Конспект урока физики в 8 классе по теме "Тепловые двигатели"
Конспект урока физики в 8 классе по теме "Тепловые двигатели"
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащиеся на примере тепловых двигателей сформируют знания о работе пара и газа.Также учащиеся познакомятся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания, используя демонстрационный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 8 классе по теме "Тепловые двигатели"»
Урок физики в 8 классе
Тема урока: Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания
Подготовила учитель физики Пыко Галина Ивановна МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ» Стародубского района Брянской области.
Тип урока:Урок изучения нового материала
Цели урока: Сформировать знания о работе пара и газа на примере тепловых двигателей, дать представление об устройстве и принципе действия двигателя внутреннего сгорания.
Развивать умения работать с текстом учебника, находить ответы на предложенные вопросы, сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы, раскрывать взаимосвязь развития природы, техники и общества.
Воспитывать организованность, любознательность, любовь к природе.
Оборудование: 1.мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация; 2.модель двигателя внутреннего сгорания 3. штатив, пробирка с водой и пробкой, спиртовка, спички.
План урока
Организационный момент (проверка готовности класса к проведению урока).
Актуализация знаний учащихся
Постановка проблемы
Объявление темы урока, целей урока
Изучение нового материала
а) Тепловые двигатели. Виды тепловых двигателей;
б) Двигатель внутреннего сгорания:
- Определение ДВС. История создания; - Устройство ДВС,
- Принцип действия ДВС, - ДВС – дизель.
6. Закрепление изученного материала
а) разминка
б) проверь себя
в) Роль ДВС в жизни человека (ролевая игра)
8. Итоги урока. Домашнее задание.
1. Организационный момент
Учитель приветствует детей, проверяет наличие учебников, тетрадей, дневников у учащихся, справляется об их самочувствии.
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Вспомним то, что нам поможет лучше и быстрее понять тему сегодняшнего урока.
Фронтальная работа: 1.Какие виды механической энергии мы изучали?
2. Когда тело обладает потенциальной энергией?
3. Когда тело обладает кинетической энергией?
4.Что называется внутренней энергией?
5.Как можно изменить внутреннюю энергию тела?
6.От чего зависит внутренняя энергия тела?
7.Что происходит с газом при нагревании?
8.Что происходит с газом при совершении им работы?
3. Постановка проблемы
Учитель: (демонстрация опыта)
Мы знаем, что физика наука практическая, прикладная. Все физические явления, законы в конечном итоге находят применение в жизни человека. Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии. Источниками энергии являются различные виды топлива, энергия ветра, энергия солнца, энергия приливов и отливов. Поэтому существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой. Обратимся к опыту, в конце проведения которого вы мне ответите на вопрос: Какие превращения энергии происходили в ходе представленного процесса?
Демонстрация опыта: Нагревание воды в пробирке до кипения с выталкиванием пробки под действием образовавшегося пара. Обсуждение вопросов: Какие превращения энергии происходили в ходе представленного процесса? Как вы думаете, где используется это явление в технике?
(Предполагаемый ответ: Совершение паром работы при расширении. Используется в работе тепловых двигателей.)
4.Объявление темы урока, целей урока
Слайд 1
Тема нашего урока «Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания»
Цели урока: Изучить принцип действия тепловых машин, познакомиться с видами тепловых машин, историей создания и использованием. Подробнее познакомимся с видом теплового двигателя – ДВС. Рассмотрим его устройство, принцип действия, особенности применения и значение в жизни человека.
5.Изучение нового материала
а)Тепловые двигатели. Виды тепловых двигателей
Учитель: Человек в своём развитии постоянно стремится к механизации труда. Большим толчком в этом стал факт использования внутренней энергии для совершения работы механизмом. Такими механизмами явились тепловые двигатели.
Слайд 2:информация по слайду (создатель теплового двигателя)
Простейший тепловой двигатель был изобретён в 17 веке английским инженером Джеймсом Уаттом.
Учитель: Вернёмся к нашему опыту. Выполнение работы паром здесь разовый случай, как например выстрел из ружья. В машине же должна в работе цикличность, т.е повторяемость. Заменим пробирку металлическим цилиндром, пробку плотно пригнанным поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, и получаем простейший тепловой двигатель.
Слайд 3:информация по слайду (определение теплового двигателя)
Слайд 4:информация по слайду (виды тепловых двигателей)
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
ПАРОВАЯ ДВС ПАРОВАЯ И ГАЗОВАЯ РЕАКТИВНЫЙ
МАШИНА ТУРБИНЫ ДВИГАТЕЛЬ
Слайд 5 - 8:информация по слайдам (применение тепловых двигателей)
Учитель: Небольшая информация по истории создания паровых машин подготовлена моим помощником на уроке. Внимательно слушайте своего товарища и запишите в свой конспект урока полезную информацию.
Выступление 1учащегося: «История создания паровой машины» - Приложение №1
б) Двигатель внутреннего сгорания
Учитель: Из всех видов тепловых машин мы подробно рассмотрим ДВС. Выясним, почему они так называются, из чего состоят, изучим принцип их действия. А ещё попытаемся выяснить, что несут человечеству ДВС, добро или зло.
-Определение ДВС. История создания
Слайд 9: информация по слайду
Учитель: ДВС это самый распространенный и широко используемый вид теплового двигателя. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Отсюда и название – двигатель внутреннего сгорания. Изобретателем универсального ДВС является немецкий инженер Даймлер. Топливом для таких двигателей служит – бензин, керосин, нефть, или горючий газ.
Слайд 10:инфориация по слайду
Учитель: Небольшую историческую справку о создании ДВС представит второй мой помощник. Внимательно слушайте своего товарища и запишите в свой конспект урока полезную информацию.
Выступление 2 учащегося: «История создания ДВС» - Приложение №2
-Устройство ДВС
Учитель: Рассмотрим устройство двигателя внутреннего сгорания.
Самостоятельная работа по учебнику (стр. 53 рис.24) Задание: Внимательно по рисунку изучите устройство ДВС. Элементы устройства запишите в тетрадь слева и справа дома сделаете рисунок. Постарайтесь запомнить элементы двигателя и их функцию.
Слайд 11: Назовем элементы двигателя и их функции. Под №6 маховик – укреплён на валу и предназначен для уменьшения неравномерности вращения вала.
- Принцип действия ДВС
Учитель: Чтобы изучить принцип работы двигателя, мы познакомимся с некоторыми понятиями.
Слайд 12: информация по слайду Мертвые точки; ход поршня; рабочий цикл.
Слайд 13: информация по слайду (1такт -впуск)
Слайд 14: информация по слайду (2такт - сжатие)
Слайд 15: информация по слайду (3такт – рабочий ход)
Слайд 16: информация по слайду (4такт - выпуск)
Слайд 17: схема работы двигателя, карбюратор
Учитель: Для работы автотранспорта используются 4-х, 6-ти, 8-и цилиндровые ДВС. В них работа цилиндров согласуется так, чтобы в каждом из них поочередно проходил рабочий ход и коленчатый вал получал постоянно энергию от одного из поршней. Многоцилиндровые двигатели в лучшей степени обеспечивают равномерность вращения вала и имеют большую мощность.
- ДВС - дизель
Учитель: Мы рассмотрели работу двигателя, в котором топливо в жидком виде распыляется в цилиндр и воспламеняется от свечи. Такие двигатели называются карбюраторными. Есть еще один вид двигателей внутреннего сгорания это дизеля.
Слайд 18: ДВС – дизель.
Выступление 3 учащегося: «ДВС - дизель» Приложение №3
Учитель: Что общего у обоих видов двигателей и какая между ними разница?
(Ответ: Это тепловые машины, в которых механическая работа выполняется за счёт внутренней энергии топлива. У дизелей нет запальной свечи, в них топливо воспламеняется в воздухе, нагретом до высокой температуры, благодаря быстрому сжатию).
6.Закрепление изученного материала
а) разминка (физкультпауза)
Учитель: Кто из вас может на себе представить работу ДВС? Повторим все вместе и разомнемся.
б) Проверь себя
- работа по слайду 19 (назови элементы двигателя) -работа по слайду 20 (дайте название каждого такта) - работа по слайду21 (подберите к кроссворду вопросы)
Ролевая игра: Значение ДВС в жизни человека.
ДВС нашли и находят всё более широкое применение. Трудно нашу жизнь представить без автотранспорта, авиации, железнодорожного транспорта, механизации производства, сельского хозяйства и т.д. Но применение всего вышеперечисленного загрязняет окружающую среду, уменьшает природные ресурсы. Что же несут человеку ДВС добро или зло? Попробуем разобраться. А помогут нам в этом специалисты – эксперты, принимающие участие в нашем уроке. Выступление экспертов: 1) выступление эксперта – физика; 2) выступление эксперта – эколога; 3) выступление эксперта – врача; 4) выступление эксперта – конструктора.
Учитель: Трудно сейчас поставить точку в поставленном нами вопросе. тем не менее всем понятно, что ДВС надо заменить более продуктивным и безопасным видом машин. Над этим работают инженеры – конструкторы всего мира. А наша с вами задача, содействовать сохранению природы доступными способами.
Слайд -22
8.Подведение итогов урока. Домашнее задание
Фронтальная беседа: 1)Какие основные вопросы мы рассмотрели на уроке? 2)Какое физическое явление лежит в основе работы тепловых двигателей? 3) Назовите виды тепловых машин? 4) Какие бывают двигатели внутреннего сгорания? II.Оценка деятельности учащихся на уроке
III. §21§22; вопросы к §22; рис.24; подготовить кроссворд «Тепловые машины»