kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Качественные задачи от Н.В. Гоголя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любой урок становиться намного интереснее, если учащиеся понимают, что физика и литература, физика и химия, физика и информатика - взаимосвязанные предметы. Описать так красиво природу могут немногие вторы, а вот Н. В. Гоголю это настолько удалось, удалось увидет и физические процессы, происходящие при этом. Мы постарались составить физические задачи по произведениям Н.В. Гоголя и апрбировать их на рпактике. Студенты настолько с энтузиазмом отнеслись к этому, что мы решили продолжить данный эксперимент и составить задачи, используя произведения знаменитый прозаиков и поэтов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Качественные задачи от Н.В. Гоголя»

Кочан Е.В., Баженов В.М.


Качественные задачи по физике от Николая Васильевича Гоголя.

Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!

Николай Васильевич Гоголь


Задача №1 Ночь перед Рождеством.

«…В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу.






Воплощение мечтаний, жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований, этот мир из серебра!

1895, Валерий Яковлевич Брюсов

Украинская ночь. Зима
Вельц Иван (Иоганн-Александр) Августович, 1898 год




Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел…». Объясните, почему при свете месяца «снег загорелся широким серебряным полем». Почему снег белый, а лёд прозрачный?

Задача №2. Сорочинская ярмарка

«…Усталое солнце уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро; и угасающий день пленительно и ярко румянился. Ослепительно блистали верхи белых шатров и яток, осенённых каким-то едва приметным огненно-розовым светом. Горы дынь, арбузов и тыкв казались вылитыми из золота и тёмной меди…Объясните эту замысловатую игру красок.

Задача №3 Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

«…Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пёстрый ландшафт из очеретяных крыш, дерев и развешенного на дворе платья, всё только в обращённом виде. От этого всей комнате сообщался какой-то чудный полусвет. Объясните описанное в этом фрагменте явление.

Задача №4 Тарас Бульба

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк» Почему при восходе и особенно закате Солнце играет различными цветами?










облака, залитые розовым золотом…

Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру
Саврасов Алексей Кондратьевич, 1852 год




Задача №5 Страшная месть

«…Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зелёные леса! Горы те – не горы: подошвы у них нет, внизу их, как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою, и над волосами высокое небо. Те луга – не луга: то зелёный пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц…». Какое явление так образно представлено в этом отрывке? Почему в воде изображения неба, облаков, деревьев всегда темнее, чем в действительности?










горы те – не горы: подошвы у них нет, внизу их,

как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо

Переправа Н.В. Гоголя через Днепр

Иванов Антон Иванович, 1845 год



Задача №6 Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

«Назад тому лет пять я проезжал чрез город Миргород. Я ехал в дурное время. Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом. Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных, беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы, к которым она так пристала…». С каким физическим явлением связан туман? От чего зависит видимость в тумане?

Задача №7 Вечер накануне Ивана Купала

«…Я думаю, куры так не дожидаются той поры, когда баба вынесет им хлебных зёрен, как дожидался Петрусь вечера. То и дело что смотрел, не становится ли тень от дерева длиннее, не румянится ли понизившееся солнышко, – и что далее, тем нетерпеливей. Экая долгота!» Когда тень от дерева длиннее: ближе к полудню, али к вечеру, а может быть ранним утром? Как измерить высоту дерева по тени? Побалуйте себя геометрией

Задача №8 Тарас Бульба

«…На вершине её покачивалось несколько стебельков полевого былья, и над ними поднималась в небе луна в виде косвенно обращенного серпа из яркого червонного золота. Сорвавшийся со степи ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета…» Что значит: «косвенно обращённого серпа»? О молодом или старом месяце идёт речь в этом отрывке? От чего зависит цвет и размер Луны на небосводе?

Гоголь Николай Васильевич (01.04.1809-04.03.1852) – русский писатель. Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель. Значение Гоголя для русского общества Николай Гаврилович Чернышевский выразил словами: «Он пробудил в нас сознание о нас самих»…


Ушакова О.Н., Баженов В.М.


Качественные задачи по физике от Ханса Кристиана Андерсена

«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости,
и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой,
какой я никогда не был бы в силах создать сам…
Да, правда, что я родился под счастливой звездой!».
Ханс Кристиан Андерсен




исцеляющая сила сказки

Ханс Кристиан Андерсен читает детям сказки

Элизабет Анна-Мария Джерихау-Бауманн, 1862 год


Задача №1 История года

«…Она смотрела на тёмные облака, громоздившиеся друг на друга высокими чёрно-синими, угрюмыми горами; они надвигались с трёх сторон и наконец, нависли над лесом, как окаменелое, опрокинутое вверх дном море…» Грозовые облака чаще всего имеют синий цвет («громоздившиеся друг на друга высокими чёрно-синими, угрюмыми горами»), а кучевые – светло-серый. Почему?

Задача №2 Дикие лебеди

«Чёрная туча приближалась, сильные порывы ветра предвещали бурю, облака собрались в сплошную свинцовую волну, катившуюся по небу; молния сверкала за молнией…» Какова природа молнии? Почему канал молнии светится? Ночью при свете молнии движущиеся тела кажутся остановившимися. Почему?


Если же облака были розоватого цвета, а ветер спал,– море было похоже на лепесток розы

Морской пролив с маяком
Айвазовский Иван Константинович, 1841 год


Задача №3Тень

«Жара сильно влияла на его здоровье; он исхудал, и даже тень его как-то вся съёжилась, стала куда меньше, чем была на севере; жара повлияла и на неё. Оба они – и учёный и тень – оживали только с наступлением вечера. И, право, любо было смотреть на них! Как только в комнату вносили свечи, тень растягивалась во всю стену, захватывала даже часть потолка – ей ведь надо было потянуться хорошенечко, чтобы расправить члены и вновь набраться сил…» А, как Вы можете пояснить такое поведение тени?

Задача №4 Дикие лебеди

«…море ведь так переменчиво: за несколько часов тут можно было увидеть больше, чем в целый год где-нибудь на берегах пресных внутренних озёр. Если на небо надвигалась большая чёрная туча и ветер крепчал, море как будто говорило: «Я тоже могу почернеть!» – начинало бурлить, волноваться и покрывалось белыми барашками. Если же облака были розоватого цвета, а ветер спал, – море было похоже на лепесток розы; иногда оно становилось зелёным, иногда белым; но какая бы тишь не стояла в воздухе и как бы спокойно ни было само море, у берега постоянно было заметно лёгкое волнение, – вода тихо вздымалась, словно грудь спящего ребёнка…» От чего зависит цвет моря?



море было похоже на лепесток розы;иногда оно становилось зелёным, иногда белым…

Море. Парусники
Дубовской Николай Никанорович, 1900 год


Задача №5 История года

«Лес уже почернел, лёд на озере стал походить на застывший свинец, облака… нет, какие там облака?! сплошной туман окутал всю землю. Большие чёрные вороны летали стаями, но молча; всё в природе словно погрузилось в тяжёлый сон…» От чего зависит видимость в тумане?


лёд на озере стал походить на застывший свинец…

Зимний пейзаж. Иней

Саврасов Алексей Кондратьевич, 1870-е


Задача №6 Суп из колбасной палочки

«…А огромные лесные озёра! Подойдёшь поближе к воде, она кажется прозрачной, как хрусталь; а отойдёшь подальше – и вот она уже темна, как чернила…Чем Вы можете объяснить такой контраст?

Задача №7 Бронзовый кабан

«…Стояла зима, на горах лежал снег. Давно стемнело, но светила луна, а в Италии лунная ночь не темней тусклого северного зимнего дня. Она даже светлей, потому что воздух светится и ободряет нас, тогда как на севере холодное свинцовое небо нас давит к земле, к холодной сырой земле, которая, придёт черёд, придавит когда-нибудь крышку нашего гроба…» Почему «в Италии лунная ночь не темней тусклого северного зимнего дня»? Что светлее: чёрный бархат в солнечный день или чистый снег в лунную ночь?

Задача №8 Великий морской змей

…Наверху солнце садилось, как принято говорить у людей, оно стало красным, как огонь, и все облака на небе запылали пламенем, одно ярче другого.– Ну, вот нам дали красное освещение, – сказали полипы, – теперь эту штуку лучше видно, хотя, впрочем, это всё равно…» Почему на закате Солнце «стало красным, как огонь»? Длина волны красного света в воде равна длине волны зелёного цвета в воздухе. Какой цвет увидит человек под водой, если вода освещена красным светом? Полипы сказали :-), что им «дали красное освещение»

Андерсен (Andersen) Ханс Кристиан (02.04.1805-04.08.1875) – датский писатель – мастер миниатюрной новеллы.Гениальный сказочник, удивительно сочетающий романтику и реализм, фантазию и юмор, иногда иронию и сатиру, блестящим образцом которой является, например, сказка «Новое платье короля», высоко оценённая Львом Николаевичем Толстым.



Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне

Репин Илья Ефимович, 1887 год


И в заключение :-качественная задача по физике от Льва Николаевича Толстого

Какая бывает роса на траве

«…Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце…» Чем объяснить такую яркую игру красок? А как отличить алмаз от стеклянной или хрустальной имитации?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Качественные задачи от Н.В. Гоголя

Автор: КочанЕ.В.., Баженов В.М.

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Межпредметные связи на уроках географии (доклад) "
    ["seo_title"] => string(56) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-ghieoghrafii-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "152742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420900952"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства