Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы, продолжить развитие культуры речи .Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач, продолжить воспитание у учащихся умения работать в коллективе. Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний. Форма организации учебной работы: индивидуальная, коллективная. Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Этап проверки домашнего задания. 3.Этап изучения нового материала. 4.Этап осмысления нового материала. 5.Этап закрепления нового материала. 6.Этап информации учащихся о домашнем задании. 7.Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент (2 мин):
1. приветствие учащихся;
2.проверка готовности учащихся к уроку;
3.ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);
4.создание психологического настроя:
Мирозданье, постигая,
Все познай, не отбирая,
Что внутри - во внешнем сыщешь,
Что вовне – внутри отыщешь
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки... И. Гете
Психологическая разминка.
Давайте создадим хорошее настроение, улыбнемся и повторим про себя слова: Я здоровый человек, я успешный человек, у меня все хорошо, у меня все получится. Улыбаясь, мы снимаем с себя напряжение и создаем вокруг себя атмосферу доброжелательности. Садитесь. Начнем урок.
Мозговая разминка.
Загадки:
Что в сундук запереть нельзя? (свет)
Попутчица за мною ходит в след. Мне от нее, ни зла, ни пользы нет? (тень)
Белая кошка лезет в окошко? (солнечный свет)
Поднялись врата, всему миру красота? (радуга)
Когда небо ниже земли бывает? (когда в воде отражается)
Придет в дом – не выгонишь колом, пора придет - сам уйдет (солнечный луч)
И языка нет, а правду скажет. (зеркало)
Перед нами - вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (отражение в воде)
Эпиграф к уроку.
“ Мало знать – надо уметь применять” Р. Декарт
Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов (26 мин):
II. Проверка домашнего задания.
Устный опрос.
Сформировать законы геометрической оптики: а) закон прямолинейного распространения света; б) закон независимого распространения света; в) закон отражения света; г) закон преломления света; д) закон полного внутреннего отражения
\
3. Проведение экспериментов (объяснить опыты необходимо с применением законов геометрической оптики):
Опыт №1
Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.
Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.
Опыт № 2
Стеклянную палочку опускают в пробирку с глицерином. Часть ее погруженная в глицерин, становится невидимой. Почему?
Ответ: Так как показатели стекла и глицерина почти одинаковы, то свет не преломляется на ней и не отражается от нее.
4. Подготовка к изучению нового материала (5 мин):
Учащиеся сами должны определить тему урока. При подготовке к изучению нового материала зачитывается или рассказывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: “что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня”? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.
“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”
Теперь озвучивается тема урока и ставится образовательная цель урока.
Изучение нового материала (20 мин):
Работа с использованием компьютера: преподаватель объясняет новый материал.
Работа учащихся с опорным конспектом
“Построение изображения в собирающей линзе”
используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.
Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику.(физминутка для глаз)
Рассмотреть: “Построение изображения в рассеивающей линзе”
Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель).
Проверка понимания нового материла, его закрепление (10 мин): Работа учащихся у доски:
Построить изображение предмета в собирающей линзе:
Просмотр содержимого документа
«Линзы. Построение изображения в линзе. »
Тема урока: ЛИНЗЫ
Цели урока:
Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы, продолжить развитие культуры речи.
Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач, продолжить воспитание у учащихся умения работать в коллективе. Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Форма организации учебной работы: индивидуальная, коллективная. Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Этап проверки домашнего задания. 3.Этап изучения нового материала. 4.Этап осмысления нового материала. 5.Этап закрепления нового материала. 6.Этап информации учащихся о домашнем задании. 7.Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент (2 мин):
1. приветствие учащихся;
2.проверка готовности учащихся к уроку;
3.ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);
4.создание психологического настроя:
Мирозданье, постигая, Все познай, не отбирая, Что внутри - во внешнем сыщешь, Что вовне – внутри отыщешь Так примите ж без оглядки Мира внятные загадки... И. Гете
Психологическая разминка.
Давайте создадим хорошее настроение, улыбнемся и повторим про себя слова: Я здоровый человек, я успешный человек, у меня все хорошо, у меня все получится. Улыбаясь, мы снимаем с себя напряжение и создаем вокруг себя атмосферу доброжелательности. Садитесь. Начнем урок.
Мозговая разминка.
Загадки:
Что в сундук запереть нельзя? (свет)
Попутчица за мною ходит в след. Мне от нее, ни зла, ни пользы нет? (тень)
Белая кошка лезет в окошко? (солнечный свет)
Поднялись врата, всему миру красота? (радуга)
Когда небо ниже земли бывает? (когда в воде отражается)
Придет в дом – не выгонишь колом, пора придет - сам уйдет (солнечный луч)
И языка нет, а правду скажет. (зеркало)
Перед нами - вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (отражение в воде)
Эпиграф к уроку.
“ Мало знать – надо уметь применять” Р. Декарт
Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов (26 мин):
II. Проверка домашнего задания.
Устный опрос.
Сформировать законы геометрической оптики: а) закон прямолинейного распространения света; б) закон независимого распространения света; в) закон отражения света; г) закон преломления света; д) закон полного внутреннего отражения
Компьютерное тестирование (мини-тест). 1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?
часть проходит в другую среду, а часть отражается
свет поглощается
свет рассеивается
свет проходит в другую среду
2. Какое зеркало называют плоским?
с гладкой поверхностью
с зеркальной поверхностью
с прозрачной поверхностью
с плоской поверхностью
3. Какое выражение определяет закон отражения света?
α = β
α = γ
sin α = sin γ
4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.
луч 1
луч 2
луч 3
луч 4
5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?
SAE – угол падения, CAB - угол преломления
SAD - угол преломления, FАВ - угол падения
SAE - угол падения, FАВ - угол преломления
ЕАS - угол падения, FАD – угол преломления
6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?
70о
140о
35о
20о
После выполнения диктанта учащиеся выполняют взаимопроверку (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:
«5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла.
3. Проведение экспериментов (объяснить опыты необходимо с применением законов геометрической оптики):
Опыт №1
Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.
Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.
Опыт № 2
Стеклянную палочку опускают в пробирку с глицерином. Часть ее погруженная в глицерин, становится невидимой. Почему?
Ответ: Так как показатели стекла и глицерина почти одинаковы, то свет не преломляется на ней и не отражается от нее.
4. Подготовка к изучению нового материала (5 мин):
Учащиеся сами должны определить тему урока. При подготовке к изучению нового материала зачитывается или рассказывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: “что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня”? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.
“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”
Теперь озвучивается тема урока и ставится образовательная цель урока.
Изучение нового материала (20 мин):
Работа с использованием компьютера: преподаватель объясняет новый материал.
Работа учащихся с опорным конспектом
“Построение изображения в собирающей линзе”
используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.
Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику.(физминутка для глаз)
Рассмотреть: “Построение изображения в рассеивающей линзе”
Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель).
Проверка понимания нового материла, его закрепление (10 мин): Работа учащихся у доски:
Построить изображение предмета в собирающей линзе: