kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МОБУ "СОШ №31"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Сила трения. Трение в природе и технике.

Этапы работы

                                                   Содержание этапа.

Цели урока:

Задачи :  Обучающая

Воспитательная

Развивающая

- ознакомить учащихся с явлением трения, сформировав понятие сила трения и экспериментально установив  зависимость этой силы. 

- продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, на примере свойств трения; Показать связь изучаемого материала с реальной жизнью.

- совершенствования  навыков групповой работы; воспитание коммуникативных свойств личности учащихся.

- развивать речь, логическое мышление, трудоспособность.

Оборудование: 

наклонная плоскость,  машинка,  лист наждачной бумаги, кусок мех или поролон,проэктор

Тип урока: 

Комбинированный, формирование новых знаний.

1

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Мы знаем, что физика – наука о природе. Вспомним слова Ф.И. Тютчева:

«Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не безликий лик,-

В ней есть душа, в ней есть свободы.

В ней есть любовь, в ней есть язык»

Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать.

Падение яблока, взрыв сверхновой звезды, прыжок кузнечика или радиоактивный распад веществ происходят в результате взаимодействия.

Мы с вами знаем, что количественной мерой взаимодействияявляется  - сила.

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Дом. Задание придумать несколько вопросов по следующим темам. Ответ устно

1. Что такое сила? Что вы о ней знаете?

2. Назовите, какие силы встречаются в природе?

3. Какие силы действуют на тело, лежащее на столе? ( сила тяжести, вес тела, сила упругости)

4. Дайте определение силы тяжести.

5. Как действует сила упругости? И куда она направлена?

6. Что понимают под весом тела?

3

Изучение нового учебного материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной силой природы – силой трения.

Откройте свои тетради, запишите тему урока «Сила трения»

С явлением трения мы знакомы уже давно. В походе можно услышать: «Не натрите ноги», в школе – «Сотрите с доски записи». Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку в руке – трение, пишем вот эту фразу – трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают – трение; гвозди держат полку с книжками, не вылезают из стены – трение. Чтобы дать определение силе трения, давайте обратимся к опыту.

Опыты делают рядами, !-1, 2-2, 3-3. по 2 парты то есть по 4 человека –вывод устно, самостоятельно, по том записываем каждая команда обосновывает свой вывод, дети общаются, дискуссия. Вывод устно

Опыт №1. По наклонной плоскости съезжает машинка и доезжает до края стола.

Опыт № 2. На стол расстелить кусок наждачной бумаги, теперь машинка останавливается, не доезжая до края стола.

Опыт№3. На стол расстелить мех или поролон, машинка, заехав на них сразу, сразу же останавливается.

Вопросы(вопросы всем)

Что является причиной изменения скорости тела ( машинки)?

Какая сила заставила остановиться машинку во всех трёх случаях и почему машинка проехала разные расстояния?

Практическая работа № 1 (работа в парах)

1.Положить на брусок груз, прикрепить к брусу динамометр и равномерно начать тянуть его. Заметить показания динамометра в тот момент, когда брусок сдвинется с места – это и будет сила трения покоя (показания записать в таблицу).

2. Брусок с грузом с помощью динамометра равномерно перемещать по поверхности стола и измерить силу трения скольжения (записать в таблицу).

3. Положить под брусок два карандаша и измерить силу трения качения ( записать в таблицу)

Вид трения

Сила, Н

1

Трение покоя

2

Трение скольжения

3.

Трение качения

Выводы: Сила трения покоя всегда больше силы трения скольжения, а сила трения скольжения больше силы трения качения.

Однако, одно из самых гениальных изобретений человечества – колесо. Хорошо известно, что несравнимо легче вести груз на тележке, чем тащить его.

В древности, люди для перекатывания тяжёлых грузов сначала использовали катки, а позднее стали использовать колёса.

Вывод делают сами, анализируем, корректируем, записываем

Если тело скользит по поверхности другого тела, то возникает трение скольжения.

Если тело катится по поверхности другого тела, то возникает трение качения.

Если тело лежит на поверхности другого тела, то возникает трение покоя.

ВИДЫ ТРЕНИЯ: 1 трение скольжения

                              2 трение качения

                               3 трение покоя

 

 




 

4.

Закрепление учебного материала.

Резерв

Тест

Оцените свою деятельность

А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры силы трения в природе. В приведённых примерах определите, какая сила трения действует на тело.

Стихи  зачитывает ученик

Н.А.Некрасов.

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой.

