Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Отражения света." "Закон отражения света."»
Отражение света. Закон отражения света.
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями распространения света на границах раздела двух сред; дать сведения о законах отражения.
Демонстрации: отражение света; равенство углов при отражении от зеркальной поверхности.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: выделяют количественные характеристики диффузных и зеркальных поверхностей. Строят логические рассуждения и выбирают способы решения задач.
Коммуникативные: учатся вести диалог, развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Регулятивные: ставят задачу на основе того, что уже известно и освоено и того, что еще неизвестно.
Ход урока
Повторение.
Проводится в ходе фронтального опроса по вопросам.
- Привести примеры: а) естественных источников света; б) искусственных
- В чем состоит суть закона распространения света?
- Как доказать, что свет распространяется в однородной среде прямолинейно?
- Что такое тень и полутень?
- Пользуясь рисунком 123 стр189 объясните, как образуется тень.
- Пользуясь рисунком 124 стр189 объясните, как образуется полутень.
Изучение нового материала.
План изложения: 1. Явление на границе раздела двух сред.
2. Явление отражения света.
3. Законы отражения света.
Объяснение нового материала необходимо начать с демонстраций явлений, проходящих на границе раздела двух сред, например, воздух – стекло. Показать опыт с зеркалом (отражение света) и пояснить на рисунке 1.
Различают диффузное и зеркальное отражение.
А) Диффузно отражаются шероховатые поверхности, при этом отраженные лучи распространяются во все стороны равномерно.
Показать это отражение, наложив на зеркало обычную бумагу.
Б) Зеркально свет отражается от полированных поверхностей.
Сформулировать закон отражения.
Луч падающий и отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным в точке падения.
Угол падения равен углу отражения.
Физический эксперимент. Изучение отражения света.
Оборудование: зеркало, источник света под напряжением 12В
Задания: получить отраженный луч на экране и измерить угол падения и отражения. Сделать вывод.
Номер опыта
Угол падения
Угол отражения
1
30
30
2
45
45
3
60
60
Вывод: угол падения равен углу отражения.
4.Творческое задание.
А) Прочитать стихотворение Я.П. Полонского, ответьте на вопрос: Почему капли воды «как алмазы» блещут?
( капли воды отражают солнечный свет и поэтому сверкают на солнце как алмазы)
Пронеслась буря-
И дождем, и градом
Прошлась туча
Над зелёным садом.
Боже, на листочках
Облетевшей розы
Как алмазы, блещут
Не мои ли слёзы?
Б) Что шире: правая или левая фигура?
Ответ: ширина одинаковая (это оптическая иллюзия)
В) Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.
Ответ: солнечный зайчик (отражение света от зеркала)
Г) Задачи для любителей географии.
1. Особой красотой отличаются бабочки Мадагаскара. Голиафа- самую крупную из них- нетрудно принять за птицу. Это коричневая бабочка с розовым брюшком. Удивительно живописна урания, справедливо считающаяся самой красивой бабочкой в мире. Ее крылья переливаются, кажется, всеми возможными красками.
Можно ли считать, что переливы на крыльях бабочки- следствие отражения света?(Да)
2.На северо-западе США, в сердце Великих Равнин, недалеко от поросшего соснами невысокого хребта Блек Хиллс, находится удивительная гора. Услышанная от индейцев легенда побудила бледнолицых переселенцев, пришедших в эти места, дать горе выразительное название Девилс Тауэр, т.е. Башня Дьявола. Молнии ударяют в ее плоскую вершину, поскольку на обширной равнине Башня Дьявола – единственный такого рода объект.
К какому виду источников света относится молния? (Молния- естественный источник света)
Закрепление.
Решение задач по А.В.Перышкину ФГОС на стр 141-143