kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В интересной, увлекательной форме повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»; совершенствовать навыки решения качественных и количественных задач; продолжить формирование знаний о видах теплопередачи путём выполнения экспериментальной работы; развитие коммуникативных качеств, творческих способностей, расширить кругозор учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества"»

Ивановская область, Шуйский район, с. Пустошь

Канаичева Мария Викторовна, учитель физики.

Обобщающий урок по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества», 8 класс.

Цели и задачи урока: В интересной, увлекательной форме повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»; совершенствовать навыки решения качественных и количественных задач; продолжить формирование знаний о видах теплопередачи путём выполнения экспериментальной работы; развитие коммуникативных качеств, творческих способностей, расширить кругозор учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. (90мин)

Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, приборы для выполнения экспериментальной работы, презентации учащихся.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Про теплоту начинаем рассказ, всё вспомним, обобщим сейчас.

В восемнадцатом веке теплоту представляли в виде невесомой и невидимой жидкости, пропитывающей поры тела, как вода пропитывает губку. Эту жидкость назвали теплородом. М.В.Ломоносов решительно отвергал теорию теплорода и в своих «размышлениях о причине теплоты и холода» высказал утверждение о том, что тепловые явления обусловлены движением частиц тела – его молекул. Нам очевидна правильность идей великого русского учёного, и сегодня на уроке мы будем говорить о тепловых явлениях.

II. «Физика в загадках»

Этот этап урока посвящён актуализации знаний учащихся. Учитель загадывает загадку, после ответа ребятам задается физический вопрос.


  • Кума ела, ела дуб

и сломала себе зуб. (Пила)

? Почему пила нагревается во время работы?


  • Два арапа – родные брата,

ростом по колено,

везде с нами гуляют

и нас защищают. (Сапоги)

? В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной?


  • В маленьком амбаре

лежит сто пожаров. (Спички)

? Какими двумя способами можно зажечь спичку? В чём сходство и различие причин, приведших к воспламенению спички в обоих случаях?


  • Без огня горит,

без крыльев летит. (Солнце)

? Каким способом передаётся энергия от Солнца к Земле?

Какие тела лучше, а какие хуже поглощают энергию излучения?

  • Бело покрывало на земле лежало,

лето пришло – оно всё сошло. (Снег)

? Почему почва, покрытая снегом, промерзает меньше, чем открытая?


  • Вечером на землю слетает,

ночь на земле пребывает,

утром опять улетает. (Роса)

? Почему роса обильнее после жаркого дня?


  • Пушистая вата плывёт куда – то:

чем вата ниже,

тем дождик ближе. (Облака)

? Как образуются облака?


  • Над рекой, над долиной

повисла белая холстина. (Туман)

? Почему после жаркого дня вечером и ночью над рекой часто образуется туман?


  • Не пчела, не шмель,

а жужжит,

неподвижно крыло,

а летит. (Самолёт)

? Изменяется ли внутренняя энергия при трении корпуса движущегося самолета о воздух?


  • Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

? Почему после сильного шторма вода в море становится теплее?


III. «Физика в графиках»

П роверить умение учащихся читать и понимать графики.


  • На рисунке представлен график охлаждения и кристаллизации твёрдого тела. Какому процессу соответствуют участки графика АВ, ВС, СД?



  • Н а рисунке приведены графики зависимости количества теплоты, полученной алюминиевым чайником и водой, от времени их нагревания. Какой график соответствует воде, а какой – чайнику, если их массы одинаковы?




  • Для какого вещества представлен график плавления и нагревания?

Согласно графику составьте задачу и решите её. Масса вещества равна 2кг.




IV. «Физика за чашкой чая»

Решение качественных задач. На экран проецируется рисунок и серия вопросов к нему.

  • В каком чайнике вода скорее нагревается: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?

  • В каком чайнике вода остынет быстрее: в темном или светлом?

  • Почему электрические чайники делают блестящими?

  • Почему нагревательный элемент в электрическом чайнике расположен внизу?

  • Почему самовар «поёт» перед тем, как закипеть?

  • Почему ручки у самовара деревянные?