Полное счастье, с горы ледяной. (сила трения скольжения)

Вдоль опушки Вова едет

На своём велосипеде

И везёт варенье

Всем на угощенье. (Сила трения качения)

Кошка за Жучку

Жучка за внучку

Внучка за бабку

Бабка за дедку

Дедка за репку

Тянут, потянут, вытянуть не могут (Сила трения покоя)

В природе и технике трение имеет большое значение. Оно может быть полезным и вредным. Когда трение полезно его стараются увеличить (сделать поверхность более шероховатой), а когда вредно – то уменьшить (ввести смазку).

А сейчас я предлагаю вам решить  «Житейские задачки»

«Житейские задачки»

1.Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?

2. Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лёд песком. Почему он так сделал?

3. Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал намылить ей палец. Мама приняла совет и перстень легко снялся. На чём основано Ванино предложение?

4.Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?

5. Ваня собрался с друзьями на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чём основан совет?

6. Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль). Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей?

7. Когда летом Ваня ходил в поход, он поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что…

Вывод записываем

При соприкосновении тел друг с другом возникает взаимодействие, препятствующее относительному движению, которое называется трением. Итак, вводим определение силы трения: Сила возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется СИЛОЙ ТРЕНИЯ.

1 причина трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

Вопрос: Как изменится сила трения, если неровность уменьшить, например тело отшлифовать очень хорошо и отполировать?

Практика показывает, что по мере уменьшения неровностей сила трения будет снова уменьшаться, но когда поверхности будут хорошо отполированы, то сила трения снова увеличится.  Почему? (вспомните строение веществ).

2 причина: взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

А теперь предлагаю вам выполнить тестовую проверку полученных на уроке знаний.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК,после проверки теста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МОБУ "СОШ №31" »







Открытый урок-игра в 7 классе

По теме:«Сила трения.

Трение в природе и технике».





Учитель физики Рыжикова Елена Николаевна











16 декабрь 2014г.



Тема урока: Сила трения. Трение в природе и технике.


Этапы работы

Содержание этапа.


Цели урока:



Задачи : Обучающая



Воспитательная



Развивающая


- ознакомить учащихся с явлением трения, сформировав понятие сила трения и экспериментально установив зависимость этой силы.

- продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, на примере свойств трения; Показать связь изучаемого материала с реальной жизнью.

- совершенствования навыков групповой работы; воспитание коммуникативных свойств личности учащихся.

- развивать речь, логическое мышление, трудоспособность.



Оборудование: 

наклонная плоскость, машинка, лист наждачной бумаги , кусок мех или поролон,проэктор


Тип урока: 

Комбинированный, формирование новых знаний.

1

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Мы знаем, что физика – наука о природе. Вспомним слова Ф.И. Тютчева:

«Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не безликий лик,-

В ней есть душа, в ней есть свободы.

В ней есть любовь, в ней есть язык»

Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать.

Падение яблока, взрыв сверхновой звезды, прыжок кузнечика или радиоактивный распад веществ происходят в результате взаимодействия.

Мы с вами знаем, что количественной мерой взаимодействияявляется - сила.




2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Дом. Задание придумать несколько вопросов по следующим темам. Ответ устно

1. Что такое сила? Что вы о ней знаете?

2. Назовите, какие силы встречаются в природе?

3. Какие силы действуют на тело, лежащее на столе? ( сила тяжести, вес тела, сила упругости)

4. Дайте определение силы тяжести.

5. Как действует сила упругости? И куда она направлена?

6. Что понимают под весом тела?


3

Изучение нового учебного материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной силой природы – силой трения.

Откройте свои тетради, запишите тему урока «Сила трения»

С явлением трения мы знакомы уже давно. В походе можно услышать: «Не натрите ноги», в школе – «Сотрите с доски записи». Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку в руке – трение, пишем вот эту фразу – трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают – трение; гвозди держат полку с книжками, не вылезают из стены – трение. Чтобы дать определение силе трения, давайте обратимся к опыту.

Опыты делают рядами, !-1, 2-2, 3-3 . по 2 парты то есть по 4 человека –вывод устно, самостоятельно, по том записываем каждая команда обосновывает свой вывод, дети общаются, дискуссия. Вывод устно

Опыт №1. По наклонной плоскости съезжает машинка и доезжает до края стола.

Опыт № 2. На стол расстелить кусок наждачной бумаги, теперь машинка останавливается, не доезжая до края стола.

Опыт№3. На стол расстелить мех или поролон, машинка, заехав на них сразу , сразу же останавливается.

Вопросы(вопросы всем)

Что является причиной изменения скорости тела ( машинки)?

Какая сила заставила остановиться машинку во всех трёх случаях и почему машинка проехала разные расстояния?

