

  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спектры и спектральный анализ»


Спектры и спектральный анализ.

Урок физики в 11 классе.

Подготовила учитель физики Каулавичуте Ирина Леонасовна,

Донецкая общеобразовательная школа

I-III ступеней № 108

Цель урока: разъяснить учащимся роль спектрального анализа в науке и технике, закрепить понятие дисперсии способствовать формированию познавательных способностей учащихся; развивать умение применять свои знания на практике.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Демонстрации: 1. Таблица «Спектроскоп, спектрограф».

2. Наблюдение сплошного спектра.

3. Компьютерная презентация «Спектры. Спектральный анализ».

План изложения нового материала.

  1. Спектральный анализ.

Спектральные аппараты.

  1. Спектры излучения.

  2. Спектры поглощения.

  3. Применение спектрального анализа.

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Спектральный анализ. Явление дисперсии используется в науке и технике в виде метода определения состава вещества, получившего название спектрального анализа. В основе этого метода лежит изучение света, излучаемого или поглощаемого веществом.

Спектральным анализом называется метод изучения химического состава вещества, основанный на исследовании его спектров.

Получение и анализ спектров играют большую роль в теоретической и прикладной оптике, астрономии, криминалистке и т. д.

Ни один из источников света не дают монохроматического света, т. е. света строго определенной длины волны. В этом нас убеждают опыты по разложению света в спектр с помощью призмы, а также опыты по интерференции и дифракции. Та энергия, которую несет с собой свет от источника, определенным образом распределена между волнами всех длин, входящих в состав светового пучка. Можно сказать, что энергия распределена по частотам, так как между длиной волны и частотой существует простая связь:

λυ=с.

Полагаться на глаз при оценке распределения энергии нельзя, так как глаз обладает избирательной чувствительностью к свету (максимум его чувствительности лежит в желто-зеленой области спектра).

  1. Спектральные аппараты. Для получения и исследования спектров используют спектральные аппараты. Наиболее простые – призма и дифракционная решетка. Более точные – спектроскоп и спектрограф.

Спектроскопом называется прибор, с помощью которого визуально исследуется спектральный состав света, испускаемого некоторым источником.

Спектрографом называется прибор, котором спектр регистрируется на фотопластинке.

Принцип действия прибора основан на явлении дисперсии.

Дисперсия – зависимость показателя преломления света от длины волны или частоты.

  1. Спектры излучения. Спектральный состав излучения у различных веществ имеет весьма разнообразный характер. Однако все спектры делятся на три типа: а) сплошной спектр; б) линейчатый спектр; полосатый спектр.

а) Сплошной спектр (непрерывный) спектр. Накаленные твердые и жидкие тела и газы (при большом давлении) испускают свет, разложение которого дает сплошной спектр, в котором спектральные цвета непрерывно переходят один в другой.

Сплошные спектры одинаковы для разных веществ, и поэтому их нельзя использовать для определения состава вещества.

б) Линейчатый спектр. Возбужденные атомы разреженных газов или паров испускают свет, разложение которого дает линейчатый спектр, состоящий из отдельных цветных линий. Каждый химический элемент имеет характерный для него линейчатый спектр. Атомы таких веществ не взаимодействуют друг с другом и излучают свет только определенных длин волн.

Изолированные атомы данного химического элемента излучают строго

определенные длины волн. Это позволяет по спектральным линиям судить о химическом составе источника света.

в) Полосатый спектр. Спектр молекулы состоит из большого числа отдельных линий, сливающихся в полосы, четкие с одного края и размытые с другого. В отличие от линейчатых спектров полосатые спектры создаются не атомами, а молекулами, не связанными или слабо связанными друг с другом. Серии очень близких линий группируются на отдельных участках спектра и заполняют целые полосы.

В 1860 г. немецкие ученые Г. Кирхгоф и Р. Бунзен, изучая спектры металлов, установили следующие факты:

1) каждый металл имеет свой спектр;

2) спектр каждого металла строго постоянен;

3) яркость линий зависит от концентрации элемента в данном веществе.

4. Спектры поглощения. Если белый свет от источника, дающего сплошной спектр, пропускается через пары исследуемого вещества и затем разлагается в спектр, то на фоне сплошного спектра наблюдаются темные линии поглощения в тех же самых местах, где находились бы линии спектра испускания паров исследуемого элемента. Такие спектры получили название спектров поглощения.

Атомы поглощают излучение лишь тех длин волн, которые они могут испускать при данной температуре.

  1. Применение спектрального анализа. Наблюдая спектры, ученые получили возможность «заглянуть» внутрь атома.

С помощью спектрального анализа можно обнаружить данный элемент в составе сложного вещества, если даже его масса не превышает 10-10г. Линии, присущие данному элементу, позволяют качественно судить о его наличии. Яркость линий дает возможность (при соблюдении стандартных условий возбуждения) количественно судить о наличии того или иного элемента. Спектральный анализ можно проводить и по спектрам поглощения. Именно линии поглощения в спектре Солнца и звезд позволяют исследовать химический состав этих небесных тел.

В астрофизике по спектрам можно определить многие физические характеристики объектов: температуру, давление, скорость движения, магнитную индукцию и др.

Основные направления применения спектрального анализа таковы:

  1. физико-химические исследования;

  2. машиностроение, металлургия;

  3. атомная индустрия;

  4. астрономия, астрофизика,

  5. криминалистика.

Вопросы к учащимся

в ходе изложения нового материала.

1. Что понимают под спектром?

2. Чем отличается спектр, полученный с помощью дифракционной решетки, от спектра, полученного с помощью трехгранной призмы?

3.Какой спектр дает раскаленный кусок железа? Расплавленное железо? Пары железа?

4. Является ли спектр лампы накаливания непрерывным?



Для конспекта ученика.

- Спектральным анализом называется метод изучения химического состава вещества, основанный на исследовании его спектров.

-Типы спектров излучения: 1) сплошной; 2) линейчатый испускания и линейчатый поглощения; 3) полосатый.

Домашнее задание. Проработать параграф учебника по теме. Найти более подробный материал о применении спектрального анализа.









Просмотр содержимого презентации
«Спектры и спектральный анализ»

Спектральный анализ –  это метод изучения химического состава вещества, основанный на исследовании его спектров. Количественный спектральный анализ Качественный спектральный анализ

Спектральный анализ – это метод изучения химического состава вещества, основанный на исследовании его спектров.

Количественный спектральный анализ

Качественный спектральный анализ

Дисперсия – зависимость показателя преломления вещества от длины волны света. Благодаря дисперсии белый свет разлагается в спектр при прохождении через стеклянную призму. Поэтому такой спектр называют дисперсионным.

Дисперсия – зависимость показателя преломления вещества от длины волны света. Благодаря дисперсии белый свет разлагается в спектр при прохождении через стеклянную призму. Поэтому такой спектр называют дисперсионным.

Основные направления применения спектрального анализа.

Основные направления применения спектрального анализа.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Физика

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 11 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Урок "Спектры и спектральный анализ"

    Автор: Каулавичуте Ирина Леонасовна

    Дата: 11.01.2016

    Номер свидетельства: 275020

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#854 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(108) "Конспект урока физики "Виды спектров. Спектральный анализ" "
        ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-fiziki-vidy-spiektrov-spiektral-nyi-analiz"
        ["file_id"] => string(6) "235616"
        ["category_seo"] => string(6) "fizika"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1443773381"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#876 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(128) "Презентация для урока в 11классе по теме "Спектры. Спектральный анализ""
        ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia_dlia_uroka_v_11klassie_po_tiemie_spiektry_spiektral_nyi_analiz"
        ["file_id"] => string(6) "421470"
        ["category_seo"] => string(6) "fizika"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1497276312"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#854 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(167) "Физика 11 класс "Виды излучений. Виды спектров и спектральный анализ. Спектральные аппараты""
        ["seo_title"] => string(80) "fizika_11_klass_vidy_izluchenii_vidy_spektrov_i_spektralnyi_analiz_spektralnye_a"
        ["file_id"] => string(6) "602216"
        ["category_seo"] => string(6) "fizika"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1647263549"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#876 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(104) "Презентация для урока физики в 11 классе по теме "Спектры" "
        ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-dlia-uroka-fiziki-v-11-klassie-po-tiemie-spiektry"
        ["file_id"] => string(6) "115786"
        ["category_seo"] => string(6) "fizika"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1412104683"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#854 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(105) "К уроку физики 11 класса презентация "Излучение и спектры" "
        ["seo_title"] => string(64) "k-uroku-fiziki-11-klassa-priezientatsiia-izluchieniie-i-spiektry"
        ["file_id"] => string(6) "111804"
        ["category_seo"] => string(6) "fizika"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1407938121"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    Распродажа видеоуроков!
    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства