Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент ( 2 мин) |
Приветствие. Сообщение темы и целей урока. На прошлых занятиях вы познакомились с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление; познакомились с приборами для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили Закон Ома для участка цепи, научились собирать простейшую электрическую цепь; изучили законы последовательного и параллельного соединения проводников. Сегодня у вас есть возможность пополнить знания, об электрических соединениях проводников, их применении и роли в современном мире, узнать, как вы будете использовать это знание в рамках нашего урока. Итак, тема нашего занятия «Решение задач по теме закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников». | Приветствует учителя. Показывает готовность к уроку. |
Актуализация опорных знаний и умений (10 мин) |
1. Выдает учащимся таблицу для заполнения, диктует задания физического диктанта Ученый | Физическая величина | Формула | Единица измерения | | | | | | | | | | | | | Выполнил ______________ Проверил__________ Оценка__________ | Пишут физический диктант на листочках, меняются карточками и вместе с учителем проверяют по слайду Критерии оценивания Кол-во ошибок | 1 | 2-3 | 4-6 | 7 | Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 | |
2. Вопросы: Какие свойства последовательного и параллельного соединения вы знаете? | Отвечают на устные вопросы учителя. - при последовательном соединении в проводниках одинакова сила тока, а напряжение на концах всей цепи равно сумме напряжений на отдельных проводниках; - при параллельном сила тока во всей цепи равна сумме сил токов в отдельных проводниках, а напряжение на всех проводниках одинаково |
3. Распознавание типа соединения по значениям силы тока и напряжения. Как могут быть соединены проводники (последовательно или параллельно), если значения силы тока и напряжения таковы: 1) I1= 3 А, I2= 4 А? 2) I1= 3 А, I2= 3 А? 3) U1= 5 В, U2= 4 В? 4) U1= 5 А, U2= 5 А? 4. Распознавание типа соединения по сопротивлению цепи. Как могут быть соединены несколько проводников (последовательно или параллельно), если: 1) сопротивление одного из проводников 5 Ом, а сопротивление всей цепи равно 10 Ом? 2) сопротивление одного из проводников 3 Ом, а сопротивление всей цепи равно 2 Ом? | Отвечают на устные вопросы учителя. 3. 1) Параллельно. Параллельно или последовательно; в первом случае у них одинаковые сопротивления. Последовательно. Параллельно или последовательно; во втором случае у них одинаковые сопротивления. 4. 1) Последовательно 2) Параллельно |
3.Решение задач (20 мин) |
Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома. | U | R | I | 1 | U = 20B, | R=10Om | I-? | 2 | U=? | R = 5Om, | I=10A | 3 | U=15B | R-? | I = 5A | | Учащиеся устно решают задачи по вариантам и заполняют таблицу на доске. Проверяют по слайду после заполнения таблицы на доске. Ответ: 1) I = 2А; 2) U= 50В; 3) R = 3 Ом. |
Учитель вызывает к доске ученика и вместе с ними и классом разбирает задачу. Задача 1: Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B. Вопросы: 1.Что известно из условия задачи? 2.Какую величину необходимо определить? 3.По какому закону будем определять силу тока? 4.Какие величины нам неизвестны для нахождения силы тока и как их найти? 5. По какой формуле мы сможем найти сопротивление? 6.Как найти? 7.Теперь найдем R и полученное значение подставим в формулу для нахождения силы тока. (Перевод S в м2 не нужно делать, т.к. в единицах измерения удельного сопротивления тоже присутствуют тоже мм2) | Ученик читает условие задачи на слайде презентации, записывает что дано и отвечает на вопросы учителя, если затрудняется, то вопрос задается классу: Дано: I=100м S=0,5мм2 U=6,8В ᵖ = 0, 017Ом*мм2/м I-? Решение 1.Из условия задачи известны величины – сила тока, напряжение, длина проводника, площадь поперечного сечения проводника. Еще известно, что проводник сделан из медной проволоки. 2. Необходимо определить силу тока. 3.Силу тока можно определить по закону Ома. 4.Чтобы найти силу тока по закону Ома, мы должны знать сопротивление. 5.Сопротивление можно найти по формуле: удельное сопротивление умножить на длину проводника и разделить на площадь сечения проводника. 6. – берется из таблицы удельного сопротивления, записывается в дано. U=6,8В Сила тока равна 2А. |
Задача 2. (Решает у доски сильный ученик) В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника. Вопросы: 1.Какие элементы цепи нам даны? 2.Как они подключены в цепь? 3.Как найти общее сопротивление? | Ученик читает условие задачи на слайде презентации, записывает что дано и отвечает на вопросы учителя. Дано: RAB=5 Ом RBC=500 Ом RCD=500 Ом RAD-? Решение 1.Цепь состоит из источника тока- розетки, соединительных проводов, резистора, лампочек 2.Они соединены последовательно 3.При последовательном соединении сопротивление складывается. Ученик записывает формулу, подставляет значения и находит ответ: 1005 Ом |
Задача 3. . Два резистора сопротивлением r 1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи. Вопросы: 1..Какой тип соединения рассматривается в задаче? 2.Что известно из условия? 3. Какие величины необходимо найти? 4. Как найти I0? 5.Что для этого неизвестно? 6.Как найти I1 и I2? 7. Какая величина нам неизвестна при нахождении силы тока и как ее найти ? | Класс делится на 2 группы (по полам), каждая из которой решает задачу своим способом - одни находя силу тока используя закон Ома, вторые используя формулу параллельного соединения. По одному представителю от группы пишут решения на доске Дано: R1=5 Ом R2 =30 Ом U=6B I0-? Решение |
Экспериментальное задание ( 10 мин) |
Работа в 6 группах: Составить схемы электрической цепи и собрать электрические цепи по этим схемам: 1 | Составьте схему электрической цепи, состоящей из источника тока, ключа, двух лампочек, амперметра и вольтметра, подключенного к первой лампочке. Соберите цепь. | 2 | Составьте схему электрической цепи, состоящей из источника тока, ключа, двух резисторов, лампочки и вольтметра, подключенного к лампочке. Соберите цепь. | 3 | Составьте схему электрической цепи, состоящей из источника тока, ключа, лампочки, резистора, реостата и вольтметра , подключенного к резистору. Соберите цепь. | 4 | Составьте схему электрической цепи, состоящей из источника тока, ключа, реостата, двух лампочек и вольтметра, подключенного ко второй лампочке. Соберите цепь. | 5 | В электрическую цепь включены последовательно резистор и две электрические лампы Составьте схему и соберите электрическую цепь | 6 | Два резистора сопротивлением R1 и R2 соединены параллельно с зажимами источника тока Составьте схему и соберите электрическую цепь | | Учащиеся выполняют экспериментальное задание в группах: составляют схемы электрической цепи на доске и собирают цепи. |
4. Подведение итогов урока, рефлексия |
Организует совместное обсуждение основных вопросов, изученных на уроке. Выставляет оценки. Проводит рефлексию: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. | Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение. |
5. Домашнее задание |
П 44, 48,49 – повторить Задачник В.И. Лукашик № 1319, № 1387 | Записывают задания в дневники |