6
Целинная средняя школа
Урок по физике:
Тема:
(7 класс)
Учитель физики и информатики:
Вакин Виктор Константинович.
2015 год.
Инерция жизни, инерция скуки,
Инерция мысли и бытия.
И если б не это,
В какой части света,
Не помня разлуки,
Мог ныне быть я? Эпиграф к уроку.
Тема: Инерция.
Цели урока:
Обеспечение условий для исследования и формирования у учащихся понятия «инерция».
Обеспечение условий для развития у учащихся логического мышления, памяти, воображения, исследовательских навыков через деятельность на уроке.
Обеспечение условий для формирования осознания детьми культурных ценностей науки и умения ценить их и использовать в жизни, умения работать в группе.
Дидактическая цель урока: Обеспечить условия для организация познавательной деятельности учащихся, приводящей к определению явления инерции, к созданию потребности в применении полученного знания, усвоению данного понятия.
Образовательные задачи: углубить и закрепить знания о механическом движении и скорости тела; изучить явление инерции; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.
Развивающие задачи: развитие мышления и мировоззрения учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владения внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности, производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные задачи: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе; формировать бережное отношение к физическому оборудованию; воспитывать аккуратность, умение вести записи в тетрадях.
Структура урока (45 минут)
1. Мотивационный 8 мин.
2. Целеполагание 3 мин
3. Планирование деятельности 3 мин.
4. Реализация плана деятельности 25 мин.
5. Поведение итогов урока (саморефлексия) 6 мин.
Оборудование: учебник физики, для парной работы – комплект наклонная плоскость, наклонный жёлоб, шарик, штатив, кусочки ткани, листы бумаги; бруски, стакан с водой, портреты ученых Аристотеля, Галилея, Ньютона, компьютер, интерактивная доска, электронная презентация учителя «Инерция», фрагменты презентаций учащихся из интернета по теме.
Ход урока
Создание эмоционального настроя.
Учитель. - Добрый день! Я очень рад вас видеть в нашем постоянном «научном центре» - «физической лаборатории» (условно), где мы совершаем много новых для себя открытий. Поприветствуем друг друга улыбкой! Вот и замечательно!
- Разрешите, ребята, я буду и сегодня вашим научным руководителем, наставником. Тогда - вперед!
2. Организация целевого пространства.
Мотивация к деятельности. Постановка проблемы. Определение зоны поиска и средств решения проблемы.
(Демонстрация презентации «Инерция» в соответствии с содержанием урока).
1. Может ли тело само по себе изменить скорость?
2. Как можно изменить скорость тела?
3.Что такое Инерция?
Слайд 1-2 (см. презентацию к уроку). Эти два слова, близкие по звучанию, употребляются и в физике, и в обыденной жизни. Многие считают, что эти два физических понятия равнозначны друг другу, что они – синонимы. Действительно ли это так? Как вы думаете, есть ли в них различие? Как вы понимаете смысл физических понятий «инерция» и «инертность»?
3. Исследование проблемы. Работа в группах по 2 человека.
Вывод научной нормы.
Инерция (лат. inertia) – бездеятельность, неподвижность
Какой большой ветер
Напал на наш остров.
С домов сорвал крыши,
Столбы вогнал в землю.
А ты сидишь тихо,
А ты сидишь мирно.
И никакой силой
Тебя нельзя стронуть.
Н. Матвеева
В конце беседы с учащимися объявляется цель урока. Сегодня на уроке мы с вами должны: понять физический смысл понятий инерции и инертности; разобраться, в чем их отличие; узнать из истории физики, как и какими учеными были введены эти понятия; сформулировать закон инерции; выяснить применение инерции и инертности в жизни, в быту, выполнить практическую работу.
Слайд 3. Беседа с учащимися (из истории физики)
Аристотель Галилей Спор великих:
Чтобы скорость тела была неизменной,
Аристотель: Нужно толкать Галилей: Не нужно тормозить
Закон движения Аристотеля
Чтобы тело равномерно двигалось,
на него должно действовать другое тело.
«Природа не терпит пустоты» 2000 лет
Закон движения Галилея
Тело, свободное от воздействий, движется с постоянной скоростью. При действии на тело другого тела, оно изменяет свою скорость.
Что такое инерция?
Слайд 4. В 1632 г. вышла в свет книга Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой»
«А что произошло бы с тем же движущимся телом на поверхности, которая не поднимается и не опускается?» (Галилей)
Движение по инерции
Слайд 5. «Когда тело движется по горизонтальной поверхности, не встречая никакого сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы постоянно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца»
На ряде других примеров Галилей показывает, что движение по инерции должно быть не только равномерным, но и прямолинейным.
Закон инерции (Галилей)
Слайд 6. Если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в покое, либо движется прямолинейно и равномерно.
Прямыми опытами это утверждение проверить невозможно, т.к. нельзя создать такие идеальные условия.
А если и удается создать подобие идеальных условий, то только потому, что действия тел могут компенсировать (уравновешивать) друг друга. Примеры.
Закон инерции (1 закон Ньютона)
Слайд 7. «Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние» (Ньютон, 1687 г.)
Ньютон определяет силу как «действие, производимое над телом, чтобы изменить его состояние покоя или равномерного прямолинейного движения»
Инерция
Слайд 8. Инерция – это физическое явление. Оно состоит в том, что любое тело, на которое не действуют другие тела (или действие других тел скомпенсировано), сохраняет состояние покоя или движется равномерно и прямолинейно.
Инертность
Слайд 9. Инертность – свойство тел, характеризующая их способность по-разному изменять скорость с течением времени. Оно состоит в том, что для изменения скорости тела требуется некоторое время.
Более инертно то тело, скорость которого изменяется медленнее.
Слайд 10-11 Примеры. Опыты. Обсуждение с учащимися. Подробно рассмотреть фотографии удара мяча о стенку в замедленной съемке.
Автобус, в котором вы едете, начинает резко тормозить. Что происходит с вами? Почему? Автобус резко трогается с места. Что происходит с вами? Почему?
Слайд 12 Бытовое понимание термина «инерция»
Назовите, в каких из приведенных ниже случаев речь идет о движении тел по инерции:
Всадник летит через голову споткнувшейся лошади.
Пыль вылетает из ковра при его встряхивании.
Автомобиль движется равномерно по прямому шоссе.
Человек, поскользнувшись, падает назад.
Парашютист в безветренную погоду равномерно спускается вниз.
Пузырек воздуха равномерно поднимается в трубке с водой.
Слайд 13. Демонстрация эксперимента с двумя тележками, к одной из которых прикреплена металлическая линейка, на другой стоит гиря 5 кг. После пережигания нити на согнутой линейке тележки разъезжаются на разные расстояния. Обсуждение опыта с учащимися.
Ответьте на вопросы.
Что происходит с тележками при взаимодействии?
Что именно изменяется у тележек?
Почему тележки разъезжаются на разные расстояния?
При одинаковом взаимодействии и начальной скорости, равной нулю (выводятся формулы).
Физкультминутка с музыкой. «В автобусе».
Учитель. – Мы едем в автобусе. Покачаемся!
- Автобус тормозит. Куда отклоняемся? (Вперед).
- Набирает резко скорость. (Назад).
- Поворачивает влево. (Мы - вправо).
- Поворачивает вправо. (Мы - влево).
Учитель. – Что вы заметили? Какой вывод сделали? (Меняется направление скорости. Это мы испытали на себе и наблюдали за другими).
Учитель. – Это явление называется инерцией. Галилей тоже допустил ошибку, считая, что свободное тело должно двигаться по окружности. Этот вывод он сделал, наблюдая за движением Луны вокруг Земли. Чего он не учёл?
Ученики. – Действия Земли.
Учитель. – Окончательную точку в решении этой многовековой проблемы поставил английский ученый 17 века Исаак Ньютон. Он сформулировал закон Инерции: если на тело не действуют другие тела, то оно находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.
Об этом открытии расскажет ученица Даша М. (с презентацией). Работа с учебником.
Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством!
Учитель. – Объясним понятие «движение по инерции». Неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – продолжать движение.
У инерции есть свои «хитрости». Пронаблюдаем на опыте. Поставим стакан с водой на лист бумаги и затем его резко выдернем из-под стакана. Что случилось со стаканом?
Ученики. – Стакан остается на месте, благодаря инерции.
Учитель. – Такой же опыт проведем с бруском на тележке при резком её движении вперед и назад. Объясните, пожалуйста! Инерция проявляется при движении всех автомобилей и её приходится учитывать. Как?
Учитель. – Поработаем с «Деятельностной картой» (Кадр «Ученик – маленький ученый» из моей презентации ). Всё расставим на свои места.
4. Закрепление материала.
1. Что такое инерция?
Г. Свойство тела сохранять скорость.
У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
В. Изменение скорости тела под действием других тел.
2. Что произойдет с бруском, если резко дернуть за нить?
С. Упадет назад.
Д. Упадет вперед.
Е. Останется неподвижным.
3. В каком случае наблюдается проявление инерции?
А. Камень падает на дно ущелья.
П. Пыль выбивают из ковра.
Н. Мяч отскочил от стенки после удара.
4. Какая цистерна начинает движение?
И. 1
Т. 2 ( рисунки в презентации)
Е. 3
5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?
К. Чтобы выше подпрыгнуть.
Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.
Х. Чтобы набрать скорость для толчка.
Учитель. – Человек не может изменить законы, но он может их познать и учитывать в жизни и практике! (кадры «Физика – эмоциональная наука», «Ученик – маленький ученый»).
Запись домашнего задания в дневнике: № 28 стр. 86 – 89 Задание № 11.
Сегодня вы замечательно поработали, а все работающие получают за свой труд зарплату. Мы её получим в виде баллов (отметок) в классный журнал. Выставление отметок.
Организация рефлексивного пространства. Формула успеха – Удивляться! Действовать! Думать!
Ответить на вопросы из презентации.
Что Вас сегодня удивило на уроке?
Что открыли на уроке в нашей лаборатории?
Какие умения, навыки и способы деятельности Вы приобрели сегодня?
Как выполнили свою цель? Оцените свою деятельность по 10 бальной шкале!
Зачем мне это надо?
Учитель. – У вас хорошее настроение! Прикрепите лепестки выбранного вами цвета к середине ромашки на доске.
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!!!
Спасибо вам за урок! Желаю успехов!