kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Линзы. Построение изображения в линзе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока:

Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.                                                                                                    Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы, продолжить развитие культуры речи                                                                                            .Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач, продолжить воспитание у учащихся умения работать в коллективе.                                    Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.                                                                                                                                                                                   Форма организации учебной работы: индивидуальная, коллективная.                                                                                                        Структура урока:                                                                                                                                                             1.Организационный этап.                                                                                                                                                                          2.Этап проверки домашнего задания.                                                                                                                                                         3.Этап изучения нового материала.                                                                                                                                                            4.Этап осмысления нового материала.                                                                                                                                                    5.Этап закрепления нового материала.                                                                                                                                                6.Этап информации учащихся о домашнем задании.                                                                                                            7.Подведение итогов. Рефлексия.

                                                                         Ход урока

Организационный момент (2 мин):

1. приветствие учащихся;

2.проверка готовности учащихся к уроку;

3.ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);

4.создание психологического настроя:

Мирозданье, постигая,
Все познай, не отбирая,
Что внутри - во внешнем сыщешь,
Что вовне – внутри отыщешь
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки...                   И. Гете

Психологическая разминка.

Давайте создадим хорошее настроение, улыбнемся и повторим про себя слова:                                               Я здоровый человек, я успешный человек, у меня все хорошо, у меня все получится.           Улыбаясь, мы снимаем с себя напряжение и создаем вокруг себя атмосферу доброжелательности. Садитесь. Начнем урок.

Мозговая разминка.

Загадки:

  1. Что в сундук запереть нельзя? (свет)
  2. Попутчица за мною ходит в след. Мне от нее, ни зла, ни пользы нет? (тень)
  3. Белая кошка лезет в окошко? (солнечный свет)
  4. Поднялись врата, всему миру красота? (радуга)
  5. Когда небо ниже земли бывает? (когда в воде отражается)
  6. Придет в дом – не выгонишь колом, пора придет - сам уйдет (солнечный луч)
  7. И языка нет, а правду скажет. (зеркало)
  8. Перед нами  - вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (отражение в воде)

Эпиграф к уроку.

“ Мало знать – надо уметь применять”                   Р. Декарт

Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов (26 мин):

II. Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

Сформировать законы геометрической оптики:   а) закон прямолинейного распространения света; б) закон независимого распространения света;          в) закон отражения света; г) закон преломления света; д) закон полного внутреннего отражения

\

3. Проведение экспериментов (объяснить опыты необходимо с применением законов геометрической оптики):

Опыт №1

Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.

Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.

Опыт № 2

Стеклянную палочку опускают в пробирку с глицерином. Часть ее погруженная в глицерин, становится невидимой. Почему?

Ответ: Так как показатели стекла и глицерина почти одинаковы, то свет не преломляется на ней и не отражается от нее.

4. Подготовка к изучению нового материала (5 мин):

Учащиеся сами должны определить тему урока. При подготовке к изучению нового материала зачитывается или рассказывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: “что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня”? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.

“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”

Теперь озвучивается тема урока и ставится образовательная цель урока.

Изучение нового материала (20 мин):

  1. Работа с использованием компьютера: преподаватель объясняет новый материал.
  2. Работа учащихся с опорным конспектом
  3. “Построение изображения в собирающей линзе”
  4. используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.
  5. Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику.(физминутка для глаз)
  6. Рассмотреть: “Построение изображения в рассеивающей линзе”
  7. Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель).

Проверка понимания нового материла, его закрепление (10 мин):                                                                                                                         Работа учащихся у доски:

Построить изображение предмета в собирающей линзе:

  1. Если предмет находится за фокусом линзы.
  2. Если предмет находится между фокусом и линзой.

Опережающее задание: мини – проекты учащихся                                                                                                                                1.Микроско     2.Тескоп

Подведение итогов урока (5 мин):

  1. С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
  2. Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
  3. Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание (2 мин):

Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:

  1. Если предмет находится за фокусом линзы.
  2. Если предмет находится между фокусом и линзой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Линзы. Построение изображения в линзе. »

 

Тема урока: ЛИНЗЫ

Цели урока:

  1. Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.

  2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы, продолжить развитие культуры речи.

  3. Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач, продолжить воспитание у учащихся умения работать в коллективе. Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

Форма организации учебной работы: индивидуальная, коллективная. Структура урока: 1.Организационный этап. 2.Этап проверки домашнего задания. 3.Этап изучения нового материала. 4.Этап осмысления нового материала. 5.Этап закрепления нового материала. 6.Этап информации учащихся о домашнем задании. 7.Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

Организационный момент (2 мин):

1. приветствие учащихся;

2.проверка готовности учащихся к уроку;

3.ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);

4.создание психологического настроя:

Мирозданье, постигая,
Все познай, не отбирая,
Что внутри - во внешнем сыщешь,
Что вовне – внутри отыщешь
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки... И. Гете

Психологическая разминка.

