kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку физики "Линзы. Построение изображения в тонких линзах".8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование данной презентации при изучении темы "Линзы. Построение изображений в тонких линзах" позволяет учителю более наглядно представить учебный материал, что способствует гораздо лучшему  усвоению обучающимися учебного материала с помощью визуального восприятия информации.Презентация содержит задания на повторение ранее изученного материала, слайды, сопровождающие изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку физики "Линзы. Построение изображения в тонких линзах".8 класс. »

1.  Образовательные:  А) продолжить изучение явления преломления света на примере линз;  Б) изучить основные характеристики линз и формулы для их вычисления;  В) научить обучающихся строить на чертеже изображения спомощью линз;  Г) исследовать, как меняются размеры и характер изображения в  зависимости от расстояния от предмета до линзы.   2. Воспитательные:  А) воспитание познавательной активности учащихся;  Б) воспитание интереса к предмету;  В) воспитание этики работы в группах.  3. Развивающие:  А) развитие умений формулировать выводы по изученному материалу,  анализировать результаты своих исследований;  Б) развитие логического мышления, памяти, интеллекта учащихся;  В) развитие грамотной устной речи, умения четко выражать свои мысли;  Г) развитие навыков практической работы с физическим оборудованием,  работы с компьютером.

1. Образовательные:

А) продолжить изучение явления преломления света на примере линз;

Б) изучить основные характеристики линз и формулы для их вычисления;

В) научить обучающихся строить на чертеже изображения спомощью линз;

Г) исследовать, как меняются размеры и характер изображения в

зависимости от расстояния от предмета до линзы.

2. Воспитательные:

А) воспитание познавательной активности учащихся;

Б) воспитание интереса к предмету;

В) воспитание этики работы в группах.

3. Развивающие:

А) развитие умений формулировать выводы по изученному материалу,

анализировать результаты своих исследований;

Б) развитие логического мышления, памяти, интеллекта учащихся;

В) развитие грамотной устной речи, умения четко выражать свои мысли;

Г) развитие навыков практической работы с физическим оборудованием,

работы с компьютером.

- Какое явление называется преломлением света? В чем его суть?  - Какие наблюдения и опыты наводят на мысль об изменении  направления распространения света при переходе его в другую среду?  - В каком случае угол преломления равен углу падения?  -  Какой угол - падения или преломления - будет больше в случае перехода  луча света из воздуха в стекло?  - Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую  невдалеке?  - Любой водоем, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче,  чем в действительности. Почему?   - Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет?  - Если посмотреть на окружающие тела через теплый воздух,  поднимающийся от костра, то они кажутся « дрожащими». Почему?

- Какое явление называется преломлением света? В чем его суть?

- Какие наблюдения и опыты наводят на мысль об изменении

направления распространения света при переходе его в другую среду?

- В каком случае угол преломления равен углу падения?

- Какой угол - падения или преломления - будет больше в случае перехода

луча света из воздуха в стекло?

- Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую

невдалеке?

- Любой водоем, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче,

чем в действительности. Почему?

- Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет?

- Если посмотреть на окружающие тела через теплый воздух,

поднимающийся от костра, то они кажутся « дрожащими». Почему?

Внимание!   Проверочная работа !   Луч света падает на трехгранную призму.  Перерисуйте в тетрадь и постройте  дальнейший ход луча в каждом случае,  обозначив соответствующие граням углы  падения и преломления.         А) Д) В) Б) Г)

Внимание!

Проверочная работа !

Луч света падает на трехгранную призму.

Перерисуйте в тетрадь и постройте

дальнейший ход луча в каждом случае,

обозначив соответствующие граням углы

падения и преломления.

А)

Д)

В)

Б)

Г)

Действие этих приборов основано на управлении световыми пучками.  Лупа Телескоп Микроскоп Фотоаппарат Перископ Очки

Действие этих приборов основано на управлении световыми пучками.

Лупа

Телескоп

Микроскоп

Фотоаппарат

Перископ

Очки

Линзой ( от лат. lens – чечевица  )   называется прозрачное ( обычно стеклянное)  тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.   О  С1  С1  С2  С1  С2  С1  О  С2  С2  С1  С2  б)  а)  Прямая, проходящая через центры  С 1 и С 2 сферических  поверхностей, ограничивающих линзу, называется  главной оптической осью линзы .    Точка О, лежащая на главной оптической оси в центре линзы,  называется оптическим центром линзы .

Линзой ( от лат. lens – чечевица ) называется прозрачное ( обычно стеклянное) тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

О

С1

С1

С2

С1

С2

С1

О

С2

С2

С1

С2

б)

а)

Прямая, проходящая через центры С 1 и С 2 сферических

поверхностей, ограничивающих линзу, называется

главной оптической осью линзы .

Точка О, лежащая на главной оптической оси в центре линзы,

называется оптическим центром линзы .

Выпуклые  Вогнутые  ( середина тоньше, чем края) ( середина толще, чем края ) Двояковыпуклые  Плосковыпуклые  Вогнутовыпуклые Двояковогнутые  Плосковогнутые  Выпукловогнутые

Выпуклые

Вогнутые

( середина тоньше, чем края)

( середина толще, чем края )

Двояковыпуклые

Плосковыпуклые

Вогнутовыпуклые

Двояковогнутые

Плосковогнутые

Выпукловогнутые

Ход лучей в выпуклых и вогнутых линзах различен  Вогнутые линзы создают при этом расходящийся Выпуклые линзы преобразуют пучок параллельных световых  лучей в сходящийся ;  поэтому иначе их называют   пучок света ;  поэтому их называют   собирающими .  рассеивающими .

Ход лучей в выпуклых и вогнутых линзах различен

Вогнутые линзы создают при этом расходящийся

Выпуклые линзы преобразуют пучок параллельных световых

лучей в сходящийся ;

поэтому иначе их называют

пучок света ;

поэтому их называют

собирающими .

рассеивающими .

Точка   F , в которой  пересекаются после  преломления в линзе либо сами световые либо их  продолжения лучи, когда линза в обратную сторону,    собирающая, когда линза рассеивающая,   называется  главным фокусом линзы .  У собирающей линзы главный У рассеивающей линзы главный  фокус - действительный . фокус - мнимый .  У всякой линзы два главных фокуса – по одному с каждой стороны.  Если слева и справа от линзы одна и та же среда, то оба эти фокуса  располагаются на одинаковых расстояниях от линзы.

Точка F , в которой

пересекаются после

преломления в линзе

либо сами световые либо их продолжения

лучи, когда линза в обратную сторону,

собирающая, когда линза рассеивающая,

называется главным фокусом линзы .

У собирающей линзы главный У рассеивающей линзы главный

фокус - действительный . фокус - мнимый .

У всякой линзы два главных фокуса – по одному с каждой стороны.

Если слева и справа от линзы одна и та же среда, то оба эти фокуса

располагаются на одинаковых расстояниях от линзы.

F     Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным  расстоянием линзы ;     F – фокусное расстояние     линзы  Фокусное расстояние линзы зависит  от степени кривизны ее поверхностей.  F F Линза с более выпуклыми поверхностями а) преломляет лучи сильнее ; б) обладает меньшим фокусным расстоянием ;  в) дает большее увеличение . Линза с менее выпуклыми поверхностями а) преломляет лучи  слабее ; б) обладает большим  фокусным расстоянием ;  в) дает меньшее увеличение .

F

Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным

расстоянием линзы ;

F – фокусное расстояние

линзы

Фокусное расстояние линзы зависит

от степени кривизны ее поверхностей.

F

F

Линза с более выпуклыми

поверхностями а) преломляет лучи сильнее ; б) обладает меньшим фокусным расстоянием ;

в) дает большее увеличение .

Линза с менее выпуклыми

поверхностями а) преломляет лучи

слабее ; б) обладает большим

фокусным расстоянием ;

в) дает меньшее увеличение .

0 ; D 0 Для рассеивающей линзы : F ; D" width="640"

Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется

оптической силой линзы .

Чем меньше фокусное расстояние линзы, тем

больше ее оптическая сила, т.е. тем сильнее

она преломляет лучи.

За единицу оптической силы линзы принята

диоптрия ( дптр ) .

1 диоптрия ( м - 1 ) – это оптическая сила линзы, фокусное расстояние

которой равно 1 м.

Для собирающей линзы :

F 0 ; D 0

Для рассеивающей линзы :

F ; D

Как получается изображение ?  Мы знаем, что любой (видимый)  объект представляет собой совокупность  светящихся своим или отраженным  светом точек. От этих точек исходят расходящиеся пучки лучей, которые после преломления в линзе либо сами, либо своими продолжениями снова сходятся в определенных точках; их совокупность и образует  изображение данного предмета .

Как получается изображение ?

Мы знаем, что любой (видимый)

объект представляет собой совокупность

светящихся своим или отраженным

светом точек.

От этих точек исходят расходящиеся пучки лучей, которые после

преломления в линзе либо сами, либо своими продолжениями

снова сходятся в определенных точках; их совокупность и образует

изображение данного предмета .

Для построения изображения каждой точки достаточно двух лучей :  1.   луч, проходящий через центр линзы, практически не   изменяет своего направления;  2. луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической   оси, после преломления в линзе либо сам, если линза   собирающая, либо своим продолжением в обратную сторону,   если линза рассеивающая, проходит через главный фокус    линзы. S S S 1 F F F F О О S 1

Для построения изображения каждой точки достаточно двух лучей :

1. луч, проходящий через центр линзы, практически не

изменяет своего направления;

2. луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической

оси, после преломления в линзе либо сам, если линза

собирающая, либо своим продолжением в обратную сторону,

если линза рассеивающая, проходит через главный фокус

линзы.

S

S

S 1

F

F

F

F

О

О

S 1

I .  Собирающая линза Предмет АВ находится между линзой и ее фокусом :  d  А 1 А F F О В В 1 Изображение предмета - А1 В1  : увеличенное, прямое, мнимое.

I . Собирающая линза

  • Предмет АВ находится между линзой и ее фокусом :

d

А 1

А

F

F

О

В

В 1

Изображение предмета - А1 В1 : увеличенное, прямое, мнимое.

I .  Собирающая линза Предмет АВ находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом : F    d  2 F В 1 А F F  2 F О В А 1 Изображение предмета - А1 В1 : увеличенное, перевернутое,  действительное.

I . Собирающая линза

  • Предмет АВ находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом : F d 2 F

В 1

А

F

F

2 F

О

В

А 1

Изображение предмета - А1 В1 : увеличенное, перевернутое,

действительное.

2 F А В 1 2 F F F О А 1 В Изображение предмета - А1 В1 : уменьшенное, перевернутое, действительное." width="640"

I . Собирающая линза

  • Предмет АВ находится за двойным фокусом линзы :

d 2 F

А

В 1

2 F

F

F

О

А 1

В

Изображение предмета - А1 В1 : уменьшенное, перевернутое,

действительное.

II .  Рассеивающая линза Предмет АВ находится между линзой и ее фокусом :  d     А А 1 F F О В 1 В Изображение предмета - А1 В1 : уменьшенное, прямое, мнимое.

II . Рассеивающая линза

  • Предмет АВ находится между линзой и ее фокусом :

d

А

А 1

F

F

О

В 1

В

Изображение предмета - А1 В1 : уменьшенное, прямое, мнимое.

II .  Рассеивающая линза Предмет АВ находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом :  F    d  2 F  А А 1  2 F F F О В 1 В Изображение предмета - А1 В1 : уменьшенное, прямое, мнимое.

II . Рассеивающая линза

  • Предмет АВ находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом : F d 2 F

А

А 1

2 F

F

F

О

В 1

В

Изображение предмета - А1 В1 : уменьшенное, прямое, мнимое.

2 F А А 1 2 F F F О В 1 В Изображение предмета - А1 В1 : уменьшенное, прямое, мнимое." width="640"

II . Рассеивающая линза

  • Предмет АВ находится за двойным фокусом линзы :

d 2 F

А

А 1

2 F

F

F

О

В 1

В

Изображение предмета - А1 В1 : уменьшенное, прямое, мнимое.

2F ; изображение – уменьшенное, перевернутое, действительное. Для рассеивающей линзы." width="640"
  • Для собирающей линзы.

Характер получаемого изображения зависит от взаимного расположения предмета и линзы :

  • А) d
  • Б) F

действительное.

  • В) d2F ; изображение – уменьшенное, перевернутое,

действительное.

  • Для рассеивающей линзы.

Характер получаемого изображения не зависит от взаимного расположения предмета и линзы. При всех положениях предмета изображение – уменьшенное, прямое, мнимое.

При изменении расстояния от предмета до линзы меняется лишь

высота получаемого изображения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация к уроку физики "Линзы. Построение изображения в тонких линзах".8 класс.

Автор: Юркевич Ольга Сергеевна

Дата: 22.07.2014

Номер свидетельства: 110443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Линзы. Изображение даваемое линзами. "
    ["seo_title"] => string(39) "linzy-izobrazhieniie-davaiemoie-linzami"
    ["file_id"] => string(6) "157582"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421605444"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства