муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Арзамас»
Разработка интегрированного урока
по физике, химии и географии по теме:
«Вода – источник жизни»
Разработал:
учитель физики
Ефремова О.Ю.
Арзамас
2014
Цель урока: обобщить, проанализировать, закрепить и расширить знания учащихся о роли воды в природе и в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических и экономических проблем гидросферы.
Тип урока: интегрированный.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания учащихся о воде, как самом распространенном веществе на Земле.
Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её хозяйственном использовании.
Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.
Расширить представления о ее физических и химических свойствах, роли в природе и значении в жизни человека.
Развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Способствовать пониманию необходимости бережно относится к водным ресурсам.
Воспитательные:
Воспитание любви к родному краю.
Прививать чувство бережного отношения к природе.
Продолжить экологическое и краеведческое воспитание школьников.
Развивающие:
Совершенствовать умение анализировать, сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения.
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, путем применения проблемного изложения материала и соревновательной формы проведения урока.
Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, урок – путешествие.
Средства обучения: компьютер, медиапроектор, карта « Водные ресурсы России», мильтимедийная презентация, кроссворды, атласы.
Ход урока:
Организационный момент.
Введение в тематику урока. (Актуальность).
Урок начинается со стихотворения, после прочтения, которого ребятам предлагается придумать девиз урока:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Девиз урока: “Вода – это жизнь!” (Слайд 1)
Учитель: Вода – редчайшее по своим свойствам, удивительное и загадочное вещество. В мире не существует ни одного образованного человека, которому не была бы известна эта формула. «Вода одно из начал всего существующего на Земле. Вода – простое и неделимое» считали ещё в древнее время. Посмотрите вокруг. Океан, покрывающий нашу Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. (Слайд 2) Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, - и это вода. Вода – это великий художник природы. Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, и геологи знают, что большинство из них созданы величайшим строителем природы – водой! Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь – вода. Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. “Agua” в переводе с латинского языка значит “вода”. Как алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока “Вода – это жизнь!”.
(Слайд 3) Если всю воду распределить равномерным слоем по земному шару, то такой Мировой океан был бы глубиной до 4 км. Основные запасы воды на Земле сосредоточены в морях и океанах – около 1,4 млрд./км. Пресная вода находится главным образом в ледниках – более 30 млн./км З, а также в реках и озерах – около 2 млн./км З. В атмосфере содержится 14 тыс. км водяного пара. Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве, вода входит в состав комет, некоторых планет и ее спутников. Вода содержится во всех живых организмах, она присутствует в клетках и тканях любого животного и растения. Тело медузы на 99% состоит из воды, тело рыбы содержит 80% воды, в организмах млекопитающих массовая доля воды – 70%. В салате, спарже вода составляет 95 % массы, помидорах и моркови – около 90%. Вода, среда обитания многих растений и животных. Живые организмы не могут жить без воды. Обезвоживание организма на 12% приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25% воды – к его гибели. Даже такое нетребовательное животное, как верблюд – «корабль пустыни» – не может прожить без воды больше 8 дней.
Вопрос к детям: Зачем воду пьют? (Слайд 4, 5)Без воды нельзя жить потому, что ее все время расходуем. Дыхните на холодное стекло, оно запотеет, покроется капельками воды. Откуда взялась вода? Или вы в жаркий день вспотели. Откуда взялся пот? Конечно, все из организма. Если вы воду расходуете, теряете, то вам нужно вовремя ею запасаться. В сутки человек теряет 12 стаканов воды, значит, такое же количество ему надо выпить. Вода – главный материал, из которого построено наше тело, ее содержит: кровь – 83%, мозг, сердце – 80%, кости – 20-25%, стекловидное тело, глаза – 99%. Неудивительно, что человек может достаточно долго прожить без еды, но без воды не может и нескольких дней.
3. Проверка домашнего задания: Актуализация опорных знаний в форме игры. Чем выше стоимость вопроса, тем он сложнее.(Слайд 6)
Реки | 10 | 20 |
Озера | 10 | 20 |
Подземные воды | 10 | 20 |
Ледники | 10 | 20 |
Вопросы. Реки:
Озера:
Подземные воды:
10б – как называется выход на поверхность грунтовых вод? (Источник, родник)
20б – что называют артезианскими бассейнами? (запасы межпластовых вод)
Ледники:
10б – что такое ледник? (естественные скопления льда, образовавшиеся из снега и обладающие самостоятельным движением)
20б – назовите два самых крупных ледника России? (Богдановича на Камчатке, Безенги на Кавказе)
Работа по карточкам ( 2 учащихся)
Работа по карте « Водные ресурсы России» ( 2 учащихся)
Тест на соответствие
Озёра | Происхождение |
1. Байкал, Телецкое | А. Вулканическое |
2. Валдай, Селигер | Б. Ледниково - тектоническое |
3. Ладожское, Онежское | В. Тектоническое |
4. Курильское, Кроноцкое | Г. Ледниковое |
Правильный ответ
4. Изучение нового материала
Водные ресурсы (Слайд 7)– это воды суши, которые пригодны для использования в хозяйстве. Россия омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковому Каспийскому морю. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда.
Оценка водных ресурсов дана в водном кадастре. Что такое водный кадастр? ( детям давалось опережающее задание на дом)
Заслушивается сообщение о водном кадастре. Прошу зафиксировать в тетрадях определение. (Слайд 8)Водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России. В нем обобщены материалы гидрологических наблюдений и исследований, собраны данные для научных и хозяйственных организаций. В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, сезонное распределение воды в полноводных реках.
(Слайд 9) В живом организме идет обновление воды. У кактуса через 28 лет, у черепахи – через 1 год, у верблюда – 3 месяца, у человека – 1 месяц.
Вода нужна всем. Поэтому о воде столько пословиц, загадок, песен, стихов.
Ребята задают друг другу загадки и пословицы о воде.
Загадки
• Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)
• Заря-зарница,
Красная девица,
По свету ходила,
Следы обронила.
Месяц видел,
Солнце скрало. (Роса.)
• Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет. (Снег.)
• Нил долговяз
В землю увяз. (Дождь.)
• На дворе – горой,
В избе – водой. (Снег.)
• Лежал, лежал,
Да и в воду побежал. (Снег.)
• Что в руках не удержать? (Вода.)
• Что в решете не унесешь? (Вода.)
• Летом бежит – зимой стоит. (Река.)
• День и ночь кричит, а голос не устает. (Водопад.)
• На землю падает, от земли отлетает. (Дождь.)
• Рассыпался горох
На 77 дорог,
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град.)
Пословицы о воде
• Царь огонь, да царица водица.
• Спи, царь-огонь, говорит царица-водица.
• Вода и мельницу ломает.
• Вода и землю точит, и камень долбит.
• Огню да воде Бог волю дал.
• С огнем, с водою не поспоришь.
• Дождь не дубинка, не убьет.
• Дождь прибьет, солнышко поднимет.
• Вода свое возьмет. У воды нос остер.
• Ранняя весна – много воды.
• Проточная вода не гниет.
• Невеличка капля, а камень долбит.
• Каждая река к морю течет.
• Море не разгородишь.
• Море веслом не расплещешь.
• Капля в море не заметна…
Учитель: Итак у нас урок сегодня не обычный. Он не только объединяет 3 предмета, но еще имеет форму водного путешествия, которое мы уже начали. Скажите так о чем жы с вами беседовали на первой станции и как она называлась.
(Ответ: 1 станция: «Земля – планета воды». ) (Слайд 10, 11)
Правильно, ребята!. Ну а мы переносимся к следующей станции, которая называется «Водные ресурсы в России» (Слайд 12, 13). Ребята а какие моря омывают наш материк?.... Давайте вспомним: от чего зависит температура и соленость морской воды? (температура зависит от широты, а соленость от температуры, испарения, впадения рек, образования льда.)
А какие реки протекают? …
5. Работа в группах.
Молодцы! А сейчас давайте разделимся на две группы (деление происходит с помощью игры «Молекулы»). Первая группа должна заполнить таблицу «Физические свойства воды», а вторя группа заполнит таблицу «Химические свойства воды». На задание отводится 5 минут. Итак, время пошло!.
Вы с правились с испытанием и мы отправляемся в путь. А следующая станция называется «По реке Ока – в Арзамас» (Слайд 14). Скажите ребята, какие водоемы в нашем городе вы знаете?... Заслушиваются сообщения о реке Теша, Смирновском и Морозовских прудах. (Слайд 15, 16, 17)
Учитель: Вот и закончилось наше морское путешествие! Но прежде чем ступить на твердую землю давайте вспомним все, что мы сегодня узнали!
6. Закрепление материала (Кроссворд).
Кроссворд 1 Вопросы:
1. Низкий уровень воды в реке
2. Естественное скопление льда с самостоятельным движением
3. Место выхода грунтовых вод на поверхность
4. Граница между бассейном рек
5. Одна из сторон горизонта
6. Река, впадающая в другую реку
7. Часть речной долины
8. Великая русская река
9. Самый высокий водопад в мире
Кроссворд 2 Вопросы:
1. Искусственный водоём с большим запасом воды
2. Крупная река России
3. Превышение истока над устьем
4. Количество воды, протекающее через поперечное сечение реки за 1 времени
5. Излучина реки
6. Узкое углубление, по которому течёт река
7 Часть реки
8. Река России
7. Домашнее задание: У нас сегодня был не обычный урок, по этому и домашнее задание будет необычным, а творческим. (Слайд 18)
Задание:
написать мини – сочинение о проблемах загрязнения вод
сочинить стихи
нарисовать рисунок