Организационный момент. Физический диктант «Змейка» » (графический диктант) Парообразованием называют переход молекул из жидкости в пар (да) Испарение происходит при определенной температуре (нет). Если нет притока энергии к жидкости извне, то температура при испарении понижается (да). Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане (нет). Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее (нет). Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость (да) Деление на группы (по типу «Мозаика»: учащиеся получили карточки, необходимо сложить изображение и сформировать группу)
Постановка учебной проблемы: показ фрагмента фильма «Кипение» (отрывок об испарении). Задание: предположи, что произойдет дальше Организация работы групп: « Мозаика» Задание: Предположите, что будет происходить с жидкостью, если продолжить процесс нагревания. Опишите этот процесс (в виде кластера). Уточните, при каких условиях протекает этот процесс, как связан с внешними параметрами среды. Поясните, где применяется процесс на практике, в быту, природе. Представление результатов работы групп (защита кластеров) Физкультминутка Упражнения на вращения головой: Учитель: Учиться будем хорошо? Учащиеся кивают головой «Да, да, да». Учитель: Нарушать дисциплину не будем? Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет». Учитель:А что будем делать, если не получиться? Учащиеся поднимают и опускают плечи «Не знаю, не знаю, не знаю». Учитель: А чтобы у нас все получилось, давай прослушаем сказку и ответим на вопрос. Закрепление полученных знаний Сказка Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол-царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование. Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра. «Мои любимые дочери, – начал свою речь царь, – сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой». Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему? Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала! Тест (Выполнение теста, самопроверка по ключу и коррекция знаний с обсуждением в группе, консультации учителя) ВАРИАНТ 1 1.В отличие от испарения кипение: А. Это парообразование, которое происходит при tкип. . Б.Это парообразование, которое происходит при tкип. только с поверхности жидкости В.Это парообразование, которое происходит при tкип. с поверхности и по всему объему жидкости. Г.Это переход жидкости в пар. 2.Температура жидкости во время кипения: А. Уменьшается. Б. Увеличивается. В. Не изменяется. Г.Сначала увеличивается, а потом уменьшается. 3.Шотландский ученый Д.Блэк установил одну из причин «пения» нагретых сосудов. Она заключалась в следующем: А При нагревании жидкости интенсивно образуются пузырьки воздуха. Б. Пузырьки, отрываясь от горячего дна устремляются вверх. В. Пузырьки, всплывая, попадают в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды и быстро схлопываются. Г. Пузырьки всплывают на поверхность равномерно прогретой воды и взрываются. 4. В романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта» путешественники на перевале в Андах обнаружили, что термометр, опущенный в закипевшую воду, показал всего лишь 87º С. Возможно ли такое? А. Нет, при любых условиях tкип. воды 100º С. Б.Да. Высоко в горах атмосферное давление низкое и tкип. воды уменьшается. В.Нет, термометр был испорчен ВАРИАНТ 2 1.Кипение – это: А. Это парообразование, которое происходит при tº кипения с поверхности и по всему объему жидкости. Б. Это парообразование, происходящее с поверхности жидкости. В. Это переход твердого тела в жидкое состояние. Г. Это переход жидкости в пар при любой tº. 2.Как изменяется температура жидкости от начала кипения до полного ее выкипания? А.Повышается. Б. Понижается. В. У одних жидкостей повышается, у других понижается.. Г. Остается неизменной. 3.При нагревании воды до определенной tº слышен шум. Причиной шума является: А. Пузырьки всплывают на поверхность равномерно прогретой воды и взрываются. Б. Пузырьки, отрываясь от горячего дна устремляются вверх. В Пузырьки, всплывая, попадают в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды и быстро схлопываются. Г. Интенсивное образование пузырьков воздуха при нагревании жидкости. 4.В романе Ж.Верна «Гектор Сервадак» автор замечает, что на высоте 11000м вода должна закипать при tº= 66ºС. Так ли это? А. Проверить невозможно, т.к. на такой высоте человек не сможет дышать. В. Да, т.к. высоко в горах атмосферное давление низкое и tкип. воды уменьшается. Г.Вода, где бы и в каких условиях она ни находилась, всегда будет кипеть при 100ºС. Ответы к тестам: 1. Вариант: 1.В 2.В 3.В 4.Б 2. Вариант: 1.А 2.Г 3.В 4.В Рефлексия. Поставьте любой знак рядом со ступенькой, наиболее точно, по – вашему мнению, отражающую степень вашего понимания материала урока. Домашнее задание § 18, упр.11 № 1,2,4,5. |