ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.»
-
| ФИО (полностью) | Шустова Наталья Николаевна |
-
| Место работы | МОУ СОШ №1 с УИОП города Егорьевска Московской области |
-
| Должность | Учитель физики |
-
| Предмет | Физика |
-
| Класс | 7 |
-
| Тема и номер урока в теме | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.(Раздел «Давление твёрдых тел , жидкостей и газов»). |
-
| Базовый учебник | пёрышкин а. в., «физика», 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва, дрофа, 2010. |
Цель урока: познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
9. Задачи:
- обучающие: познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
-развивающие: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.
-воспитательные: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ; плакат; шар Паскаля; воздушные шары, наполненные водой ( на каждую парту); пакет с горохом; учебник “Кирилл и Мефодий. Физика 7-11 класс”.
Структура и ход урока
Таблица 1.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный этап | | Формулирует цель урока | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 1 мин. |
2 | Актуализация знаний | | Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы | Отвечают на вопросы учителя | 4 мин. |
3 | Мотивационный этап | | Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы | Отвечают на вопросы учителя | 5 минут |
4 | Этап получения нового знания | «Блез Паскаль (№1)»; «Шар Паскаля» (№2). | Проводит опыты, делает выводы | Слушают учителя, делают записи в тетради | 10 минут |
5 | Закрепление изученного материала | «Закон Паскаля» (№3). | Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы | Выполняют задания, делают выводы. | 20 минут |
6 | Домашнее задание | | Формулирует и объясняет задание на дом | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 2 минуты |
7 | Подведение итогов | | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | Отвечают на вопросы учителя | 3 минуты |
I. Организационный этап.
Учитель:
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на сегодняшнем уроке? Кто дежурный? Спасибо. Всё ли готово к уроку? Посмотрите.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
-Я думаю, вы готовы продолжить выстраивать ваши знания в одну цепочку. Для начала небольшая разминка. Давайте все вместе ответим на вопросы, которые будут проецироваться на экране. Эти вопросы проверят ваши знания по предыдущему уроку.
Учитель:
-Все молодцы!
III. Мотивационный этап.
Учитель:
- Ребята, на какую тему были тесты? (Давление газа)
Учитель:
- Вы изучаете тему “Давление”. В вашей цепочке знаний звено о давлении твёрдых тел и давление газа имеется. Как производится давление твёрдых тел? Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да.)
Учитель:
- Лежащая на столе книга? (Да.)
Учитель:
- Как? В каком направлении передаётся действие силы? (Вниз, под действием силы тяжести.)
Учитель:
- Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается - книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. А в каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да.)
Учитель:
- Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.)
Учитель:
- Давайте вспомним опыт, на котором увидим изменение воздушного шара. Посмотрим на экран. (Опыт, воздушный шар под колоколом.) (Электронный учебник “Кирилл и Мефодий, Физика 7-11 класс”.)
Учитель:
- Как же газ производит давление? (Правильно, по всем направлениям одинаково.)
IV. Этап получения нового знания.
Учитель:
- Следующая цепочка, как же передаётся давление жидкостями и газами? Совсем иначе, чем твёрдых тел. Наша тема урока “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”.
Возьмите рабочие тетради. Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
Учитель:
-Какие слова вам знакомы? (Паскаль.)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm
Учитель:
- Ребята, учёные делают предположения (выдвигают гипотезы), выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их гипотезы. Давайте представим, что мы учёные и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради.
Учитель:
- Что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на стол.) (Вода потечёт.)
Учитель:
- А если подуть на неё?
Учитель:
- Почему? Почему так происходит? (В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому пролитая из сосуда вода растекается, а вода в стакане приходит в движение, если слегка подуть на её поверхность.)
Учитель:
-Ребята, у вас на столах вы видите воздушные шарики, заполненные водой. В этих шариках сделано множество отверстий. Надавите, пожалуйста, на шарик. Что вы наблюдаете? (Вода вытекает из всех отверстий). Как вы думаете, почему так происходит? (Потому что молекулы воды подвижны и могут перемещаться по всем направлениям).
Учитель:
- Правильно. Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь давайте поработаем с учебником. Рассмотрите рисунок 94. Что произойдёт с молекулами газа внутри сосуда, если изменить объём при перемещении поршня вниз? (Молекулы расположатся плотнее друг к другу.)
Учитель:
- При этом давление изменится? (Да, оно возрастёт.)
Учитель:
- Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же.
Опыт с шаром Паскаля. (Полый шар с узкими отверстиями, к которому присоединена трубка с вставленным поршнем заполняется водой. Если вдвигать в трубку поршень, то вода польётся из всех отверстий шара.)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30 |
Учитель:
- Что же мы увидели? (Жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара.)
Учитель:
- Какой можно сделать вывод из этого опыта?
Вывод: Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.
- Это утверждение называют законом Паскаля. Найдите этот закон в учебниках, прочитайте и запишите в тетради.
Учитель:
- Я вам покажу ещё один опыт.
Опыт с пакетом наполненным горохом.
Учитель:
- Почему пакет разрывается не в том месте, где мы давим, а в другом? (Давление, оказываемое на одну часть пакета, распространяется в другие части.)
Учитель:
- Разрывается там, где тоньше.
V. Закрепление учебного материала.
Учитель:
-Посмотрите на экран, прочитайте вопрос и попробуйте на него ответить.
(Согласно закону Паскаля давление
в жидкостях передаётся по
всем направлениям одинаково)
Учитель:
-А теперь следующий вопрос.
(Согласно закону Паскаля давление в газах передаётся по всем направлениям одинаково).
Учитель:
-И ещё один вопрос, он связан с тем, что каждому из нас приходится делать ежедневно. Но производя это действие, мы даже не задумываемся о том, что и в нём скрывается один из законов физики.
Работа в группах.
Учитель:
- Ребята, давайте разделимся на группы по четыре человека и выполним предложенное вам задание. Я вам раздам карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задание и ответьте на него все вместе. Затем один представитель из каждой группы прочитает задание и сделает общий вывод.
Нахождение общего характера. Повторение вывода.
Применение закона Паскаля в технике.
http://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html
Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. (Плакаты).
Учитель:
-Ну что, вы молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, в тетрадях Тест. Перед вами на экране будут появляться вопросы. Выберите и запишите тот вариант ответа, который вы считаете верным. Время на выполнение каждого задания 1 минута
Учитель:
- Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись.
VI. Домашнее задание.
VII. Подведение итогов.
- Что было изучено сегодня на уроке?
- Как передают давление жидкости и газы?
- Объясните, на основе знаний о молекулах, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково.
- Как читается закон Паскаля?
- На каком опыте можно показать особенности передачи давления жидкостями?
- Что вам больше понравилось?
Приложение к плану-конспекту урока
«Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Блез Паскаль | Текст/текст с иллюстрациями | Текст | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm |
2 | Шар Паскаля | Видеофрагмент | Видеофрагмент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30 |
3 | Закон Паскаля | Интерактивная модель | Интерактивная модель | http://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html |