kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Испарение и конденсация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Испарение и конденсация.

Цель урока: Рассмотреть физические явления: испарение и конденсацию на фоне фрагментов из художественных произведений.

Задачи:

  1. Выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества.
  2. Продолжить формирование умения наблюдать, объяснять физические явления, делать выводы.
  3. Рассмотреть физические явления с точки зрения литературы 

Ход урока:

Организационный момент.

Вас я приветствую,  друзья!

Сегодня в мир науки с вами,

Постигнув мудрость бытия,

Войдем мы твердыми шагами.

Работа мысли и стремленье к знаньям

Поможет вам понять всю сущность мирозданья.

Очень мудрый человек  Г. Лихтенберг сказал:  "То, что вынуждены открыть сами, оставляет  в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Испарение и конденсация. »

Казахстан, Алматинская область

Райымбекский район

с.Кегень

учитель физики Бердибаева Рима Кыдырбековна

Тема: Испарение и конденсация.

Цель урока: Рассмотреть физические явления: испарение и конденсацию на фоне фрагментов из художественных произведений.

Задачи:

  1. Выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества.

  2. Продолжить формирование умения наблюдать, объяснять физические явления, делать выводы.

  3. Рассмотреть физические явления с точки зрения литературы 

Ход урока:

Организационный момент.

Вас я приветствую,  друзья!

Сегодня в мир науки с вами,

Постигнув мудрость бытия,

Войдем мы твердыми шагами.

Работа мысли и стремленье к знаньям

Поможет вам понять всю сущность мирозданья.

Очень мудрый человек  Г. Лихтенберг сказал:  "То, что вынуждены открыть сами, оставляет  в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость".

Столь мудрые, точные эти слова хочу подтвердить такой притчей, друзья,

Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:

  • Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:

  • Выйди за дверь и постой с обратной стороны.

Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.

А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.

  • Я постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого что-нибудь изменилось?

  • Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.

  • Что мне могло открыться? - возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!

  • Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. - Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.

Неслучайно я рассказала вам эту притчу. Она напрямую связана с нашей жизнью, как и тема занятий над которой мы будем работать.

Тема урока: Испарение и конденсация.

В 1 веке до нашей эры римский поэт Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей» писал:

"И, наконец, на морском берегу, разбиваюшем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет.

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Да и не видно того ,как она исчезает от зноя.

Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза".

Все тела состоят из молекул, они движутся с разными скоростями. Более быстрые могут преодолеть притяжение других молекул и  силу давления воздуха и улететь. Рассмотрим открытый и закрытый сосуды. 

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы понимаете явление испарения?

  2. Какие молекулы покидают жидкость?

  3. Что происходит с температурой жидкости?  

  4. Какие молекулы остаются в ней?             

После обсуждения предлагается отрывок из стихотворения Бунина:

Дымятся черные бугры

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом….

Почему дымятся черные бугры? Какой процесс происходит?   

Отрывок из стихотворения А.С Пушкина:

В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей

Трещит лучина перед ней.

Отчего трещит лучина?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, испарение происходит при любой температуре или нет?

  2. Зимой испарение есть?

  3. Испаряется ли твердое тело?                                            

  4. Опыты на заданную тему 

  • Опыт №1:с кристалликами йода. Йод испаряется минуя состояние жидкости.

Д.Алигьери. «Божественная комедия»:

И как с конца палимое бревно

От тока ветра и его накала

В другом конце трещит и слез полно….

Мы убедились, что твердые тела испаряются.    

Теперь рассмотрим, от чего зависит скорость испарения жидкости.

  • Опыт №2.: с маслом,  водой

Сделали вывод:- зависит от рода вещества

  • Опыт №3:с веером и спиртом.

Сделали вывод:- зависит от ветра.

  • Опыт №4: со спиртовкой и водой.

Вывод :– зависит от температуры жидкости.

  • Опыт №5: рассмотреть каплю спирта на стекле и салфетке.

Вывод: зависит от площади поверхности жидкости.

Производится запись в рабочих тетрадях.

Дело в том, что одновременно с испарением на поверхности жидкости происходит и обратный процесс – конденсация. Конденсация происходит из-за того, что часть молекул, беспорядочно перемещаясь над жидкостью, снова возвращается в неё. Воздушные потоки препятствуют возвращению в жидкость вылетевших молекул, что увеличивает скорость испарения.  

Конденсация может происходить и тогда, когда пар не соприкасается с жидкостью. Именно конденсацией можно объяснить появление тумана, росы, образование облаков и др. Молекулы водяного пара, находящегося в атмосфере, при понижении температуры воздуха группируются в мельчайшие капельки воды, образуя туман.  

А что такое конденсация?

Переход молекул из пара в жидкость называется конденсацией. 

С.П.Дрожжин:

Тени вечера сгущаются

Воздух влажен и душист

И росою умывается

На деревьях каждый лист

Почему вечером выпадает роса?

И.С.Никитин:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Чуть приметна тропинка росистая

Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Какие явления здесь описаны? 

Рассмотреть значение испарения и конденсации в природе, жизни, технике.

Невольно приходит на ум сценка из водевиля А.П.Чехова «Свадьба», в которой испарение играет не последнюю роль

Змеюкина: Дайте мне атмосферы! Слышите? …махайте на меня, махайте… Скажите пожалуйста, отчего мне так душно?

Ять. Это оттого, что вы вспотели – с…

Змеюкина:  Фуй, как вы вульгарны! Не смейте так выражаться!...Ах, оставьте меня в покое! Дайте мне поэзии, восторгов! Махайте, махайте…

Практическое применение испарения и конденсации:

  • быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования (фреон, аммиак)

  • в жарких странах воду принято хранить в глиняных сосудах.

  • при поездке в поезде летом очень просто получить из теплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15 – 20 минут вода будет достаточно холодной.

  • в Крыму, вблизи Феодосии, до 1912 г. Действовала несложная установка для получения влаги из воздуха. Она состояла из нескольких куч камней, расположенных на водоупорном скальном основании. Возникавшая в каменных кучах за счет конденсации вода отводилась по гончарным трубам в Феодосию, где питала небольшие фонтаны. Установка давала до 350 л питьевой воды в сутки. Остатки таких устройств найдены в Сахаре, в горных районах Италии и др.

  • при высокой температуре назначают потогонные средства (он испаряется с поверхности кожи, при этом температура тела понижается).

  • при высокой температуре эффективны обтирания  водой, в которую добавлено несколько капель уксуса.

  • в большой мороз можно отморозить нос, т. к. температура кожи уменьшается, поверхность кожи переохлаждается. ( нужно закрывать нос, нельзя рот).

Интересные факты.

Оказывается, не только люди в жизни используют знания о таких процессах, как испарение и конденсация, но и многие животные.

  1. в пустынях температура земной поверхности может повышаться до 70 – 80 С днем и падать до 4 С к концу ночи. В этих условиях большинство ящериц ищет убежище. Помимо того ящерица способна менять положение тела и его окраску, а когда температура становится высокой, может также уменьшить поверхность тела, втягивая ребра. К числу реакций ящериц на высокую температуру относятся тепловая отдышка, а также выпучивание глаз.

  2. шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и небе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.

  3. у слона в коже нет ни одной потовой железы. Но водоем у слона всегда под рукой. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется.

  4. у зайца большие уши, но совсем не для того. Чтобы слушать, а для того чтобы ими … потеть. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий тепла в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

Закрепление полученных знаний

Загадки

По синему морю белые гуси плывут. (Облака)

Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса)

Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)

Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)

Вопросы рефлексии:

  1. Что узнал нового из урока?

  2. Удалось ли понять и представить явления испарения и конденсации?

  3. Какие моменты урока для вас были наиболее интересными?

  4. Что показалось наиболее трудным на уроке.?

  5. Успешно ли применение презентации?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Испарение и конденсация.

Автор: Бердибаева Рима Кыдырбековна

Дата: 24.09.2014

Номер свидетельства: 114561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Испарение.Kонденсация"
    ["seo_title"] => string(26) "isparieniie_kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "356397"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478539203"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок физики, 8 класс по теме "Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-fiziki-8-klass-po-tiemie-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "160584"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422091145"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Тема: Испарение и конденсация. Кипение "
    ["seo_title"] => string(44) "tiema-isparieniie-i-kondiensatsiia-kipieniie"
    ["file_id"] => string(6) "155410"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421264106"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме "Парообразование и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-tiemie-paroobrazovaniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "150669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420541557"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока на тему: "Парообразование.Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-paroobrazovaniie-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "177274"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424613741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1620 руб.
2320 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1760 руб.
2520 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства