Просмотр содержимого документа
«Методы решения задач по механике колебательного движения »
Конспект урока ПО ФИЗИКЕ
в 11 классе
по теме
«Методы решения задач по механике колебательного движения .»
Методы решения задач по механике колебательного движения
11 класс. Базовый курс.
Цель урока: - помочь ученикам осознать практическую и личностную значимость данного учебного материала;
- помочь утащимся осознать ценность совместной деятельности;
- содействовать развитию у учеников умений выделять главное в определении понятий колебательных движений;
- создать условия для развития у одиннадцатиклассников умений формулировать проблему и предлагать пути ее решения;
- содействовать развитию у детей умений общаться.
Сегодня наш урок проходит как творческая мастерская. Вам придется работать в группах. Всего групп пять. Возьмите трафареты с номерами групп и прикрепите их у себя. Выберите квадратик с таким цветом, который больше всего подходит вашему настроению на сегодняшний урок.
Послушайте несколько советов:
Доверяйте своей руке, когда пишите.
Попробуйте не задавить свои мысли.
Пробуйте услышать, что говорит ваш сосед, особенно при обсуждении в группе.
Старайтесь быть доброжелательны друг к другу.
Эпиграфом нашей работы будет немецкая пословица: «Ганс не знает того, чего не выучил Гансик».
Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.
Сенека
Возьмите листок № 1 и, используя слово колебание составьте как можно больше слов за полминуты. Работает каждый сам. Через 30 секунд выпишите все полученные слова в группе. Теперь доложите всему классу, что получилось.
Это небольшая разминка. Теперь повторим пройденный материал.
Работаем устно, т. е. главное решить без оформления решения. Берите листок № 2 и за три минуты напишите ответы к задачам:
Тело за 15 с совершило 60 колебаний. Каковы период и частота колебаний?
Чему равна частота колебаний и циклическая частота колебаний, если период равен 5 с?
Колебательное движение задано уравнением х = 0,2cos 4πt. Какова амплитуда колебаний?
Как изменится период колебаний пружинного маятника при увеличении массы тела в 4 раза?
Во сколько раз надо изменить период колебаний нитяного маятника, чтобы его длина изменилась в 9 раз?
Ответы:
2,5 с; 4 Гц.
0,2 Гц; 0,4π рад/с.
0,2 м.
Увеличится в 2 раза.
Увеличить в 3 раза.
Передайте свой листок соседу справа по кругу 1→2; 2→3; 3→4; 4→5; 5→1.
Проверьте решения, отыщите ошибки. Обсудите результаты в группах и поставьте каждому оценки.
Третьи номера из каждой группы делают анализ ошибок.
Результаты передайте учителю.
Вспомните, пожалуйста, в чем особенности колебательного движения, его основные характеристики. Как вы определите, является ли данное колебание гармоническим?
Получите карточки с заданиями, подпишите лист № 3 и самостоятельно решите первую задачу. Обсудите в группе данное решение. Четвертый номер из каждой группы сообщает, что получилось.
Выполнить второе и третье задание. Взять только числа из каждого ответа, найти их сумму, записать её на листе и предать учителю.
Пятый номер проверяет результаты вычислений.
Задание 2.
Задача 1.
Найти амплитуду, период и частоту колебаний, если закон колебаний точки имеет вид х = 5cos 6,28t (см). Ответ: 0,05 м; 1 с; 1 Гц.
Задача 2.
Определить период колебаний груза массой 0,1 кг, подвешенного к пружине с коэффициентом жесткости 10 Н/м. Ответ: 0,63 с.
Задача 3.
Определите массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16 с. Ответ: 4,05 кг.
Задача 4.
Груз массой 2 кг подвешен на пружине и совершает колебания, график которых приведен на рисунке. Какова жесткость пружины? Ответ: 79 Н/м.
Задача 5.
Как относятся длины маятников, если за одно и то же время один совершил 10, а другой 30 колебаний? Ответ: 9,80 м/с².
Задача 6.
Один математический маятник имеет период 3 с, а другой – 4 с. каков период колебаний маятника, длина которого равна сумме длин данных маятников? Ответ: 5 с.
Задача 7.
Крылья пчелы колеблются с частотой 240 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает пчела, пока летит до цветочного поля, расположенного на расстоянии 500 м, если она летит со скоростью 4 м/с? Ответ: 30000.
Найдите сумму всех чисел получившихся в ответах семи задач. Ответ: 30100,53
У нас отсталость пять учеников. Подведите, пожалуйста, итоги работы.
Решаем задачи по выбору каждой группы. Номер задачи для решения определяет совет группы или старший в группе. Получите конверты с заданиями.
Задание 1.
За 1 с комар совершает 600 взмахов крыльями, а период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Какое насекомое делает больше взмахов крыльями за 1 мин и на сколько больше? Ответ: Комар делает на 24000 взмахов больше.
Задание 2.
Материальная точка совершает гармонические колебания с начальной фазой π/2 рад, частотой 2 Гц и амплитудой 3 см. записать закон колебания точки и построить график зависимости смещения от времени, если колебания совершаются по закону синуса. Ответ: х = 3sin(4πt + π/2).
Задание 3.
Вычислить амплитуду колебаний, если для фазы π/6 рад смещение 6 см. колебания совершаются по закону синуса. Ответ: 12 см.
Задание 4.
Период колебаний тела на пружине 0,5 с. на сколько уменьшится длина пружины, если снять с неё груз? Ответ: 6,2 см.
Задание 5.
Два математических маятника начинают колебаться одновременно. Когда первый маятник совершил 20 полных колебаний, второй совершил только 10 колебаний. Какова длин первого маятник, если длина второго равна 4 м? Ответ: 1 м.
Проверяем свои решения. Все, кто решал первые задачи соберитесь за столом № 1, вторые – за столом № 2, и т. д. обсудите решения, проведите анализ ошибок и выберите того, кто способен защитить ваше решение у доски.
Защищаем представленные решения у доски. Представители групп могут помогать товарищу, если возникнет необходимость.
Подведение итогов.
-Мне бы хотелось, чтобы вы не оказались в роли Ганса. Поясните мне смысл этой пословицы.
Каковы же должны быть методы решения задач на колебательное движение?
Закончите фразы:
Сегодня на уроке я узнал _________ , научился ___________ .
Мне запомнилось больше всего _____________ .
Меня заинтересовало задание _______________ .
Какие чувства вызвал урок?
Выберите теперь квадрат того цвета, который соответствует вашему настроению?
Спасибо за урок, вы все хорошо потрудились и мне приятно, что вы научились на этом уроке решать задачи, искать пути их решения.