Краткосрочный план проведения урока по физике «Линза. Ход лучей в линзе. Построение изображения в линзе.» в 11«Б» по программе Кембриджского Университета учителя физики Благодарной средней школы Куспаковой Раушангуль Тулегеновны
29.10.15 г. Предмет физика Класс 11 «Б»
Тема занятия:
Линза. Ход лучей в линзе. Построение изображения в линзе.
Ссылки:
Учебник физика 11 класс
Цели:
- учебная – формирование у учащихся представления о линзах;
- развивающая – научить учащимся строить изображения в линзах;
- воспитательная – познакомить учащимся с использование линз в повседневной жизни и в технике
Результаты обучения:
Изучение новых понятий,научить работать в группе,уметь строить изображения в линзе,задавать вопросы по теме.
Ключевые идеи:
знать ход лучей в линзе, строить изображения в линзах
Время
Стратегии
Ресурсы
Содержание урока
Деятельность учителя: что я буду делать?
Деятельность
учащихся
Орг.момент. (2мин)
Приветствие,деление на группы,
Поприветствовать друг друга,
Вводная часть (15мин)
ИКТ,
работа в группе,
КМ,ОДО,
Интернет ресурсы.
Учебник
физика 11 класс,
справочник по физике,
сотовые телефоны.
1.Сформулируйте закон отражения света, и проецирует на доску чертеж закона отражения
АВ – луч падающий; ВС – луч отраженный; ДВ – перпендикуляр, воставленный в точку падения луча к границе раздела 2-х сред.
α – угол падения; β – угол отражения
2. Сформулируйте закон преломления света и проецирует на доску чертеж закона преломления
АВ – луч падающий; ВС – луч отраженный;
BF – луч преломленный; ДВ – перпендикуляр, воставленный в точку падения луча к границе раздела 2-х сред
α – угол падения; β – угол отражения; γ – угол преломления
3. Что такое полное отражение?
работа в группах,
результат
Основ
ная часть (10мин)
ЛИНЗЫ
Учитель начинает объяснение нового материала:
«Линзы являются универсальным оптическим элементом большинства оптических систем.
Традиционное применение линз — бинокли, телескопы, оптические прицелы, микроскопы и фотовидеотехника. Одиночные собирающие линзы используются как увеличительные стёкла.
Другая важная сфера применения линз - офтальмология, где без них невозможно исправление недостатков зрения — близорукости, дальнозоркости, неправильной аккомодации, астигматизма и других заболеваний.
Линзы используют в таких приспособлениях, как очки и контактные линзы».
Учитель демонстрирует набор линз и просит учеников записать определение линзы
Учитель предлагает учащимся познакомиться с основными характеристиками линзы
В школьном курсе физики изучаются тонкие линзы, это такие линзы, толщина которых много меньше кривизны их поверхности.
Учитель предлагает учащимся познакомиться с изображением линзы на чертежах и сделать необходимые записи
Учитель предлагает учащимся записать определение собирающей и рассеивающей линзы, обращая внимание учащихся на то, что выпуклые линзы являются собирающими, а вогнутые – рассеивающими.
ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ЛИНЗАХ
Учитель предлагает учащимся разделить тетрадь на 3 равные части, чтобы изобразить лучи, необходимые для построения изображения в линзах
Учитель предлагает учащимся построить изображение предмета, расположенного за двойным фокусом собирающей линзы и дать характеристику полученного изображения
Ученики рассматривают линзы и записывают определение в тетрадь
Линзой наз. прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями
Ученики зарисовывают чертежи двояковыпуклой и двояковогнутой линзы и записывают в тетрадь основные характеристики
ГОО – главная оптическая ось линзы, прямая проходящая через центры сферических поверхностей
R1 – радиус кривизны передней сферической поверхности
R2 - радиус кривизны задней сферической поверхности
L – расстояние между сферическими поверхностями или толщина линзы
Ученики делают чертежи и записывают необходимые определения
О – оптический центр линзы
F – фокус линзы - точка, в которой сходится пучок света (для собирающей линзы) или мнимый фокус – точка из которой бы выходили лучи (для рассеивающей линзы)
2F – двойной фокус линзы
Учащиеся записывают определения
Собирающей называется линза, по прохождении которой параллельный пучок света становится сходящимся
Рассеивающей называется линза, по прохождении которой параллельный пучок света становится расходящимся
Учащиеся вместе с учителем чертят лучи и записывают их определения
Учащиеся выполняют построение вместе с учителем и дают характеристику полученного изображения
Характеристика изображения:
· действительное;
- перевернутое;
- уменьшенное;
- расположено между F и 2F
Заклю
читель
ная часть (8мин)
Учитель предлагает учащимся самостоятельно построить изображение предмета, расположенного в двойном фокусе собирающей линзы и дать характеристику полученного изображения
Учитель предлагает учащимся построить изображение предмета, расположенного в фокусе собирающей линзы и дать характеристику полученного изображения
Учитель предлагает учащимся построить изображение предмета, расположенного перед фокусом собирающей линзы и дать характеристику полученного изображения
Строят в тетради
Строят в тетради
Строят в тетради
Итоги урока (3мин)
Подведение итогов урока,оценивание,
взаимооценивание
Дом.зад.
(2мин)
Учитель записывает на доске домашнее задание § 4.11;
Дополнительные задания
практическое задание : построить изображение предмета, расположенного между фокусом и двойным фокусом собирающей линзы и дать характеристику полученного изображения