Практическая работа № 1 (работа в парах)

1.Положить на брусок груз, прикрепить к брусу динамометр и равномерно начать тянуть его. Заметить показания динамометра в тот момент, когда брусок сдвинется с места – это и будет сила трения покоя (показания записать в таблицу).

2. Брусок с грузом с помощью динамометра равномерно перемещать по поверхности стола и измерить силу трения скольжения (записать в таблицу).

3. Положить под брусок два карандаша и измерить силу трения качения ( записать в таблицу)


Вид трения

Сила, Н

1

Трение покоя


2

Трение скольжения


3.

Трение качения


Выводы: Сила трения покоя всегда больше силы трения скольжения, а сила трения скольжения больше силы трения качения.

Однако, одно из самых гениальных изобретений человечества – колесо. Хорошо известно, что несравнимо легче вести груз на тележке, чем тащить его.

В древности, люди для перекатывания тяжёлых грузов сначала использовали катки, а позднее стали использовать колёса.

Вывод делают сами, анализируем, корректируем , записываем

Если тело скользит по поверхности другого тела, то возникает трение скольжения.

Если тело катится по поверхности другого тела, то возникает трение качения.

Если тело лежит на поверхности другого тела, то возникает трение покоя.


ВИДЫ ТРЕНИЯ: 1 трение скольжения

2 трение качения

3 трение покоя














4.

Закрепление учебного материала.














































Резерв












Тест



Оцените свою деятельность



А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры силы трения в природе. В приведённых примерах определите, какая сила трения действует на тело.

Стихи зачитывает ученик


Н.А.Некрасов.

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой.

Полное счастье, с горы ледяной. (сила трения скольжения)


Вдоль опушки Вова едет

На своём велосипеде

И везёт варенье

Всем на угощенье. (Сила трения качения)


Кошка за Жучку

Жучка за внучку

Внучка за бабку

Бабка за дедку

Дедка за репку

Тянут, потянут, вытянуть не могут (Сила трения покоя)


В природе и технике трение имеет большое значение. Оно может быть полезным и вредным. Когда трение полезно его стараются увеличить (сделать поверхность более шероховатой), а когда вредно – то уменьшить (ввести смазку).

А сейчас я предлагаю вам решить «Житейские задачки»

«Житейские задачки»

1.Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?

2. Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лёд песком. Почему он так сделал?

3. Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал намылить ей палец. Мама приняла совет и перстень легко снялся. На чём основано Ванино предложение?

4.Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?

5. Ваня собрался с друзьями на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чём основан совет?

6. Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль). Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей?

7. Когда летом Ваня ходил в поход, он поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что…

Вывод записываем

При соприкосновении тел друг с другом возникает взаимодействие, препятствующее относительному движению, которое называется трением. Итак, вводим определение силы трения: Сила возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется СИЛОЙ ТРЕНИЯ.



1 причина трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.


Вопрос: Как изменится сила трения, если неровность уменьшить, например тело отшлифовать очень хорошо и отполировать?

Практика показывает, что по мере уменьшения неровностей сила трения будет снова уменьшаться, но когда поверхности будут хорошо отполированы, то сила трения снова увеличится. Почему? (вспомните строение веществ).

2 причина: взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.


А теперь предлагаю вам выполнить тестовую проверку полученных на уроке знаний.





ОЦЕНКИ ЗА УРОК,после проверки теста







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МОБУ "СОШ №31"

Автор: Рыжикова Елена Николаевна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Доклад Комнатные растения МОБУ СОШ с. Новофёдоровское "
    ["seo_title"] => string(58) "doklad-komnatnyie-rastieniia-mobu-sosh-s-novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "142664"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418324371"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Адаптированная программа 6.1 МОБУ "СОШ с. Ракитное""
    ["seo_title"] => string(50) "adaptirovannaia_programma_6_1_mobu_sosh_s_rakitnoe"
    ["file_id"] => string(6) "483709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1541475046"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ с.Старокуручево"
    ["seo_title"] => string(104) "osnovnaia-obrazovatiel-naia-proghramma-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-mobu-sosh-s-starokuruchievo"
    ["file_id"] => string(6) "255598"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447951243"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ с.Старокуручево"
    ["seo_title"] => string(106) "osnovnaia-obrazovatiel-naia-proghramma-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-mobu-sosh-s-starokuruchievo-1"
    ["file_id"] => string(6) "255599"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447951251"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования"
    ["seo_title"] => string(130) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-khimii-i-biologhii-v-usloviiakh-obnovlieniia-sodierzhaniia-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "131256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416128939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства