Коэффициент полезного действия. Конспект урока по физике, 7 класс
Слайд № | Аннотация | Горбачева И.И., учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 им. С.Н.Перекальского». Уровень обучения физике в основной школе – базовый, в объёме 2 часа в неделю. Данная разработка использована в 7 классе при изучении раздела «Работа и мощность. Энергия». На уроке будут закреплены знания о простых механизмах, изучена новая характеристика простых механизмов КПД и проведена исследовательская работа по определению КПД. |
План – конспект урока физики в 7 классе. 23.04.2015 года |
1 | Тема урока: | Коэффициент полезного действия |
| Цели урока: | |
| Образовательная: | обеспечить усвоение учащимися важнейшей характеристики машин и механизмов –КПД; формировать умение находить КПД различных механизмов; обеспечить усвоение формулы для расчёта КПД при решении задач; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала. |
| Развивающая: | совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. развитие умения правильно оформлять и решать задачи. |
| Воспитательная: | развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности. |
| Тип урока: | комбинированный |
| Форма проведения: | На основе системно-деятельностного подхода |
| Форма организации работы на уроке: | Индивидуальная, групповая работа. |
| План занятия: | I. Организационный этап 1 мин. |
| | II. Этап постановки целей и задач урока 1 мин. |
| | III. Этап актуализации опорных знаний 8 мин. |
| | IV. Этап изучения нового материала 10 мин. |
| | V. Этап самостоятельной работы учащихся 15 мин. |
| | VI. Рефлексия 7 мин. |
| | VII. Заключительный этап 3 мин. |
| Ход урока: | |
| I. Организационный этап | Учитель: Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Да. Садитесь ребята. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
|
1 | II. Этап постановки целей и задач урока | Учитель: Ребята, какую тему мы изучаем? Сегодня мы научимся рассчитывать их главную - характеристику КПД (коэффициент полезного действия) и измерим его на практике для наклонной плоскости. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число 25.04.13. | Ученики: Простые механизмы.
Записывают дату в тетрадях. |
2 3 4 5 | III. Этап актуализации опорных знаний | Учитель: 1. Повторим известный вам материал. Приглашаю двух учеников к доске и прошу их рассказать о рычаге и блоке. А) Блок определение, виды блоков, выигрыш в силе, выигрыш в работе, применение. Б) Рычаг определение, условия равновесия рычага, выигрыш в работе, применение.
2. Учитель: Пока ребята готовятся, вспомните: Что такое простой механизм? Для чего применяют простые механизмы? Учитель: Тиника Диана выполнила творческое задание «Простые механизмы вокруг нас» 3. Учитель: А теперь поработаем с задачами. Перед вами лежат листы самооценки. За каждый правильный ответ вы выставляете себе 1 балл. 1.Поставьте в соответствии простому механизму его виды. (приложение 2) 2. Какая сила удерживает рычаг в равновесии? А) Б) В) Г) расставьте силы, действующие на рычаг, отметьте плечи и точку опоры. Д) Найдите ошибку в рисунке. Ж) Сделай правильное соединение. З) Разгадаем кроссворд: Ребята! Что вы видите? Как расшифровать КПД? Ребята, а кто знает что такое КПД? Вы хотите узнать, что такое КПД? Сегодня мы научимся рассчитывать главную характеристику простых механизмов КПД (коэффициент полезного действия) и измерим его на практике для наклонной плоскости. |
1А. Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме. Подвижный и неподвижный блок. Выигрыша в работе блок не дает. Применяется для поднятия грузов, при этом подвижный блок дает выигрыш в силе. 1Б. Рычаг - это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. Рычаг находится в равновесии, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Выигрыша в работе нет. Применяют рычаг в технике (педаль автомобиля, подъемный кран), быту (ножницы, весы), природе.
Ученики: приспособление, служащее для преобразования силы Ученики: Чтобы получать выигрыш в силе.
Рычаг – блок и ворот
Наклонная плоскость – клин и винт
F = 20 Н
F = 10 Н
F = 250 Н. Два блока, подвижный дает выигрыш в силе в 2 раза, неподвижный не дает выигрыша в силе.
Ученики выполняют в листах самооценки, а на доске открывается ответ и они проверяют.
Против короткого плеча должна лежать большая сила.
КПД! Коэффициент полезного действия. |
6 7 | IV. Этап изучения нового материала. | На доске: по мере изучения нового материала появляются пункты. План изучения новой физической величины: Что такое КПД? Условное обозначение. Формула. Единицы измерения. Как определить КПД простого механизма? Учитель: 1.Ответим на первый пункт плана. Откройте учебник на странице 190. Найдите определение. Прочитайте. Кто может ответить, что такое КПД? Учитель: .Простые механизмы мы используем для совершения работы. Ап = Fт∙h Работа полезная – это работа, совершенная по подъему грузов или преодолению какого-либо сопротивления. Аз = F∙S Работа полная (затраченная) - это работа приложенная совершенной силой В реальных условиях, где есть силы трения, сопротивления для совершения необходимой нам работы (полезной работы Ап) всегда требуется совершить большую работу. Затраченная работа всегда больше полезной. Аз Ап. Учитель: 2. КПД выражают в процентах и обозначают греческой буквой «эта» КПД = А полезная / А полная (затраченная) Учитель: Как определить КПД?
Учитель: КПД = 40% . Как это понимаете?
Учитель: Может ли КПД быть больше 100%?
Учитель: От чего может зависеть КПД наклонной плоскости? |
Ученики: Отношение полезной работы к полной (затраченной) называется коэффициентом полезного действия механизма.
Ученики: Определить А полезная, А полная (затраченная), разделив – вычислить КПД
Ученик: нет, так как так как часть полной работы тратиться на преодоление сил трения и сопротивления. Ученики: Если увеличить (уменьшить) высоту наклонной плоскости, то КПД при подъеме тела по наклонной плоскости не изменится (увеличится, уменьшится). Если увеличить (уменьшить) вес тела, то КПД при подъеме тела по наклонной плоскости не изменится (увеличится, уменьшится). Если уменьшить (увеличить) трение, то КПД при подъеме тела по наклонной плоскости не изменится (увеличится, уменьшится). |
8 9 6 | V. Этап самостоятельной работы учащихся. | Учитель: Сейчас вы проведете исследования: Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от высоты наклонной плоскости? Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от веса тела? Как зависит КПД при подъеме тела по наклонной плоскости от поверхности наклонной плоскости? При выполнение работы не забывайте о правилах ТБ при работе со штативом и динамометром. Учитель: Заполните таблицу и не забудьте о выводах. Оцените себя и поставьте 5 баллов, если вы получили КПД меньше 100% при выполнении лабораторной работы. | Ученики читают описание работы и выполняют исследования. Ученики выполняют измерения и заполняют таблицу в тетради.
Ученик: Убедиться на опыте, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной
Ученики сообщают свои результаты.
|
10 | VI. Рефлексия.
Индивидуа-льная работа
| Устали? Встаньте. Изобразите рычаг на своем теле так, чтобы центром являлась голова. Изобразите наклонную плоскость так, что верхняя точка будет палец правой руки, а нижняя – носочек левой ноги. Изобразите блок, силы которого приложены к правой и левой руке. Учитель: Назовите новые физические термины, с которыми вы познакомились сегодня. Учитель: А полная? Учитель: А полезная?
Учитель: Ребята, какая работа больше - полная или полезная?
Учитель: КПД= 70%. Что это значит? Учитель: Рычагом мальчик поднимает груз. Назовите полезную и затраченную работу. Учитель: Предлагаю вам выполнить небольшой тест (Приложение 4) Каждый правильный ответ оцените в 1 балл.
| Ученик: КПД всегда получается меньше 100%. Что означает Аз Ап.
меньше 100% Ученики: КПД, А полезная, А полная, этта Полная работа - работа, приложенная, совершенной силой Полезная работа - работа, совершенная по подъему грузов или преодолению какого-либо сопротивления. Полная
Ученики выполняют тестовое задание.
В результате выполненного теста ученики отмечают у себя в тетрадях набранный балл (от 1 до 3 баллов). |
11 | VII. Заключительный этап
Оценки.
| Учитель: Ребята выполним еще один небольшой мини-тест: Ваш КПД сегодня на уроке 1. 100% 2.больше 100% 3. меньше 100% 4. 0% Поднимите руки, кто поставил 100% ? Почему? У кого КПД Выполнили ли вы, поставленную цель сегодняшнего урока?
Подсчитаем количество баллов за урок. 14-15 баллов---оценка “5” 12-13-----------оценка “4” Меньше 11----оценка “3”
Учитель: Запишите домашнее задание. Параграф 60, 61,№ 478 (Перышкин) Творческое домашнее задание: 1. Как увеличить КПД? 2. «Вечный двигатель» и его создатели
Спасибо за работу, активность и внимание, старание, терпение, а так же понимание! Урок окончен. До свидания. |
Ученик: да, мы узнали о характеристике простого механизма - КПД и научились его рассчитывать и определять на опыте.
Ученики записывают задание. |