kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по физике, где целью урока являются познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«forma_plan»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.»


ФИО (полностью)

Шустова Наталья Николаевна

Место работы

МОУ СОШ №1 с УИОП города Егорьевска Московской области

Должность

Учитель физики

Предмет

Физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.(Раздел «Давление твёрдых тел , жидкостей и газов»).

Базовый учебник

пёрышкин а. в., «физика», 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений.

Москва, дрофа, 2010.



  1. Цель урока: познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

9. Задачи:

- обучающие: познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

-развивающие: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.

-воспитательные: способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

  1. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

  3. Необходимое техническое оборудование: ИКТ; плакат; шар Паскаля; воздушные шары, наполненные водой ( на каждую парту); пакет с горохом; учебник “Кирилл и Мефодий. Физика 7-11 класс”.


  1. Структура и ход урока

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный этап


Формулирует цель урока

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

1 мин.

2

Актуализация знаний


Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы

Отвечают на вопросы учителя

4 мин.

3

Мотивационный этап


Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы

Отвечают на вопросы учителя

5 минут

4

Этап получения нового знания

«Блез Паскаль (№1)»;

«Шар Паскаля» (№2).


Проводит опыты, делает выводы

Слушают учителя, делают записи в тетради

10 минут

5

Закрепление изученного материала

«Закон Паскаля» (№3).

Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы

Выполняют задания, делают выводы.

20 минут

6

Домашнее задание


Формулирует и объясняет задание на дом

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

2 минуты

7

Подведение итогов


Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

Отвечают на вопросы учителя

3 минуты



I. Организационный этап.

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на сегодняшнем уроке? Кто дежурный? Спасибо. Всё ли готово к уроку? Посмотрите.

II. Актуализация знаний.

Учитель:

-Я думаю, вы готовы продолжить выстраивать ваши знания в одну цепочку. Для начала небольшая разминка. Давайте все вместе ответим на вопросы, которые будут проецироваться на экране. Эти вопросы проверят ваши знания по предыдущему уроку.









Учитель:

-Все молодцы!

III. Мотивационный этап.

Учитель:
- Ребята, на какую тему были тесты? (Давление газа)
Учитель:
- Вы изучаете тему “Давление”. В вашей цепочке знаний звено о давлении твёрдых тел и давление газа имеется. Как производится давление твёрдых тел? Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да.)

Учитель:
- Лежащая на столе книга? (Да.)

Учитель:
- Как? В каком направлении передаётся действие силы? (Вниз, под действием силы тяжести.)

Учитель:
- Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается - книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. А в каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да.)

Учитель:
- Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.)

Учитель:
- Давайте вспомним опыт, на котором увидим изменение воздушного шара. Посмотрим на экран. (Опыт, воздушный шар под колоколом.) (Электронный учебник “Кирилл и Мефодий, Физика 7-11 класс”.)

Учитель:
- Как же газ производит давление? (Правильно, по всем направлениям одинаково.)



IV. Этап получения нового знания.

Учитель:
- Следующая цепочка, как же передаётся давление жидкостями и газами? Совсем иначе, чем твёрдых тел. Наша тема урока “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”.









Возьмите рабочие тетради. Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

Учитель:
-Какие слова вам знакомы? (Паскаль.)








http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm

Учитель:
- Ребята, учёные делают предположения (выдвигают гипотезы), выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их гипотезы. Давайте представим, что мы учёные и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради.

Учитель:
- Что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на стол.) (Вода потечёт.)

Учитель:
- А если подуть на неё?

Учитель:
- Почему? Почему так происходит? (В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому пролитая из сосуда вода растекается, а вода в стакане приходит в движение, если слегка подуть на её поверхность.)

Учитель:

-Ребята, у вас на столах вы видите воздушные шарики, заполненные водой. В этих шариках сделано множество отверстий. Надавите, пожалуйста, на шарик. Что вы наблюдаете? (Вода вытекает из всех отверстий). Как вы думаете, почему так происходит? (Потому что молекулы воды подвижны и могут перемещаться по всем направлениям).

Учитель:
-
Правильно. Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь давайте поработаем с учебником. Рассмотрите рисунок 94. Что произойдёт с молекулами газа внутри сосуда, если изменить объём при перемещении поршня вниз? (Молекулы расположатся плотнее друг к другу.)

Учитель:
- При этом давление изменится? (Да, оно возрастёт.)

Учитель:
- Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же.

Опыт с шаром Паскаля. (Полый шар с узкими отверстиями, к которому присоединена трубка с вставленным поршнем заполняется водой. Если вдвигать в трубку поршень, то вода польётся из всех отверстий шара.)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30

Учитель:
- Что же мы увидели? (Жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара.)

Учитель:
- Какой можно сделать вывод из этого опыта?

Вывод: Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.
- Это утверждение называют законом Паскаля. Найдите этот закон в учебниках, прочитайте и запишите в тетради.





Учитель:
- Я вам покажу ещё один опыт.

Опыт с пакетом наполненным горохом.

Учитель:
- Почему пакет разрывается не в том месте, где мы давим, а в другом? (Давление, оказываемое на одну часть пакета, распространяется в другие части.)

Учитель:
- Разрывается там, где тоньше.

V. Закрепление учебного материала.

Учитель:

-Посмотрите на экран, прочитайте вопрос и попробуйте на него ответить.

(Согласно закону Паскаля давление

в жидкостях передаётся по

всем направлениям одинаково)

Учитель:

-А теперь следующий вопрос.











(Согласно закону Паскаля давление в газах передаётся по всем направлениям одинаково).

Учитель:

-И ещё один вопрос, он связан с тем, что каждому из нас приходится делать ежедневно. Но производя это действие, мы даже не задумываемся о том, что и в нём скрывается один из законов физики.









Работа в группах.

Учитель:

- Ребята, давайте разделимся на группы по четыре человека и выполним предложенное вам задание. Я вам раздам карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задание и ответьте на него все вместе. Затем один представитель из каждой группы прочитает задание и сделает общий вывод.



























Нахождение общего характера. Повторение вывода.

Применение закона Паскаля в технике.

http://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html











Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. (Плакаты).

Учитель:

-Ну что, вы молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, в тетрадях Тест. Перед вами на экране будут появляться вопросы. Выберите и запишите тот вариант ответа, который вы считаете верным. Время на выполнение каждого задания 1 минута































Учитель:

- Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись.

VI. Домашнее задание.







VII. Подведение итогов.

- Что было изучено сегодня на уроке?
- Как передают давление жидкости и газы?
- Объясните, на основе знаний о молекулах, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково.
- Как читается закон Паскаля?
- На каком опыте можно показать особенности передачи давления жидкостями?
- Что вам больше понравилось?














Приложение к плану-конспекту урока

«Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.»


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Блез Паскаль

Текст/текст с иллюстрациями

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm


2

Шар Паскаля

Видеофрагмент

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30

3

Закон Паскаля

Интерактивная модель

Интерактивная модель

http://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html










Просмотр содержимого презентации
«Закон Паскаля»

1 2 3

1

2

3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30  Для разрушения льдов в полярных морях взрывчатку закладывают под лёд, в воду, а не на лёд. Почему это усиливает взрывной эффект?

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30

Для разрушения льдов в полярных морях взрывчатку закладывают под лёд, в воду, а не на лёд. Почему это усиливает взрывной эффект?

“ Выдуйте мыльный пузырь, — писал великий английский ученый Кельвин, — и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики”.   Почему при выдувании мыльных пузырей они принимают сферическую форму?

Выдуйте мыльный пузырь, — писал великий английский ученый Кельвин, — и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики”.

Почему при выдувании мыльных пузырей они принимают сферическую форму?

Почему зубную пасту легко выдавить из тюбика? Будет ли, как и при обычном пользовании, выдавливаться зубная паста из тюбика в условиях состояния невесомости? Ответ поясните.
  • Почему зубную пасту легко выдавить из тюбика?
  • Будет ли, как и при обычном пользовании, выдавливаться зубная паста из тюбика в условиях состояния невесомости? Ответ поясните.
Давление измеряется в…  а) Ньютонах. б) Паскалях. в) Амперах.

Давление измеряется в…

а) Ньютонах.

б) Паскалях.

в) Амперах.

Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков правильно изображено положение плёнок?

Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков правильно изображено положение плёнок?

В сосуде под поршнем находится газ. Поршень переместили из положения А в положение В. Одинаково ли увеличилось при этом давление газа на стенки  сосуда в точках 1, 2, 3, 4 и 5 ?   а) Да, одинаково.  б) Нет, неодинаково. В точках 2 и 3 давление увеличилось на  большее значение.  в) Нет, неодинаково. В точках 1 и 2 давление увеличилось на большее значение.

В сосуде под поршнем находится газ. Поршень переместили из положения А в положение В. Одинаково ли увеличилось при этом давление газа на стенки

сосуда в точках 1, 2, 3, 4 и 5 ?

а) Да, одинаково.

б) Нет, неодинаково. В точках 2 и 3 давление увеличилось на

большее значение.

в) Нет, неодинаково. В точках 1 и 2 давление увеличилось на большее значение.

Если выстрелить в тонкостенный стакан, заполненный водой, он разлетится на мелкие кусочки. Почему?  а) Давление, производимое на жидкость, передаётся в каждую точку жидкости. б) Так как скорость пули высока. в) Из-за высокого давления, производимого на стенки стакана.

Если выстрелить в тонкостенный стакан, заполненный водой, он разлетится на мелкие кусочки. Почему?

а) Давление, производимое на жидкость, передаётся в каждую точку жидкости.

б) Так как скорость пули высока.

в) Из-за высокого давления, производимого на стенки стакана.

Закон Паскаля действует только в…  а) Газах. б) Твёрдых телах. в) Жидкостях и газах.

Закон Паскаля действует только в…

а) Газах.

б) Твёрдых телах.

в) Жидкостях и газах.

На каком законе основана работа стеклодувов?

На каком законе основана работа стеклодувов?

http://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html

http://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html

Параграф 36; упражнение 14(2,3).

Параграф 36;

упражнение 14(2,3).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по теме "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"

Автор: Шустова Наталья Николаевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства