средняя общеобразовательная школа с. Старобаширово
Конспект урока на тему:
«Механическое движение. Относительность движения. Материальная точка»
Выполнил: учитель физики
первой квалификационной категории
Сафин Д.Р.
Урок 1
«Механическое движение. Относительность движения. Материальная точка».
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики. Показать возможности ее практического применения. Сформулировать у учащихся представление о материальной точке; дать учащимся представление об относительности движения.
Ход урока
Организационный момент.
Во вступительной части урока учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом учебном году. Напоминает им технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ.
Далее необходимо вспомнить, что такое физика.
Физика - это наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас мира.
Основные разделы физики: механика, динамика, статика, термодинамика, молекулярная физика, электродинамика, атомная и ядерная физика, квантовая физика, оптика, элементарные частицы, строение и эволюция Вселенной и т.д.
Изучение нового материала.
На данном уроке мы познакомимся с определением материальной точки, рассмотрим определение положения разных тел с помощью координат. Кроме того, рассмотрим, что такое система отсчета и зачем она нужна.
Механика–это наука о движении взаимодействии макроскопических (от греч. «makros» -больших, длинных) тел.
Название «Механика» происходит от греческого слова «mechanike» (наука о машинах, строительстве машин). Первые простейшие машины – рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость и т.д. Сегодня их называют простейшими механизмами.
Первые дошедшие до нас сочинения по механике, в которых описаны простейшие механизмы, принадлежат ученым Древней Греции.
Сочинения:
«Физика» Аристотеля (IV в. до н.э.). В этом сочинении впервые введен в науку термин «механика»;
Древнегреческий ученый Архимед сформулировал закон равновесия рычага и закон плавания тел (III в. до н.э.);
Г. Галилей сформулировал закон инерции, а также установил законы падения тел и колебания маятника. Далее английский физики Исаак Ньютон, опираясь на работы Галилея, создал учение о механическом движении и взаимодействии тел. Сегодня этот раздел физики называется «Классической механикой».
Классическая механика (механика) делится на три раздела: кинематика, динамика и статика.
Слово «кинематика» происходит от греческого слова «kinematos» -движение. Кинематика изучает движение тел, но не выясняет почему это тело движется так, а не иначе (причины движения нет).
Основная задача кинематики – определить местоположение тел в любой момент времени (найти координаты). Для описания движения вводятся специальные понятия (материальная точка, система отсчета, траектория) и величины (путь, перемещение, ускорение и скорость).
Теперь займемся изучением механического движения.
Нас интересует, что тело было в одном месте, а через некоторое время оказалось в другом. Как вы это опишете? Например, автомобиль утром был на парковке, а потом подъехал к дому. Выглянув из окна, вы покажете пальцем, где он был утром, а потом покажете, где он стоит сейчас.
Но в то же время следует отметить, что одно то же тело одновременно может и двигаться и не двигаться (вы находитесь в классе в покое относительно Земли, но в то же время вместе с Землей двигаетесь вокруг Солнца).
Механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
Иногда даже самое простое движение тела оказывается сложным для изучения. В этом случае вводят ряд упрощении. Например, если мы рассматриваем движение автомобиля длиной 4 м, прошедшего 150 км, то пройденный им расстояние в 37500 раз больше его собственной длины. Именно в таком случае автомобиль рассматривают как точку (материальную).
Материальная точка – тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи.
Любая модель имеет свои границы применения и материальными точками можно считать не все тела и не во всех случаях. Если мы рассматриваем перемещение автомобиля с парковки к дому, может считаться материальной точкой, его размеры не важны.
Но если мы рассматриваем, как он поместится на парковке между двух соседних автомобилей, его размеры и форму нужно учитывать.
Относительность движения проявляется в том, что скорость, траектория, путь и некоторые другие характеристики движения относительны (различны в разных системах отсчета).
Допустим, человек, неподвижно сидящий на движущейся платформе, наблюдает за арбузом, лежащий на той же платформе. Для него арбуз находится в состоянии покоя. В то же время человек, находящийся у полотна железной дороги, мысленно связав систему отсчета с землей, увидит, что арбуз движется.
Закрепление изученного материала.
Задание. В каких из перечисленных случаев тела можно считать материальными точками, а в каких – нельзя.
Диск после броска спортсмена летит на расстояние 40 м. (Материальная точка).
Лыжник проходит дистанцию соревнования. (Материальная точка, но не всегда: не забываем про фотофиниш).
Фигурист выполняет упражнения произвольной программы (Не материальная точка).
Земля движется по круговой орбите вокруг Солнца (Материальная точка).
Земля вращается вокруг своей оси. (Не материальная точка).
Домашнее задание.
Прочитать п. 1 (1-2).
Выполнить упражнения 1.1.- 1.6. по задачнику Генденштейна.