Конспект урока по физике на тему "Закон Паскаля" в 7 классе
Конспект урока по физике на тему "Закон Паскаля" в 7 классе
Разработка урока по физике по теме :"Закон Паскаля". Урок можно использовать при изучении данной темы в 7 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 7 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Закон Паскаля" в 7 классе»
Конспект урока на тему: «Закон Паскаля
Цели урока:
Образовательная цель - расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”,закрепить знания о законе Паскаля, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, ИКТ, портрет Блез Паскаля, шар Паскаля, 2 воздушных шара, 2 сосуда для опыта, пакет, электронный учебник “Кирилл и Мефодий. Физика 7-11 класс”.
План урока.
Орг. момент - 1 мин.
Актуализация знаний – 2 мин.
Мотивация и целеполагание - 5 мин.
Этап закрепления знаний по теме - 15 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Закрепление учебного материала - 15 мин.
Информация о домашнем задании - 2 мин.
Подведение итогов - 4 мин.
Содержание урока.
Оргмомент. Проверить готовность к уроку.
Здравствуйте ребята! Садитесь.
Актуализация знаний.
(Слайд №1)
“Физика! Какая ёмкость слова! Физика – для нас не просто звук! Физика – опора и основа Всех без исключения наук!”
Учитель:А сейчас проверим вашу память. Закончите мои фразы.
На предыдущих уроках мы узнали что такое ...(давление), научились вычислять давление... (твердого тела на опору), узнали, что давление могут также оказывать … (жидкости и газы). Молодцы.
Но прежде чем научиться вычислять давление в жидкостях и газах, используя математические формулы, мы сравним чем отличается давление твёрдых тел и давление жидкостей и газов. Закрепим знания закона Паскаля. И конечно поговорим о практическом применении знаний о давлении в жизни людей.
Вы знаете, что физика экспериментальная наука и в основе законов, сформированных учеными лежат наблюдения и опыты.
Можно проследить цепочку: наблюдения, предположения, научная гипотеза, опыты (эксперименты), сбор данных, обработка результатов, выводы, законы.
Законы, которые мы изучаем сейчас, открыты очень давно, но прикоснуться к миру открытий можем и мы. Сегодня вы поделитесь друг с другом теми знаниями , которые получили при подготовке к уроку, поможете друг другу понять наблюдаемые явления.
Обмен информацией:
Практики. Они расскажут о том где можно наблюдать действия давления твёрдого тела на поверхность, давление в жидкостях и газах.
А) Наблюдение в снегу следов человека и свободное скольжение по снегу на лыжах.
Форма лопаты позволяет легко вскапывать землю, иголки, ножницы, плоскогубцы имеют острые края.
Б) Человек может погрузиться глубоко в воду только в скафандре.
Использование в технике сжатых газов. Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов (Слайды презентации).
Вывод: давление зависит от силы, действующей на поверхность и площади этой поверхности.
Давление в газе зависит от объёма, и температуры.
Экспериментаторы. Они покажут опыты, доказывающие существование давления, покажут, как давление твёрдого тела зависит от силы, действующей на поверхность и площади поверхности.
А) Использование тупых ножниц и острых. Разрезание ткани.
Б) Существование давления в жидкостях и газах: выдувание мыльного пузыря.
Опыт с воздушным шаром, занесённым с холодного помещения в теплое.
Опыт с пакетом, наполненным водой. Передача давления по всем направлениям одинакова. (или шар Паскаля - презентация)
Опыт с блюдцем, в которое налита вода. Вода собирается под стакан (горячий).
Вывод: А) чем меньше площадь, тем большее давление оказывают ножницы.
Б) Давление оказывают молекулы воздуха, ударяясь о стенки сосуда, давление одинаково по всем направлениям, поэтому шарик имеет форму шара, а струйки воды из пакета выливаются с одинаковой силой. Вода собирается под стакан, потому что давление воздуха снаружи стакана больше давления внутри стакана.
Художник. Показывает картинки, на которых изображены принцесса на горошине, розы. Рассказывает о том, как производится давление.
Теоретики.
а) Рассказ о том, что такое давление твёрдых тел, даёт определение, записывает формулу , называет единицы измерения.
Учитель: Теперь проверим, как вы научились вычислять давление, которое оказывает тело на поверхность. Решим задачу. Условие на экране, разбор задачи, решение, проверка на доске)
Трактор массой 6 т имеет площадь обеих гусениц 2 кв. м. Найдите давление трактора на почву.
Дано: СИ Решение
m = 6 т 6000 кг p = F/ S, F=P= mg
V = 2 кв.м p = 6000 кг * 10 H/ кг / 2 кв.м = 30000 Н
p - ?
Ответ: 30 кН
б) Рассказ о давлении газа.
1. Строение газообразных веществ.
2. Объяснение давления газа на основе учения о строении газов.
3. Почему давление газа увеличивается при сжатии и уменьшается при расширении.
4. От чего зависит давление газов.
Учитель: а теперь подведём итоги.
Заполним таблицу:
Состояние вещества
Подвижность молекул
Направление передачи давления
Твёрдые тела
Жидкость и газ
Молекулы связаны с положением равновесия, они колеблются около положения равновесия.
Молекулы подвижны относительно друг друга, около положения равновесия колеблются быстрее, время от времени покидают положение равновесия.
Давление передаётся в направлении действия силы.
Давление передаётся по всем направлениям одинаково.
Учащиеся выполняют задание на доске. Молодцы, правильно
Учитель:
1. Какой закон утверждает, что давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях?
Ответ: Закон Паскаля.
Учитель : послушаем историка: Блез Паскаль - французский математик и физик, один из умов XVII столетия. Отец Паскаля, Этьен, знаток математики и астрономии занимался его образованием. Чудо-ребёнок Блез с 12 лет начал заниматься наукой. Отец стал брать его на заседания научного кружка. Интеллект мальчика быстро развивался и вскоре он на равных обсуждал научные проблемы с крупными учёными своего времени. В 16 лет он написал замечательный “Опыт о конических сечениях”. Он открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов, интересными опытами доказал существование атмосферного давления. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования. Открытия сделанные Блезом Паскалем 300-лет назад мы изучаем и сейчас.
А оказывает ли давление газ или жидкость на тела, помещённые в них?
Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим опыт: пробирка с резиновой плёнкой помещена в сосуд с водой (рис. 100, 101 учебника).
Опыт: бутылка с водой: отверстия на разном уровне, выливание воды струйками с разным напором.
Вывод: внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне, оно одинаково по всем направлениям.
С глубиной давление увеличивается.
Учитель: послушаем наших биологов.
У акулы острые зубы с пиловидными краями. Они оказывают давление при силе 600 Н и площади 0,02 кв. см до 30 000 Н/кв. см. Это можно сказать и о пиранье.
Эта небольшая рыбка имеет зубы, подобные бритве. Пираньи нападают на всё живое и могут оставить даже от быка один скелет. А вот царь-птица беркут. Его ноги высоки в «штанах» из перьев, а когти - орудие для ловли, большие, крючковатые, будто кованные из прочной стали. Из таких когтей вырваться невозможно. Поэтому человек использует этих птиц для охоты.
Учитель: а теперь пришло время для разминки. Выполняется физкультминутка.
Учитель: Теперь проверим, как вами усвоена тема. Для этого ответим на вопросы теста.
Тесты по теме “Давление газа”.
1. При неизменной массе с уменьшением объёма газа его давление
а) не изменяется; б) увеличивается; в) уменьшается.
2. Как изменится давление газа, если его нагреть при постоянном объёме?
а) не изменится; б) станет больше; в) станет меньше.
3. Резиновый мяч, сжав руками, деформировали. Изменились ли при этом:
масса – вес – объём – плотность – давление – воздуха в нём? (Написать да или нет.)
4. Газ, находящийся в сосуде, оказывает на левую стенку давление, равное 300 Па. Какое давление производит газ на нижнюю, верхнюю и правую стенки сосуда?
а) на нижнюю 400 Па, на верхнюю 300 Па, на правую 200 Па; б) на нижнюю 300 Па, на верхнюю 100 Па, на правую 400 Па; в) одинаковое по всем направлениям.
5. Главной причиной давления газа на стенки сосуда является
а) удары молекул газа о стенки сосуда; б) мало взаимное притяжение молекул газов; в) очень малые размеры молекул газов.
6. Какую физическую величину определяют по формуле
р = F/ s
А) работу; В) давление; С) скорость; Д) путь.
7. Какая из перечисленных единиц является основной единицей измерения давления?
А) м; В) м/с;
Б) Ньютон (Н); Д) Паскаль (Па)
8. Имеются два кирпича одинаковой массы и размеров
1 2
Какой из кирпичей оказывает меньшее давление ?
А) 1; Б) 2; В) давление одинаково.
Ответы для взаимопроверки:
б
б
масса – нет вес – нет
объём – да плотность – да давление – да
в
а
в
В
Д
А
Учитель: Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или неверный ответ, поставьте – “4”, у кого два — три неверных ответа – “3”, у кого больше 3 неверных ответов, тому необходимо еще раз внимательно прочитать параграфы.
Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись.
Релаксация: слайд
Учитель. Итак, сегодня на уроке мы не только повторили изученный материал, но и узнали ещё много нового. И я думаю, что цели нашего урока были достигнуты, мы с вами путём исследования узнали истину. И урок я хочу закончить словами Аристотеля:
«Искать истину и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком её постигнуть, ни полностью её заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих факторов складывается величественная картина»
Домашнее задание: п. 36, 37, упр.14 (1-4), задание 7