Учитель показывает опыт и задает вопрос, Какая тема урока? Работа в парах. Демонстрация. Камень или цилиндр, подвешенный на динамометр, опускаем в воду, замечаем, длина динамометра стала короче. Ребята анализируют опыт и делают вывод: « На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая тело из жидкости». Сообщение учителя: из нашего жизненного опыта мы знаем, что в воде тяжелый камень поднять гораздо легче, чем в воздухе. Это может означать, что жидкость выталкивает не только легкие, но и тяжелые предметы. Куда направлена выталкивающая сила? Если привязать короткой ниткой к пробке такой груз, чтобы она погрузилась в воду. Отвесно натянутая нить показывает, что выталкивающая сила, которая действует на пробку, направлена вертикально вверх, а сила тяжести вниз. По какой формуле рассчитывается выталкивающая сила? (формула, треугольник, вывод) На тело, полностью погруженное в жидкость, действует вертикально вверх выталкивающая сила, равная весу жидкости вытесняемой телом. Работа в парах. Задание1. Определить выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело. Через онлайн калькулятор можно проверить силу архимеда http://planetcalc.ru/975/ Цель: - научиться экспериментально, определять выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело Приборы и материалы: Сосуд с водой, тела разными массами, динамометр, мензурка, нитки. Ход работы: 1. С помощью мензурки определите Vт объем тела 2. Зная объем и плотность воды, определите вес вытесненной воды 3. Тело подвесьте к крючку динамометра с помощью нитяной петли и определите силу тяжести Fтяж, действующую на него (вес тела в воздухе) 4. Погрузите тело в воду, определите вес тела в воде и вычислите выталкивающую силу Fвыт, действующую при погружении тела в воду. Вытесненной телом, выталкивающей силе ? Проверьте. 6.Равен ли вес воды, в 5. Повторите опыт с другим телом . 7.Результаты измерений и расчетов запишите в таблицу. 8.Оцените, с какой точностью выполняется закон Архимеда в этом опыте. Задание 2.Проверить зависимость выталкивающей силы от объема погруженного в жидкость тела. Через онлайн калькулятор можно проверить силу архимеда http://planetcalc.ru/975/ Приборы и материалы: школьные весы ( без чашек),два тела, имеющие разные объемы, но одинаковые массы(по 100 г), два сосуда с водой. Ход работы: 1.Закрепите тела на плечах весов и уравновесьте весы. 2.Нарушится ли равновесие весов, если погрузить тела в сосуды с водой? Ответьте на вопрос. 3.Проверьте ответ на опыте. Задание 3. Проверить зависимость выталкивающей силы Fвыт от плотности жидкости. Через онлайн калькулятор можно проверить силу архимеда http://planetcalc.ru/975/ Приборы и материалы: школьные весы (без чашек),два груза, масса и объем которых одинаковы, сосуды с водой и любой жидкостью, кроме воды. Ход работы: 1.установите грузы на плечах весов и уравновесьте весы. 2.Нарушиться ли равновесие весов, если одно из тел погрузить в сосуд с водой, а другое- в сосуд с другой жидкостью? Ответьте на вопрос. 3.Проверьте ответ на опыте. Проходят тест в google- форме 10 вопросов Оценивание сразу после теста максимально 10 б Рефлексия на уроке (стакан наполнился или нет ) учащиеся по стикерам записывают свои пожелания на уроке |