Урок по теме: "Масса как мера инертности тела". (7 класс)
Цели урока :
Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности.
развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,
сформировать научное мировоззрение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Масса как мера инертности тела"»
Еремеева Татьяна Владимировна,
учитель физики, ГБОУ «Гимназия № 5», г. Севастополь.
Тема урока. Масса как мера инертности тела. (7 класс)
Цели урока : - Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности.
- развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,
- сформировать научное мировоззрение.
Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.
Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации
3
Изучение нового материала
15 -20 мин.
Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта
4
Закрепление нового материала
10 - 15 мин.
Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях
5
Домашнее задание
1 - 2 мин.
Записи на доске и в дневниках
ХОД УРОКА
Актуализация опорных знаний
После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся по следующим вопросам:
ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?
Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?
Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?
Приведите примеры инерции в природе и технике?
Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?
Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?
Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?
Демонстрации
- на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.
Результат: скорости тележек одинаковы.
- желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.
Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.
Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.
Вопрос к классу : Почему так происходит?
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Проведение демонстрации
наблюдение
Вопрос относительно результатов опытов
анализ результатов опытов, вывод
Запись вывода на доске
запись вывода в тетради
Создание проблемной ситуации
попытка объяснить проблемную ситуацию
3. Изучение нового материала
Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.
Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)
Запись в тетради: Масса - мера инертности тела.
Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом - двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.
Вводится условное единица массы измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :
m1/m2=υ2 ∕ υ1
Опыт:стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.
Результат: монета падает в стакан.
Вопрос: объясните опыт.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Решение проблемной ситуации
Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради
Изложение нового материала (записи на доске)
Записи в тетрадях
Проведение опыта
Анализ опыта и его результатов
4. Закрепление нового материала
Решение задач
Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?
Задача 2. Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?
Вопрос на закрепление материала :
Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?
Почему боксеров объединяют в весовые категории?
Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?
5. Домашнее задание
§ 20 упр.6 № 1-3
Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.
Используемая литература:
Физика. 7кл.Перышкин А.В_2013 -224с
Контр. и самост. раб. по физике 7кл. к уч Перышкина_2013 -112с
Физика. 7кл. Задачи и решения. Доп. пос. к учебн Перышкина Филонович Н.В_2004 -112с
Дидактические карточки-задания по физике. 7кл. К учебн. Перышкина А.В._Чеботарева А.В_2010 -112с