  • Почему у чайных стаканов дно делается несколько толще, чем стенки?

  • Зачем, прежде чем налить в стакан кипяток в него опускают чайную ложку?

  • Почему чай в блюдце остывает быстрее, чем в чашке?

  • Почему вы обжигаете губы, когда пьете чай из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьете чай из фарфоровой чашки? (Температура чая одинаковая)

V. «Физика в задачах»

Цель этого этапа урока – совершенствовать навыки решения задач, воспитание правильной самооценки у учащихся. Каждый ученик получает карточку с задачами, на решение которых отводится определённое количество времени. После выполнения задания на экране высвечивается правильное решение, ребята проверяют свою работу и оценивают её согласно критериям, указанным в карточке.


1 вариант

2 вариант

1. Какое количество теплоты передаст окружающим телам кирпичная печь массой 1,5т при охлаждении от 30оС до 20оС?

(ответ: 13200 кДж)

1. Стальная деталь массой 20кг при обработке на токарном станке нагрелась на 50оС. На сколько увеличилась внутренняя энергия детали?

(ответ: 500 кДж)

2. Какое количество теплоты потребуется для плавления 14 кг меди, начальная температура которой 83оС? Начертите примерный график нагревания и плавления меди.

(ответ: ≈ 8,6 МДж)

2. Какое количество теплоты выделят 15 кг воды, взятой при температуре 20оС, превратившись в лёд при температуре 0оС? Начертите примерный график охлаждения и кристаллизации воды.

(ответ: ≈ 6,4 МДж)

3. Какое количество теплоты выделится при конденсации стоградусного водяного пара массой 2,5 кг?

(ответ: 5,75 МДж)

3. Определите количество теплоты, необходимое для обращения в пар 1 кг ртути, взятой при температуре 357оС.

(ответ: 0,3 МДж)

4. На сколько градусов нагреется 4кг воды при сжигании 30г каменного угля, если считать, что вся энергия, выделенная при сгорании угля, пойдёт на нагревание воды?

(ответ: ≈ 53,6оС)

4. Воду какой массы можно нагреть от 30оС до кипения, израсходовав 2кг дров? Потерями тепла пренебречь.

(ответ: ≈ 88,4 кг)

5. В воду массой 5кг, взятую при температуре 7оС, погрузили кусок железа, нагретый до 540оС. Определите массу железа, если температура смеси стала равной 40оС.

(ответ: ≈ 2,8 кг)

5. В воду с температурой 20оС влили ртуть, масса которой равна массе воды. Определите начальную температуру ртути, если установившаяся температура стала 21оС.

(ответ: ≈ 53,3оС)


Критерии оценки:

«3» - за любые две правильно решенные задачи под № 1, № 2, № 3.

«4» - за любые три правильно решенные задачи из карточки.

«5» - за любые четыре правильно решенные задачи из карточки.

VI. «Физика экспериментальная»

В ходе экспериментальной деятельности учащиеся посредством проведения опыта и, анализируя, делают вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом явлении.

Ребята работают в парах. После выполнения работы следует проанализировать ответы учащихся на вопросы. Перед проведением опытов обязательно напомнить ребятам о технике безопасности.


Эксперимент №1.


Грани стакана заклеены изнутри полосками белой и чёрной бумаги. Внутри стакана ровно посередине установлена стеариновая свеча.

Задание: К стакану снаружи при помощи пластилина к каждой грани прикрепите гвоздики (все на одной высоте к верхней части стакана). Поставьте стакан на тарелку, зажгите свечу.

Ответьте на вопросы:

1. Что вы наблюдаете?

2. С каким видом теплопередачи вы имеете дело в этом случае?

3. Почему пожарные носят на голове блестящие металлические каски?


Эксперимент № 2.

З адание:

а) Зажгите стеариновую свечу, накройте её стеклянной цилиндрической трубкой.

Что вы наблюдаете?

б) Приподнимите трубку.

Что вы наблюдаете в этом случае?

в) Опустите в трубку бумажную перегородку, не доходящую до пламени.

Что происходит теперь? Объясните наблюдаемые явления.

Ответьте на вопросы:

1. Возможна ли конвекция в твёрдых телах?

2. Почему в печах с высокими трубами тяга больше, чем в печах с низкими трубами?

3. Будет ли свеча гореть в кабине космического корабля в состоянии невесомости?


Эксперимент №3.

Задание:

а) Прижмите фольгу к картону.

б) Потрите фольгу о картон, сделав 10 движений вперед-назад.

Ответьте на вопросы:

1. Как изменилась температура фольги и картона после совершения работы?

2. Как изменилась внутренняя энергия фольги после совершения работы?

3. Каким способом изменялась внутренняя энергия этих тел в проделанном опыте?


VII. «Физика в таблицах»

Этап урока посвящен составлению опорного конспекта и обобщающей таблицы по теме. Учащиеся делают записи в тетрадях.



В нутренняя энергия – энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.


Способы изменения внутренней энергии




совершение механической работы теплопередача


т рение деформация


теплопроводность излучение

конвекция



При составлении обобщающей таблицы класс делится на четыре группы. Каждая группа получает задание составить рассказ об одном из процессов. Представитель группы выходит к доске, описывает процесс, заполняет строку таблицы на доске.


Количество теплоты – энергия, переданная или полученная телом в результате теплообмена.

Q

Процесс

Количество теплоты

Формула, описывающая процесс

График

Постоянная физическая величина

Нагревание


Охлаждение

Q–? (поглощается)


Q – ?

(выделяется)

Q = ?

(cmΔt)


Q =?

( - cmΔt)


t , оС



t, с


«с» - удельная теплоёмкость

[с] = Дж/кгоС

Плавление


Кристаллизация

Q –?

(поглощается)


Q – ?

(выделяется)

Q = ?

(λm)


Q = ?

(- λm)


t , оС

t ,пл.(кр.)

t,с


«λ» - удельная теплота плавления

[λ] = Дж/кг

Испарение


Конденсация

Q – поглощается


Q - выделяется

Q = r m


Q = - r m


t, оС

t,исп.

( кон.)

t,с


«r» - удельная теплота паро-образования

[r] = Дж/кг

Сгорание топлива


Q – выделяется



Q = qm



«q» - удельная теплота сгорания топлива


VIII. Заключение.

В начале урока ребята получили лист самооценки, после каждого этапа урока ставили «+» за правильный ответ. Учитель подводит итоги урока. Учащиеся подсчитывают рейтинг в листе самооценки, ставят себе оценку за работу на уроке. Лист самооценки сдают учителю.


Лист самооценки.

Фамилия, Имя учащегося

«+» – ответил



Физика в загадках



Загадка Вопрос



Физика в графиках



Г рафик

№1 №2 №3




Физика за чашкой чая


Вопросы


№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 № 10





Физика в задачах

Задача


№1 №2 №3 № 4 № 5




Физика экспериментальная

Эксперимент

№1 №2 №3



Итого (рейтинг)


«+» – (кол-во)


Оценка за урок




Л итература


1. А.В. Перышкин. Физика – 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

2. Марон А.Е, Марон Е.А. Физика: Дидактические материалы, 8 класс. – М.: Дрофа, 2004.

3. А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к уроку. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.

4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. Вступ. Ст., коммент. И слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.

5. Л.А. Горев. Занимательные опыты по физике. – М.: «Просвещение», 1985.

6. Л. Гальперштейн. Забавная физика. – М.: «Детская литература»,1994.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме "Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества"

Автор: Канаичева Мария Викторовна

Дата: 23.01.2022

Номер свидетельства: 598646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества". "
    ["seo_title"] => string(110) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "228901"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441545186"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Урок физики по теме "Тепловые явления" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-fiziki-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134728"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416775903"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обобщающие таблицы по теме «Тепловые явления» "
    ["seo_title"] => string(59) "obobshchaiushchiie-tablitsy-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110626"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406313251"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Своя игра по физике для 8 класса» Тепловые явления. "
    ["seo_title"] => string(58) "svoia-ighra-po-fizikie-dlia-8-klassa-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121005"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413837673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства