kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по физике на тему: "Сообщающиеся сосуды".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в пять этапов. Первый - создание потребности в знаниях (учитель зачитывает стихотворение). Второй - создание мотива к познанию (ставятся проблемные вопросы). Третий - конструирование основной части урока (проведение опытов). Четвертый - итог урока (ставится учителем вопрос: "Что нового вы узнали сегодня на уроке?"). Пятый - рефлексия (анализация  усвоенных знаний на уроке).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему: "Сообщающиеся сосуды". »

Сообщающиеся сосуды . 7 класс.

Цель урока: добиться усвоения учащимися знаний о сообщающихся сосудах.

Задачи урока:

  1. Развивающие. Формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

  2. Воспитательные. Воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета. Выработать дисциплину. Вызвать интерес к учебным действиям и к изучаемому материалу.

  3. Образовательные. Определить понятие “Сообщающиеся сосуды”, рассмотреть его применение и продемонстрировать опыты с сообщающимися сосудами различной формы. Продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый.

Демонстрации:

- Демонстрационные опыты:

равновесие однородной жидкости в сообщающихся сосудах.

различие уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.

демонстрация действующей модели фонтана.

- Использование таблиц, рисунков:

а) водомерное стекло б) артезианский колодец в) работа шлюзов г) работа фонтанов

- Демонстрация набора различных сообщающихся сосудов.

Ход урока:

Этап 1. Создание потребности в знаниях: урок начинается со стихотворения, зачитываемого учителем:



Мой стих

Трудом громаду лет прорвет

И явится весомо,

грубо,

зримо,

Как в наши дни

вошел водопровод,

Сработанный

Ещё рабами Рима!

В.В. Маяковский.

Этап 2. Создание мотива к познанию: ставятся проблемные вопросы:

  1. “ Какой принцип действия заложен в устройстве водопровода, указанного в данном стихотворении? ”

  2. “ Можно ли водопровод назвать сообщающимся сосудом?”

Этап 3. Конструирование основной части урока

Таблица № 1

Проведение опытов и ответы на поставленные вопросы:

Учитель. На рисунках изображены сосуды разной формы. Но у всех сосудов есть одна особенность, которая делает их похожими друг на друга

Обсуждаемые вопросы:

  1. У всех сосудов ( изображенных на рисунке ) есть одна особенность, которая делает их похожими друг на друга. Какая именно? (Эта особенность заключается в том, что отдельные части этих сосудов имеют соединение, заполненное жидкостью.)

Сосуды, имеющие соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.

Опыт1:

Возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками (сообщающиеся сосуды). Нальем жидкость в один из них.

Объяснение заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтальной плоскости

Обсуждаемые вопросы:

  1. Как установится уровень воды в сосудах? (Во всех сообщающихся сосудах вода стоит на одном уровне.)

  2. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? (нет, не зависит)

Уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.

Опыт 2:

Демонстрация: Сообщающиеся сосуды из 2-х трубочек.

С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают, и в одну из трубок нальем воды.

Обсуждаемые вопросы:

  1. Что произойдет, если открыть зажим? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.)

  2. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.)

  3. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.)

  4. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? (Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.)

Закон сообщающихся сосудов.

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление над жидкостью в сосудах одинаково).

Доказательство:

По закону Паскаля p1=p2, где p1=gρh1, p2=gρh2 ,

следовательно gρh1=gρh2, т.е h1=h

Опыт 3:

Проведем эксперимент, который покажет, как установятся уровни жидкости в сообщающихся сосудах, если в один из них налить одну жидкость ( например, воду), а в другой – другую жидкость ( например, масло).

Обсуждаемые вопросы:

  1. Будут ли они располагаться разнородные жидкости на одном уровне?

  2. Как зависят уровни, на которых устанавливаются разнородные жидкости в сообщающихся сосудах от плотностей этих жидкостей?

В сообщающихся сосудах , содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

p1=p2; p1=r1gh1 и p2=r2gh2; r1h1 = r2h2

Работа с учебником ( А.В.Перышкин, п.39, упр. 16 на стр. 95)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Какой принцип действия водомерной трубке в котле? И какой в ней уровень воды? (Действие основано на принципе сообщающихся сосудов: уровень воды в водомерной трубке (стекле) такой же, как и в котле.)

  2. Почему из артезианского источника постоянно бьет «ключом» вода? (Отверстие артезианского колодца находится ниже уровня грунтовых вод, по принципу сообщающихся сосудов вода в этом месте «выдавливается» на поверхность.)

Этап 4. Итог урока: Ставится вопрос: «Что вы узнали на сегодняшнем уроке?» Ответ на вопрос можно представить в виде схемы: (пример схемы)

Незаполненная схема изображается на доске: ученики по одному выходят к доске и заполняют один из прямоугольников.

Этап 5. Организация рефлексии: ученикам выдаются листки бумаги с изображением лестницы (лестницу можно также изобразить на доске). Их задача проанализировать то, как они усвоили материал и поставить отметку на нужной ступени. (Лестница содержит три ступени: материал усвоил, остались вопросы, материал не усвоил.)





Структура урока “Сообщающиеся сосуды”

Поэлементный анализ темы

Задаваемый вопрос

Деятельность учащихся

Развиваемые концепции

Понятие о сообщающихся сосудах.

Какие сосуды называют сообщающимися?

Высказывают свои мнения. Формулируют определение с.с..

Устная речь

Уровень однородной жидкости в сообщающихся сосудах.

Как установятся поверхности однородной жидкости в трубках, соединенных между собой резиновой трубкой?

Высказывают мнения. Наблюдают опыт1, опыт2.

Делают вывод.


Устная речь. Умение проводить наблюдения. Умение делать выводы.

Уровень разнородной жидкости в сообщающихся сосудах.

Как установятся поверхности разнородной жидкости в U-образной трубке?

Высказывают мнения. Наблюдают опыт3.

Делают вывод



Устная речь. Умение проводить наблюдения. Умение делать выводы.

Зависимость давления жидкости от плотности этой жидкости.

p1=p2

На каком уровне будут располагаться высоты столбов жидкости с разной плотностью?

Высказывают

мнения. Делают вывод.

Делают зарисовки в тетради.

Устная речь.

Умение делать выводы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по физике на тему: "Сообщающиеся сосуды".

Автор: Маслова Наталья Николаевна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "конспект урока на тему "Сообщающиеся сосуды" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-soobshchaiushchiiesia-sosudy"
    ["file_id"] => string(6) "191601"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427347719"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока на тему:"Архимедова сила" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-arkhimiedova-sila"
    ["file_id"] => string(6) "175030"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424199844"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по физике на тему "Сообщающиеся сосуды" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt_uroka_po_fizikie_na_tiemu_soobshchaiushchiiesia_sosudy_v_7_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "396062"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488183697"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока в 8 классе по теме: "Сообщающиеся сосуды" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-v-8-klassie-po-tiemie-soobshchaiushchiiesia-sosudy"
    ["file_id"] => string(6) "230093"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441981265"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока по физике "Сообщающиеся сосуды"."
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_po_fizikie_soobshchaiushchiiesia_sosudy"
    ["file_id"] => string(6) "430432"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506858322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства