Учитель. Я еще не устала удивляться Чудесам, что есть на Земле: Телевизору, голосу рации, Калькулятору на столе. Самолеты летят сквозь тучи, Мчатся по морю корабли. Как до этих вещей могучих Домечтаться люди могли? Как придумать могли такое: Кнопку тронешь – день настает. Только кран откроешь рукою – И вода по трубам течет. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам, Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам... Слайд 4 Перед вами на столе чайник, лейка, сосуды различной формы. Что общего у этих сосудов? Как они должны соединяться? Сколько может быть таких соединений? -У всех сосудов есть одна особенность, которая делает их похожими друг на друга. Какая именно? (Эта особенность заключается в том, что отдельные части этих сосудов имеют соединение, заполненное жидкостью.) Какая тема сегодняшнего урока? Слайд 3 Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока. Научное открытие сообщающихся сосудов датируется 1586 годом (голландский ученый Симон Стевин). Но судя по устройству неиссякаемой чаши, оно было известно еще жрецами Древней Греции. Древний Рим прославлен строительством акведуков (водопроводов) в 4 веке до нашей эры. Самостоятельная групповая работа. Получают маршрутные листы ( Приложение 1) и опорный конспект к уроку. (Приложение 2) Знакомство с сообщающимися сосудами Работа с текстом учебника. (прочитать первый пункт ), Проделать опыт. Ответить на вопросы: 1) Какие сосуды можно называть сообщающимися? 2) Приведите примеры сообщающихся сосудов. Учащиеся отвечают и проделывают опыт. Ответ учащихся. Слайд 5 Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради).показывают сообщающиеся сосуды. С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают и в одну из трубок нальем воды. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Если мы одну из трубок поднимем, то увидим, что жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Если одну из трубок опустим, то жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Если одну из трубок наклонить, то жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне Можно сделать вывод: Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. (Учащиеся записывают закон в тетради). Учитель: Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму? Ученик: Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне. Уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. А теперь давайте изменим условия опыта. В левою трубку нальем воду, а в правою масло, плотность которого меньше плотности воды. Что мы видим? Обсуждаемые вопросы: Будут ли они располагаться разнородные жидкости на одном уровне? Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.
Как зависят уровни, на которых устанавливаются разнородные жидкости в сообщающихся сосудах от плотностей этих жидкостей. Слайд 6. Ученик.Так как плотности жидкостей разные, то и высоты жидкостей будут разными. Чем меньше плотность жидкости, тем выше её уровень. И наоборот: при равенстве давлений высота столба с большей плотностью будет меньше. Значит, математически эта зависимость будет выглядеть так: Слайд 7. Физ-ка Очень физику мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу. К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся! Учитель. Давайте просмотрим видеоролик, наглядно демонстрирующий все свойства, которые мы сейчас рассмотрели. |