Давайте создадим хорошее настроение, улыбнемся и повторим про себя слова: Я здоровый человек, я успешный человек, у меня все хорошо, у меня все получится. Улыбаясь, мы снимаем с себя напряжение и создаем вокруг себя атмосферу доброжелательности. Садитесь. Начнем урок.

Мозговая разминка.

Загадки:

  1. Что в сундук запереть нельзя? (свет)

  2. Попутчица за мною ходит в след. Мне от нее, ни зла, ни пользы нет? (тень)

  3. Белая кошка лезет в окошко? (солнечный свет)

  4. Поднялись врата, всему миру красота? (радуга)

  5. Когда небо ниже земли бывает? (когда в воде отражается)

  6. Придет в дом – не выгонишь колом, пора придет - сам уйдет (солнечный луч)

  7. И языка нет, а правду скажет. (зеркало)

  8. Перед нами - вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (отражение в воде)

Эпиграф к уроку.

Мало знать – надо уметь применять” Р. Декарт

Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов (26 мин):

II. Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

Сформировать законы геометрической оптики: а) закон прямолинейного распространения света; б) закон независимого распространения света; в) закон отражения света; г) закон преломления света; д) закон полного внутреннего отражения

Компьютерное тестирование (мини-тест). 1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?

  1. часть проходит в другую среду, а часть отражается

  2. свет поглощается

  3. свет рассеивается

  4. свет проходит в другую среду

2. Какое зеркало называют плоским?

  1. с гладкой поверхностью

  2. с зеркальной поверхностью

  3. с прозрачной поверхностью

  4. с плоской поверхностью

3. Какое выражение определяет закон отражения света?

  1. α = β

  2. α = γ

  3. sin α = sin γ

4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.

  1. луч 1

  2. луч 2

  3. луч 3

  4. луч 4

5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?

  1. SAE – угол падения, CAB - угол преломления

  2.  SAD - угол преломления, FАВ - угол падения

  3.  SAE - угол падения, FАВ - угол преломления

  4.  ЕАS - угол падения, FАD – угол преломления

6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?

  1. 70о

  2. 140о

  3. 35о

  4. 20о

После выполнения диктанта учащиеся выполняют взаимопроверку (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:

«5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла.

3. Проведение экспериментов (объяснить опыты необходимо с применением законов геометрической оптики):





Опыт №1

Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.

Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.

Опыт № 2

Стеклянную палочку опускают в пробирку с глицерином. Часть ее погруженная в глицерин, становится невидимой. Почему?

Ответ: Так как показатели стекла и глицерина почти одинаковы, то свет не преломляется на ней и не отражается от нее.

4. Подготовка к изучению нового материала (5 мин):

Учащиеся сами должны определить тему урока. При подготовке к изучению нового материала зачитывается или рассказывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: “что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня”? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.

“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”

Теперь озвучивается тема урока и ставится образовательная цель урока.

Изучение нового материала (20 мин):

  1. Работа с использованием компьютера: преподаватель объясняет новый материал.

  2. Работа учащихся с опорным конспектом

  3. “Построение изображения в собирающей линзе”

  4. используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.

  5. Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику.(физминутка для глаз)

  6. Рассмотреть: “Построение изображения в рассеивающей линзе”

  7. Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель).

Проверка понимания нового материла, его закрепление (10 мин): Работа учащихся у доски:

Построить изображение предмета в собирающей линзе:

  1. Если предмет находится за фокусом линзы.

  2. Если предмет находится между фокусом и линзой.

Опережающее задание: мини – проекты учащихся 1.Микроско 2.Тескоп

Подведение итогов урока (5 мин):

  1. С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?

  2. Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?

  3. Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание (2 мин):

Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:

  1. Если предмет находится за фокусом линзы.

  2. Если предмет находится между фокусом и линзой.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Линзы. Построение изображения в линзе.

Автор: Джелдыбакова Наталья Владимировна

Дата: 31.07.2014

Номер свидетельства: 110962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Линза.  Ход  лучей  в  линзе.  Построение  изображения  в  линзе."
    ["seo_title"] => string(56) "linzakhodluchieivlinziepostroieniieizobrazhieniiavlinzie"
    ["file_id"] => string(6) "270214"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451038296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Построение изображений в линзах" "
    ["seo_title"] => string(36) "postroieniie-izobrazhienii-v-linzakh"
    ["file_id"] => string(6) "114492"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411534193"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация к уроку физики в 11 классе "Линзы. Построение изображений в линзах" "
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-k-uroku-fiziki-v-11-klassie-linzy-postroieniie-izobrazhienii-v-linzakh"
    ["file_id"] => string(6) "236732"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444146999"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Презентация к уроку по физике "Линзы. Построение изображений, даваемых линзой" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-po-fizikie-linzy-postroieniie-izobrazhienii-davaiemykh-linzoi"
    ["file_id"] => string(6) "102461"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402507033"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация к уроку физики "Линзы. Построение изображения в тонких линзах".8 класс. "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-k-uroku-fiziki-linzy-postroieniie-izobrazhieniia-v-tonkikh-linzakh-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110443"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406032951"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства