Лабораторная работа №42 "Определение показателя преломления стекла"
Лабораторная работа №42 "Определение показателя преломления стекла"
Наблюдать преломление света с помощью стеклянной пластины с двумя параллельными гранями, использовать законы преломления для расчета показателя преломления.Определить показатель преломления стекла относительно воздуха, сравнить с табличным значением, оценить погрешности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №42 "Определение показателя преломления стекла"»
Лабораторная работа № 42
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1. Природа света
Название работы: определение показателя преломления стекла
Учебная цель: наблюдать преломление света с помощью стеклянной пластины с двумя параллельными гранями, использовать законы преломления для расчета показателя преломления.
Учебные задачи: определить показатель преломления стекла относительно воздуха, сравнить с табличным значением, оценить погрешности
Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия
Норма времени: 2 часа
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь: измерять показатель преломления вещества, делать выводы на основе экспериментальных данных. Представлять результаты измерений с учётом их погрешностей
знать: законы преломления света, что такое коэффициент преломления, его физический смысл
Обеспеченность занятия:
- методические указания по выполнению лабораторного занятия
- лабораторная тетрадь, стеклянная пластинка с двумя параллельными гранями, стеклянный полуцилиндр, Бумажный круг с градусами, карандаш хорошо отточенный, транспортир, линейка, циркуль, экран с щелью, источник света, таблица тригонометрических функций, таблица показателей преломления веществ относительно воздуха, бумага писчая
Порядок проведения занятия:
Для выполнения лабораторной работы учебная группа выполняет три задания (с разными пластинами)
Теоретическое обоснование
Свет при переходе из одной среды в другую меняет своё направление, т. е. преломляется. Преломление объясняется изменением скорости при переходе из одной среды в другую и подчиняется следующим законам:
Падающий и преломлённый лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведённым через точку падения луча к границе раздела двух сред.
Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления – величина постоянная для данных двух сред и называется коэффициентом преломления n второй среды относительно первой: n = = n
Вопросы для закрепления теоретического материала к занятию:
В чём сущность явления преломления света и какова причина этого явления?
В каких случаях свет на границе раздела двух прозрачных сред не преломляется?
Что называется коэффициентом преломления и в чём различие абсолютного и относительного коэффициентов преломления?
Докажите, что показатель преломления второй среды относительно первой
n 2,1 = n 2 / n 1, где n 1 и n 2 –абсолютные показатели первой и второй
сред.
5. Как определить геометрически показатель преломления n оп.
6. Как с помощью радиуса и перпендикуляра к нормали определить
синус угла падения и синус угла преломления?
Как рассчитать абсолютную погрешность показателя преломления стекла n?
Как рассчитать относительную погрешность измерения показателя преломления стекла? Каковы численные значения?
Что показывает запись результата опыта n оп - n ≤ n ≤ n оп + n?
Зависит ли показатель преломления стекла от угла падения луча света на пластину? Где в вашем опыте это видно?
Чему соответствует ваш показатель преломления стекла по таблице? Что это за вещество или какой вид оптического стекла?
Содержание и Последовательность выполнения практической работы:
Задачи практической работы:
Задание 1
Положить стеклянную пластинку на лист бумаги, обвести хорошо отточенным карандашом её контуры.
Щель экрана направить на источник света. Экран перемещать, пока луч света не попадёт в среднюю точку на грань пластины.
Отметить точками 1, 2, 3, 4 падающий луч на пластину и вышедшей луч из неё.
Снять пластину (рисунок1) через точки 1, 2, 3, 4 провести прямые до пересечения с противоположными гранями. Через точку 2 провести перпендикуляр к границе сред воздух – стекло.
Отметить угол падения и угол преломления, транспортиром измерить эти углы и по таблице значений синусов определить синусы измеренных углов.
Опыт повторить 2 – 3 раза, меняя каждый раз угол.
Вычислить коэффициент преломления, найти среднее значение. Определить погрешность измерения методом среднего арифметического.
Результаты измерений, вычислений записать в таблицу №1
Таблица №1
№ опыта
Угол падения светового луча град
Угол преломления
светового луча град
Коэффициент преломления
n
Среднее значение коэффициента преломления
nср.
Абсолютная погрешность
n = nср – n
Среднее значение абсолютной погрешности
nср
Относительная погрешность
= 100%
Задание 2
Рекомендации
Для определения отношения, стоящего в правой части формулы,
n = ,
поступают следующим образом. Перед тем, как направить на пластину световой пучок, её располагают на столе, на листе миллиметровой бумаги так, чтобы одна из её параллельных граней совпала с предварительно отмеченной линией на бумаге. Эта линия укажет границу раздела сред воздух – стекло. Тонко очинённым карандашом проводят линию вдоль второй параллельной грани. Эта линия изображает границу раздела сред стекло – воздух. Не смещая пластины, на её первую параллельную грань направляют узкий световой пучок под каким – либо углом к грани. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из неё световых пучков тонко очинённым карандашом ставят точки 1, 2, 3, 4 (рисунок 2). Лампочку выключают, пластину снимают и с помощью линейки прочерчивают входящий и преломлённый лучи. Через точку. В границы раздела сред воздух – стекло проводят перпендикуляр к границе, отмечают углы падения и преломления . Циркулем проводят окружность с центром в точке В и строят прямоугольные треугольники АВЕ и СВД.
Так как Sin = , Sin = и АВ. = ВС, то формула для определения показателя преломления стекла примет вид
n = (1)
Длину отрезков АЕ и DC измеряют по миллиметровой бумаге или с помощью линейки. Инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм.
Максимальная относительная погрешность определяется по формуле: пр . приближённое значение рассчитывается по формуле (1).
Окончательный результат измерения показателя преломления записывается так:n = nпр
Порядок выполнения работы
Подготовить бланк отчёта с таблицей для записи результатов измерений и вычислений, таблица №2
Подключить лампочку через выключатель к источнику тока. С помощью экрана с щелью получить тонкий световой пучок.
Измерить показатель преломления стекла относительно воздуха, при каком – ни будь угле падения. Результат записать с учётом погрешностей.
Сделать вывод о зависимости (или независимости) показателя преломления от угла падения.
Рисунок 1 Рисунок 2
Таблица №2
Измерено
Вычислено
АЕ, мм
DC, мм
nпр
АЕ, мм
DC, мм
,
n
Задание 3
Порядок выполнения работы
Положить стеклянный полуцилиндр на бумажный круг, разделённый на градусы, так чтобы центр круга и центр полуцилиндра совпадали рисунок 4
Щель экрана направить на источник света перемещать прибор до тех пор, пока луч света не попадёт в среднюю точку на плоской грани полуцилиндра, рисунок 5
Рисунок 5
Рисунок 4
Измерить по кругу угол падения луча α и угол преломления и их значения использовать для определения коэффициента преломления стекла.
Перемещая экран со щелью получить несколько значений для углов падения и преломления луча.
Направить световой луч перпендикулярно плоской грани полуцилиндра, пронаблюдать ход луча в полуцилиндре и сделать вывод.
Результаты измерений вычислить и записать в таблицу №2
Найти среднее значение коэффициента преломления и вычислить методом среднего арифметического погрешности измерения
По окончанию практической работы студент должен представить: - Выполненную в лабораторной тетради работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Список литературы:
В. Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля М.: ИД Академия – 2018
Р. А. Дондукова Руководство по проведению лабораторных работ по физике для СПО М.: Высшая школа,2000
Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями