Разработка урока. Сила – мера взаимодействия
Тема. Сила – мера взаимодействия
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
образовательные: рассмотреть понятие взаимодействие и сила; раскрыть физический смысл сущности процесса взаимодействия двух тел;
воспитательные: воспитывать аккуратность в выполнении записей в тетради, формировать культуру ведения беседы;
развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с учебником; развивать умение применять знания для объяснения явлений в окружающем мире.
Оборудование: керамические магниты, две тележки, мяч и ракетка, пружина и динамометр для демонстрации взаимного действия
Этапы урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Проверка выполнения домашнего задания – 6 мин
3. Актуализация опорных знаний учащихся – 5 мин
4. Усвоение новых знаний – 15 мин
5. Первичная проверка понимания нового материала – 3 мин
6. Закрепление и применение новых знаний – 8 мин
7. Подведение итогов урока – 3 мин
8. Озвучивание дифференцированного домашнего задания – 2 мин
9. Рефлексия – 2 мин
Ход урока
1. Приветствие. Настройка на работу.
2. Физический диктант. Требует ответов «Да» или «Нет»
1. В природе мы всегда имеем дело с взаимодействием (Да).
2. Взаимное притяжение Земли и Луны называют гравитационным взаимодействием (Да).
3. Земля – огромный магнит (Да).
4. Тело может само по себе без действия других тел изменить свою скорость (Нет).
5. Камень падает вниз вследствие того, что его притягивает Земля (Да).
6. Притяжение Луны вызывает на Земле приливы (Да).
7. Заряженные тела не могут взаимодействовать (Нет).
8. Грузовая машина с песком притягивается к Земле сильнее, чем такая же машина, но без груза (Да).
9. В природе существуют только гравитационные взаимодействия
(Нет).
10. Стрелка компаса всегда сориентирована на север (Да).
Самоконтроль. Учитель проговаривает правильные варианты ответов, учащиеся имеют возможность сами оценить свою подготовку.
3. Беседа.
Демонстрация взаимодействия между керамическими магнитами.
- Опишите, что вы наблюдаете.
- Скажите, изменится результат взаимодействия, если поменять полюса магнитов? А какие изменения произойдут?
Демонстрация взаимодействия двух тележек.
- Как заставить тележки двигаться? (вариант ответа: пережечь нить).
- Что мы будем наблюдать, если на одну из тележек поставим груз?
4. Объяснение нового материала.
Мы с вами убедились в том, что причина изменения скорости движения тела – действие на него со стороны других тел. Большее изменение скорости тела с меньшей массой и наоборот (учащиеся пробуют сами привести примеры, которые доказывают данное утверждение).
Рассмотрим некоторые моменты взаимодействий и введем понятие силы.
Обращаем внимание, что:
- под действием силы может изменяться скорость не всего тела, а его отдельных частей;
- обозначение силы;
- зависимость результата действия силы от ее направления, точки
приложения и числового значения (на примере дверной ручки и воздействия на нее человеческой руки).
5. Первичное закрепление. Индивидуальный опрос.
6. Самостоятельная работа с учебником.
Прочитать предложенные учителем абзацы учебника, выделить в них главную мысль и записать ее на доске. Но есть одно важное условие: переставить в каждом слове буквы так, чтобы первая и последняя буквы в слове всегда стояли на своих местах
Например: сила – мера взаимодействия
Слиа – мреа вимазейодтсивя (особенности чтения – мы читаем не буквы, а слова).
7. Подводим итоги.
?Сила – мера количественного взаимодействия тел.
?Результат действия силы зависит от числового значения силы, направления ее действия и точки приложения.
?В результате приложения силы тела меняет свою скорость или деформируется.
?В природе существуют различные силы.
8. Прочитать параграф учебника. Устно ответить на вопросы .
Решение задач из сборника
Задачи носят качественный характер.
9. Рефлексия.Ученики заполняют сами в тетрадях.
Тема урока:
Мои действия на уроке (слушал, выполнял эксперимент, общался...):
Я на уроке научился, узнал.. (оценивать свои действия, приобретать знания caмостоятельно и т.д.):
В чем ценность урока для меня?
Что вызвало затруднения и почему?
Свою работу я оценил бы на оценку ..., потому что ...
Меня порадовало (огорчило)
1