Конспект урока по физике на тему: "Сообщающиеся сосуды".
Конспект урока по физике на тему: "Сообщающиеся сосуды".
Данный урок проводится в пять этапов. Первый - создание потребности в знаниях (учитель зачитывает стихотворение). Второй - создание мотива к познанию (ставятся проблемные вопросы). Третий - конструирование основной части урока (проведение опытов). Четвертый - итог урока (ставится учителем вопрос: "Что нового вы узнали сегодня на уроке?"). Пятый - рефлексия (анализация усвоенных знаний на уроке).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему: "Сообщающиеся сосуды". »
Сообщающиеся сосуды . 7 класс.
Цель урока: добиться усвоения учащимися знаний о сообщающихся сосудах.
Задачи урока:
Развивающие. Формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Воспитательные. Воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета. Выработать дисциплину. Вызвать интерес к учебным действиям и к изучаемому материалу.
Образовательные. Определить понятие “Сообщающиеся сосуды”, рассмотреть его применение и продемонстрировать опыты с сообщающимися сосудами различной формы. Продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый.
Демонстрации:
- Демонстрационные опыты:
равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах.
различие уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
демонстрация действующей модели фонтана.
- Использование таблиц, рисунков:
а) водомерное стекло б) артезианский колодец в) работа шлюзов г) работа фонтанов
- Демонстрация набора различных сообщающихся сосудов.
Ход урока:
Этап 1.Создание потребности в знаниях: урок начинается со стихотворения, зачитываемого учителем:
Мой стих
Трудом громаду лет прорвет
И явится весомо,
грубо,
зримо,
Как в наши дни
вошел водопровод,
Сработанный
Ещё рабами Рима!
В.В. Маяковский.
Этап 2. Создание мотива к познанию: ставятся проблемные вопросы:
“ Какой принцип действия заложен в устройстве водопровода, указанного в данном стихотворении? ”
“ Можно ли водопровод назвать сообщающимся сосудом?”
Этап 3. Конструирование основной части урока
Таблица № 1
Проведение опытов и ответы на поставленные вопросы:
Учитель. На рисунках изображены сосуды разной формы. Но у всех сосудов есть одна особенность, которая делает их похожими друг на друга
Обсуждаемые вопросы:
У всех сосудов ( изображенных на рисунке ) есть одна особенность, которая делает их похожими друг на друга. Какая именно? (Эта особенность заключается в том, что отдельные части этих сосудов имеют соединение, заполненное жидкостью.)
Сосуды, имеющие соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.
Опыт1:
Возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками (сообщающиеся сосуды). Нальем жидкость в один из них.
Объяснение заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтальной плоскости
Обсуждаемые вопросы:
Как установится уровень воды в сосудах? (Во всех сообщающихся сосудах вода стоит на одном уровне.)
Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? (нет, не зависит)
Уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.
Опыт 2:
Демонстрация: Сообщающиеся сосуды из 2-х трубочек.
С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают, и в одну из трубок нальем воды.
Обсуждаемые вопросы:
Что произойдет, если открыть зажим? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.)
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.)
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.)
Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.)
Закон сообщающихся сосудов.
В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление над жидкостью в сосудах одинаково).
Доказательство:
По закону Паскаля p1=p2, где p1=gρh1, p2=gρh2 ,
следовательно gρh1=gρh2, т.е h1=h
Опыт 3:
Проведем эксперимент, который покажет, как установятся уровни жидкости в сообщающихся сосудах, если в один из них налить одну жидкость ( например, воду), а в другой – другую жидкость ( например, масло).
Обсуждаемые вопросы:
Будут ли они располагаться разнородные жидкости на одном уровне?
Как зависят уровни, на которых устанавливаются разнородные жидкости в сообщающихся сосудах от плотностей этих жидкостей?
В сообщающихся сосудах , содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
p1=p2; p1=r1gh1 и p2=r2gh2; r1h1 = r2h2
Работа с учебником ( А.В.Перышкин, п.39, упр. 16 на стр. 95)
Обсуждаемые вопросы:
Какой принцип действия водомерной трубке в котле? И какой в ней уровень воды? (Действие основано на принципе сообщающихся сосудов: уровень воды в водомерной трубке (стекле) такой же, как и в котле.)
Почему из артезианского источника постоянно бьет «ключом» вода? (Отверстие артезианского колодца находится ниже уровня грунтовых вод, по принципу сообщающихся сосудов вода в этом месте «выдавливается» на поверхность.)
Этап 4. Итог урока: Ставится вопрос: «Что вы узнали на сегодняшнем уроке?» Ответ на вопрос можно представить в виде схемы: (пример схемы)
Незаполненная схема изображается на доске: ученики по одному выходят к доске и заполняют один из прямоугольников.
Этап 5. Организация рефлексии: ученикам выдаются листки бумаги с изображением лестницы (лестницу можно также изобразить на доске). Их задача проанализировать то, как они усвоили материал и поставить отметку на нужной ступени. (Лестница содержит три ступени: материал усвоил, остались вопросы, материал не усвоил.)
Структура урока “Сообщающиеся сосуды”
Поэлементный анализ темы
Задаваемый вопрос
Деятельность учащихся
Развиваемые концепции
Понятие о сообщающихся сосудах.
Какие сосуды называют сообщающимися?
Высказывают свои мнения. Формулируют определение с.с..
Устная речь
Уровень однородной жидкости в сообщающихся сосудах.
Как установятся поверхности однородной жидкости в трубках, соединенных между собой резиновой трубкой?
Высказывают мнения. Наблюдают опыт1, опыт2.
Делают вывод.
Устная речь. Умение проводить наблюдения. Умение делать выводы.
Уровень разнородной жидкости в сообщающихся сосудах.
Как установятся поверхности разнородной жидкости в U-образной трубке?
Высказывают мнения. Наблюдают опыт3.
Делают вывод
Устная речь. Умение проводить наблюдения. Умение делать выводы.
Зависимость давления жидкости от плотности этой жидкости.
p1=p2
На каком уровне будут располагаться высоты столбов жидкости с разной плотностью?