Этап | Цель | Метод | Прием | Деятельность ученика | Деятель ность учителя | Результат |
Организационное начало (1 мин.) | Положитель - ный настрой на урок | Беседа | | | | |
Проверка домашнего задания (11 минут) | Закрепление понятия «сила тяжести», «явление тяготения», выявление причин падения тел на землю, зависимость силы тяжести от массы тела. | Смотр знаний («Бег» по понятиям) | Вопросы для проверки усвоения материала: 1. Почему камень, выпущенный из рук, падает на землю? 2. Каков вид траектории мяча, брошенного в горизонтальном направлении? Искусственного спутника Земли? 3. Какова причина падения тел на землю? 4. Как взаимодействуют между собой Земля и поднятое над ее поверхностью тело? 5. Приведите примеры взаимодействия Земли с другими планетами Солнечной системы. 6. Что называют всемирным тяготением? 7. Как зависят силы притяжения между телами от массы этих тел? От расстояния между ними? 8. Какую силу называют силой тяжести? 9. Как обозначают эту силу? Как она направлена? 10. Где на земном шаре сила тяжести наибольшая? Наименьшая? Почему? 11. Как зависит сила тяжести от массы тела? 12. Сравните силы тяжести, действующие на два тела с разными массами. | Задание выполняют три ученика у доски (читают по очереди вопросы на листах и отвечают, в случае неправильного ответа вопрос переходит к следующему ученику) | Консульта - ция, коррекция ответов. | Закрепле - ние основных понятий предыду - щего урока. |
Оценивание результатов работы учеников (1 минута) | Привитие навыков оценивания на уроке своей деятельности | Беседа с классом | Работа по листу «Критерии оценивания ученика» Критерии оценивания ответа ученика Всего 12 вопросов. Каждый учащийся должен ответить правильно на четыре вопроса: 4 правильных ответа – оценка 5 баллов, 3 правильных ответа - оценка 4 балла, 2 правильных ответа - оценка 3 балла, 1 и менее ответов - оценка 2 балла. (данные заносятся в таблицу) | Ученик во время ответов товарищей заполняет лист «Критерии оценивания», остальные ученики внимательно слушают. | Оценить работу эксперта - ученика | Оценива -ние учащихся |
Мотивацион ное начало урока (1 минута) | Постановка учебной проблемы | Беседа с классом. | Постановка проблемного вопроса: «Почему книга, лежащая на столе, находится в покое?» | | Записывает проблему на доске и позволяет учащимся подумать, не торопиться отвечать. | Настрой на изучение нового материала |
Определе ние темы урока (1 минута) | Формулировка целей урока | Демонстрация опыта (шарик висит на нити). | Эвристическая беседа с классом. | Ответы: 1. Не упадет. 2. Сила тяжести. 3. Высказывают свои пред - положения (например, нить не дает упасть, удерживает еще что – то и т. д.) 4. Да. 5. Да. | Вопросы: 1.Подве - сим на нити шарик. Упадет ли он? 2. Какая сила всегда действует на тело? 3.Но ведь она притягивает тело к земле. Почему оно висит? 4. Можно ли из предложенного сделать вывод, что сила тяжести уравнове - шивается какой – то другой силой, нам не известной? 5. Хотите узнать, что это за сила? Записываем тему урока: «Сила упругости». | Запись темы урока. |
Определение целей урока. (1 минута) | Подготовить к изучению нового материала | Рассказ учителя | Запись на доске. | Формулируют цели урока самостоятель - но | Записывает на доске цели, сформулированные учащимися, корректирует их. | Цели и задачи опреде – лены |
Изучение нового материала (6 минут) | Сформировать понятие силы упругости, с помощью чертежа обозначать силу упругости. | Фронтальная беседа в сочетании с демонстрацией опыта (тело на опоре, которая под действием этого тела прогибается). | | 1. Действует сила тяжести. 2. Опора не дает грузу двигаться вниз. 3.Учащиеся самостоятельно делают чертеж каждый в тетради. Затем, используя опорный конспект проверяют правильность, дополняя недочеты. | Положить груз на гибкую опору. 1. Что произойдет с доской? Почему доска прогибает – ся? 2. Почему доска мгновенно останови - лась? 3. Значит, со стороны опоры тоже действует сила? Это сила упругости, она направлена в сторону противоположную силе тяжести, обозначим ее Fупр. | |
Работа с учебником. (4 минут) | Знакомство с определением силы упругости, видами деформаций | Самостоятель - ная работа по учебнику, работа в парах. | Анализ текста, записи в тетрадях | В парах читают определение силы упругости, затем друг другу пересказывают. Находят виды деформаций, записывают в тетеради. | После работы по учебнику учитель предлагает отгадать виды деформаций(демонстрирует опыты: кручение, изгиб, растяжение, сжатие). | Отработка основных понятий урока, записан опорный конспект урока. |
Объяснение закона Гука (4 минуты) | Формулировка и запись закона Гука | Иллюстратив - ный метод | Работа с карточками | 1. Читают стихотворение на карточках. | 1.Запишите закон Гука, используя данное стихотворение. (приглашает любого ученика по желанию). 2. Делает пояснения к закону, описывая все величины, входящие в формулу. Формирует понятие жесткости пружины. | Сформулирован закон Гука. |
Выполнение эксперимента (5 минут) (оформление результата на при мере решения задачи) | Закрепить закон Гука на практике | Эксперимен - тальное задание | Один ученик работает за демонстрационным столом. Оборудование: штатив, пружина, стрелка – указатель, линейка. Измеряет удлинение пружины, затем рассчитывает силу упругости, жесткость заранее известна. | Наблюдают выполнение эксперимента ученика, фиксируют в тетрадях решение задачи. | Анализи - рует работу ученика и класса. | Осуществлена взаимосвязь теории и практики, глубокое понимание закона Гука |
Решение проблемного вопроса. (2 минуты) | Определение результатов работы на уроке | Беседа с классом | Фронтальная беседа | Выдвижение гипотез 1.На тело действуют две силы: тяжести и упругости, когда тело находится в покое, то эти две силы уравновешиваются 2. Зачитывает пожелание учащимся на уроке. | 1. Проблемный вопрос «Почему книга, лежащая на столе, находится в покое?» 2. Просит открыть заранее подготов - ленный чёрный ящик с книгой подсказок и зачитывает правильный ответ на проблем - ный вопрос. Оценка работы учащихся. | Достиже - ние целей и задач урока. |
Домашнее задание (1 минута) | | | Запись в дневники | Параграф 25 страница 59 – 60, творческое задание: придумайте задачу, которую можно решить с помощью изученного вами закона. | | |
Оценки за урок. (1 мин) | | Рассказ учителя. | | | | |
Рефлексия. (1 минуты) | | | Письменная работа | Выполняют письменно | Собирает карточки | Завершение урока. |
Дополни Тельное задание. | Эта часть урока проводится при наличии свободного рабочего времени, как закрепление знаний. | | Разгадать кроссворд. | Письменно на карточках. | | |
Островское, 2016 год.