kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ядерный реактор" урок + презентация физика 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке дается  понятие о ядерном реакторе, рассмотриваются основные элементы ядерного реактора и принцип его действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«яд реакт конспект»

Тема урока: Ядерный реактор. Атомная энергетика.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • Дать понятие о ядерном реакторе, рассмотреть основные элементы ядерного реактора и принцип его действия.

Задачи урока:

- общеобразовательные:

  • Введение понятия о ядерном реакторе.

- воспитательные;

  • Развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания и мышления учащихся.

- развивающие:

  • Воспитание у учащихся дисциплинированности на уроке, умения работать в коллективе;

  • Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник Перышкин А. В., 9 кл., презентация, видеофрагмент.

Методы обучения (технологии): объяснительно-иллюстративные методы.

Планируемые результаты обучения:

- личностные:

  • развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

- метапредметные:

  • Регулятивные:

    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

  • Познавательные:

    • устанавливать причинно-следственные связи;

    • обнаруживать пробелы в информации;

  • Коммуникативные:

    • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- предметные:

  • формирование у учащихся знаний о понятии ядерного реактора.

Ход работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня 11 ноября, а тема нашего сегодняшнего урока «Ядерный реактор». Запишите в тетради.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое ядерный реактор, основные элементы ядерного реактора и принцип его действия.

 

Слушают учителя, настраиваются на работу.

 

2

Первичное усвоение новых знаний

Ребята, ответьте на такой вопрос: А что является главной частью любой атомной электростанции?

Молодцы. Итак, сейчас мы более подробно остановимся на этом вопросе.

Историческая справка.

Игорь Васильевич Курчатов— выдающийся советский физик, академик, основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. В 1949 году Игорь Васильевич начал работу над проектом атомной электростанции. Проект был успешно закончен: 27 июля 1954 наша атомная электростанция стала первой в мире!

Определение ядерного реактора.

Ядерным реактором называется устройство, в котором осуществляется и поддерживается управляемая цепная реакция деления некоторых тяжелых ядер.

Первый ядерный реактор был построен в 1942 году в США под руководством Э. Ферми.

В нашей стране первый реактор был построен в 1946 году под руководством И. В. Курчатова.

Использование ядерных реакторов.

В зависимости от назначения ядерные реакторы бывают энергетические, конверторы и размножители, исследовательские и многоцелевые, транспортные и промышленные.

Ядерные энергетические реакторы используются для выработки электроэнергии на атомных электростанциях, в судовых энергетических установках, атомных теплоэлектроцентралях, а также на атомных станциях теплоснабжения.

Реакторы имеют различную мощность, стационарный или импульсный режим работы. Многоцелевыми называются реакторы, служащие для нескольких целей, например, для выработки энергии и получения ядерного топлива.

Основными элементами ядерного реактора являются:

  • ядерное горючее(уран 235, уран 238, плутоний 239);

  • замедлитель нейтронов (тяжелая вода, графит и др.);

  • теплоноситель для вывода энергии, образующейся при работе реактора (вода, жидкий натрий и др.);

  • Регулирующие стержни (бор, кадмий) - сильно поглощающие нейтроны

  • Защитная оболочка, задерживающая излучения (бетон с же­лезным наполнителем).

Слушают объяснение учителя, где непонятно задают/отвечают (на) вопросы.

 

3

Показ дем- ии.

Разбор материала, показанного в видеофрагменте.

Ядерное топливо располагается в активной зоне в виде вертикальных стержней, называемых тепловыделяющими элементами (ТВЭЛ). ТВЭЛы предназначены для регулирования мощности реактора.

Активная зона окружена слоем вещества, отражающего нейтроны (отражатель) и защитной оболочкой из бетона, задерживающего нейтроны и другие частицы.

Вода омывает стержень, нагретая до 300°С при высоком давлении, поступает в теплообменники.

Роль теплообменника - вода, нагретая до 300°С, отдает тепло обычной воде, превращается в пар. А далее этот пар с бешенной скорость вращает турбину, а она в свою очередь приводит в движение электрогенератор, который вырабатывает электрический ток.

 

Смотрят видеофрагмент, слушают разбор материала, увиденного в видеофрагменте.

4

Первичное усвоение новых знаний.

Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

Ядерный реактор является основным элементом атомной электростанции (АЭС), преобразующей тепловую ядерную энергию в электрическую. Преобразование энергии происходит по следующей схеме:

  • внутренняя энергия ядер урана

  • кинетическая энергия нейтронов и осколков ядер

  • внутренняя энергия воды

  • внутренняя энергия пара

  • кинетическая энергия пара

  • кинетическая энергия ротора турбины и ротора генератора

  • электрическая энергия.

Экологические катастрофы на АЭС

  • 1979 г. – крупнейшая авария в США

  • 1983 г. – страшная авария в Канаде (20 минут вытекала радиоактивная вода – по тонне в минуту)

  • 1986 г. – авария в Великобритании

  • 1986 г. – авария в Германии

  • 1986 г. – Чернобыльская АЭС

  • Что же именно произошло на ЧАЭС?

     В планах была остановка четвертого энергоблока для того, чтобы провести очередной планово- предупредительный ремонт и заодно провести эксперимент. В рамках эксперимента должны были происходить испытания «выбег ротора турбогенератора». Проект, предложенный генеральным проектировщиком, рассматривался как эффективный и экономичный способ получения дополнительной системы электроснабжения.
     Примерно за сутки до такого события как авария на Чернобыле, мощность реактора была снижена наполовину. Снижение мощности было обязательным условием эксперимента. По этой же причине было произведено отключение системы аварийного охлаждения.
     Примерно в течение двух часов мощность реактора была снижена до того уровня, который и был предусмотрен программой, однако потом, по непонятным причинам, мощность реактора не смогла удержаться на нужном уровне, вышла из-под контроля. Начальник смены принял решение о том, чтобы восстановить мощность ректора. Спустя определенное время операторы станции добились восстановления мощности работы реактора, но через несколько минут она начала расти вновь. Только после часа работы операторам, наконец, удалось стабилизировать работу реактора. Стержни ручного регулирования продолжали извлекаться.
     Из-за того, что произошло дополнительное увеличение расходов теплоносителя через реактор, а система охлаждения была отключена, произошло образование чрезмерного количества пара. В результате, когда теплоноситель вошел в активную зону, температура в реакторе приблизилась к точке кипения. Ситуация стала становиться неуправляемой. Почувствовав неладное, начальник смены дал команду прекратить эксперимент. Оператор нажал кнопку аварийной защиты, но система ЧАЭС не отреагировала так, как должна. По истечении всего лишь нескольких секунд были расшифрованы и зарегистрированы различные сигналы. Они свидетельствовали о том, что мощность реактора росла, затем система регистрации просто вышла из строя. Не сработала и система аварийной защита. Из-за большого количества пара в реакторе происходит сбой в активной зоне, где располагаются урановые стержни- ТВЭЛы. Опасные процессы продолжали происходить. Менее чем через минуту после «успешного» старта эксперимента произошел взрыв, последствия которого демонстрируют фото чернобыльской аварии до сих пор.

     В ходе расследования было выявлено масса нарушений работы операторов и начальства АЭС, возможно неправильная  установка и эксплуатация самого реактора.
     Современные АЭС оснащены ПК, а раньше даже после аварии реакторы продолжали работать, так как не было автоматической системы отключения.

Закрепление материала.

1.Что называют ядерным реактором?

2.Какие частицы участвуют в делении ядер урана?
А. протоны;
Б. нейтроны;
В. электроны;
Г. ядра гелия.

3. Какие вещества из перечисленных ниже могут быть использованы в ядерных реакторах в качестве замедлителей нейтронов?

А. графит;

Б. кадмий;

В. тяжёлая вода;

Г. бор.

4.Какие преобразования энергии происходят в ядерном реакторе?
А. внутренняя энергия атомных ядер превращается в световую энергию;
Б. внутренняя энергия атомных ядер превращается в механическую энергию;
В. внутренняя энергия атомных ядер превращается в электрическую энергию;
Г. среди ответов нет правильного.

5.В 1946 году в Советском Союзе был построен первый ядерный реактор. Кто был руководителем этого проекта?
А. С. Королев;
И. В. Курчатов;
В. Д. Сахаров;
Г. А. Прохоров.

6.Какой путь вы считаете самым приемлемым для повышения надежности АЭС и предотвращения заражения внешней среды?
А. разработка реакторов, способных автоматически охладить активную зону реактора независимо от воли оператора;
Б. повышение грамотности эксплуатации АЭС, уровня профессиональной подготовленности операторов АЭС;
В. разработка высокоэффективных технологий демонтажа АЭС и переработки радиоактивных отходов;
Г. расположение реакторов глубоко под землей;
Д. отказ от строительства и эксплуатации АЭС.

 

Слушают объяснение учителя, где непонятно задают/отвечают (на) вопросы.

 

5

Информация о д/з.

§76,77, вопросы на стр. 255.

 

Записывают д/з в дневник.

6

Рефлексия

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Подают дневники для выст. оценок.



Просмотр содержимого презентации
«Ядерный реактор»

Урок физики в 9 классе по теме

Урок физики в 9 классе по теме

ПОВТОРЕНИЕ 1. Механизм деления ядер урана. 2. Расскажите о механизме протекания цепной ядерной реакции. 3. Что называется критической массой? 4. Как идет цепная реакция в уране, если его масса меньше критической, больше критической? 5. Чему равна критическая масса урана 295, можно ли уменьшить критическую массу?

ПОВТОРЕНИЕ

1. Механизм деления ядер урана.

2. Расскажите о механизме протекания цепной ядерной реакции.

3. Что называется критической массой?

4. Как идет цепная реакция в уране, если его масса меньше критической, больше критической?

5. Чему равна критическая масса урана 295, можно ли уменьшить критическую массу?

ПОВТОРЕНИЕ 6. Какими способами можно изменить ход цепной ядерной реакции? 7. С какой целью замедляют быстрые нейтроны? 8. Какие вещества используют в качестве замедлителей? 9. За счет каких факторов можно увеличить число свободных нейтронов в куске урана, обеспечив тем самым возможность протекания в нем реакции?

ПОВТОРЕНИЕ

6. Какими способами можно изменить ход цепной ядерной реакции?

7. С какой целью замедляют быстрые нейтроны?

8. Какие вещества используют в качестве замедлителей?

9. За счет каких факторов можно увеличить число свободных нейтронов в куске урана, обеспечив тем самым возможность протекания в нем реакции?

Первые ядерные реакторы  Впервые цепная ядерная реакция урана была осуществлена в США коллективом ученых под руководством Энрико Ферми в декабре 1942г.

Первые ядерные реакторы

Впервые цепная ядерная реакция урана была осуществлена в США коллективом ученых под руководством Энрико Ферми в декабре 1942г.

Первые ядерные реакторы  В нашей стране первый ядерный реактор был запущен 25 декабря 1946 г. коллективом физиков, который возглавлял ученый Игорь Васильевич Курчатов

Первые ядерные реакторы

В нашей стране первый ядерный реактор был запущен 25 декабря 1946 г. коллективом физиков, который возглавлял ученый Игорь Васильевич Курчатов

Ядерным реактором  называется устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакции.

Ядерным реактором

называется устройство, предназначенное для осуществления управляемой ядерной реакции.

Реактор на медленных нейтронах   Наиболее эффективное деление ядер урана-235 происходит под действием медленных нейтронов. Такие реакторы называются реакторами на медленных нейтронах. Вторичные нейтроны, образующиеся в результате реакции деления, являются быстрыми. Для того чтобы их последующее взаимодействие с ядрами урана-235 в цепной реакции было наиболее эффективно, их замедляют, вводя в активную зону замедлитель — вещество, уменьшающее кинетическую энергию нейтронов.

Реактор на медленных нейтронах

Наиболее эффективное деление ядер урана-235 происходит под действием медленных нейтронов. Такие реакторы называются реакторами на медленных нейтронах. Вторичные нейтроны, образующиеся в результате реакции деления, являются быстрыми. Для того чтобы их последующее взаимодействие с ядрами урана-235 в цепной реакции было наиболее эффективно, их замедляют, вводя в активную зону замедлитель — вещество, уменьшающее кинетическую энергию нейтронов.

Основные элементы ядерного реактора:

Основные элементы ядерного реактора:

  • ядерное горючее(уран 235, уран 238, плутоний 239);
  • замедлитель нейтронов (тяжелая вода, графит и др.);
  • теплоноситель для вывода энергии, образующейся при работе реактора (вода, жидкий натрий и др.);
  • Регулирующие стержни (бор, кадмий) - сильно поглощающие нейтроны
  • Защитная оболочка, задерживающая излучения (бетон с железным наполнителем).
1. Вдвигая стержни внутрь активной зоны, можно в любой момент времени приостановить развитие цепной реакции." width="640"

Управление реактором осуществляется при помощи стержней, содержащих кадмий или бор.

При полностью вдвинутых стержнях k

При выдвинутых из активной зоны реактора стержнях k1.

Вдвигая стержни внутрь активной зоны, можно в любой момент времени приостановить развитие цепной реакции.

Первая АЭС была построена в г. Обнинске (СССР).

Первая АЭС была построена в г. Обнинске (СССР).

Преобразование энергии

Преобразование энергии

  • внутренняя энергия ядер урана
  • кинетическая энергия нейтронов и осколков ядер
  • внутренняя энергия воды
  • внутренняя энергия пара
  • кинетическая энергия пара
  • кинетическая энергия ротора турбины и ротора генератора
  • электрическая энергия
Экологические катастрофы на АЭС

Экологические катастрофы на АЭС

  • 1957 г- авария в Великобритании
  • 1966 г – частичное расплавление активной зоны после выхода из строя охлаждения реактора неподалеку от Детройта.
  • 1971 г – много загрязненной воды ушло в реку США
  • 1979 – крупнейшая авария в США
  • 1982 г - выброс радиоактивного пара в атмосферу
  • 1983 – страшная авария в Канаде (20 минут вытекала радиоактивная вода – по тонне в минуту)
  • 1986 – авария в Великобритании
  • 1986 г – авария в Германии
  • 1986 г – Чернобыльская АЭС
  • 1988 г – пожар на АЭС в Японии
Вопросы на закрепление 1. Что называют ядерным реактором? 2. Что является ядерным горючим в реакторе? 3. Какое вещество служит замедлителем нейтронов в ядерном реакторе? 4. Каково назначение замедлителя нейтронов? 5. Для чего нужны регулирующие стержни? Как ими пользуются? 6. Что используется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах? 7. Для чего нужно, чтобы масса каждого уранового стержня была меньше критической массы?

Вопросы на закрепление

1. Что называют ядерным реактором?

2. Что является ядерным горючим в реакторе?

3. Какое вещество служит замедлителем нейтронов в ядерном реакторе?

4. Каково назначение замедлителя нейтронов?

5. Для чего нужны регулирующие стержни? Как ими пользуются?

6. Что используется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах?

7. Для чего нужно, чтобы масса каждого уранового стержня была меньше критической массы?

ТЕСТ 1. Какие частицы участвуют в делении ядер урана?  А. протоны; Б. нейтроны; В. электроны; Г. ядра гелия.

ТЕСТ

1. Какие частицы участвуют в делении ядер урана?

А. протоны;

Б. нейтроны;

В. электроны;

Г. ядра гелия.

2. Какая масса урана является критической?  А. наибольшая, при которой возможно протекание цепной реакции; Б. любая масса; В. наименьшая, при которой возможно протекание цепной реакции; Г. масса, при которой реакция прекратится.

2. Какая масса урана является критической?

А. наибольшая, при которой возможно протекание цепной реакции;

Б. любая масса;

В. наименьшая, при которой возможно протекание цепной реакции;

Г. масса, при которой реакция прекратится.

3. Чему приблизительно равна критическая масса урана 235?  А. 9 кг; Б. 20 кг; В. 50 кг; Г. 90 кг.

3. Чему приблизительно равна критическая масса урана 235?

А. 9 кг;

Б. 20 кг;

В. 50 кг;

Г. 90 кг.

4. Какие вещества из перечисленных ниже могут быть использованы в ядерных реакторах в качестве замедлителей нейтронов?  А. графит; Б. кадмий; В. тяжёлая вода; Г. бор.

4. Какие вещества из перечисленных ниже могут быть использованы в ядерных реакторах в качестве замедлителей нейтронов?

А. графит;

Б. кадмий;

В. тяжёлая вода;

Г. бор.

5. Для протекания цепной ядерной реакции на АЭС нужно, чтобы коэффициент размножения нейтронов был:  А. равен 1; Б. больше 1; В. меньше 1.

5. Для протекания цепной ядерной реакции на АЭС нужно, чтобы коэффициент размножения нейтронов был:

А. равен 1;

Б. больше 1;

В. меньше 1.

6. Регулирование скорости деления ядер тяжелых атомов в ядерных реакторах осуществляется: А. за счет поглощения нейтронов при опускании стержней с поглотителем; Б. за счет увеличения теплоотвода при увеличении скорости теплоносителя; В. за счет увеличения отпуска электроэнергии потребителям; Г. за счет уменьшения массы ядерного топлива в активной зон при вынимании стержней с топливом.

6. Регулирование скорости деления ядер тяжелых атомов в ядерных реакторах осуществляется:

А. за счет поглощения нейтронов при опускании стержней с поглотителем;

Б. за счет увеличения теплоотвода при увеличении скорости теплоносителя;

В. за счет увеличения отпуска электроэнергии потребителям;

Г. за счет уменьшения массы ядерного топлива в активной зон при вынимании стержней с топливом.

7. Какие преобразования энергии происходят в ядерном реакторе?  А. внутренняя энергия атомных ядер превращается в световую энергию; Б. внутренняя энергия атомных ядер превращается в механическую энергию; В. внутренняя энергия атомных ядер превращается в электрическую энергию; Г. среди ответов нет правильного.

7. Какие преобразования энергии происходят в ядерном реакторе?

А. внутренняя энергия атомных ядер превращается в световую энергию;

Б. внутренняя энергия атомных ядер превращается в механическую энергию;

В. внутренняя энергия атомных ядер превращается в электрическую энергию;

Г. среди ответов нет правильного.

8. В 1946 году в Советском Союзе был построен первый ядерный реактор. Кто был руководителем этого проекта?  А. С. Королев; Б. И. Курчатов; В. Д. Сахаров; Г. А. Прохоров.

8. В 1946 году в Советском Союзе был построен первый ядерный реактор. Кто был руководителем этого проекта?

А. С. Королев;

Б. И. Курчатов;

В. Д. Сахаров;

Г. А. Прохоров.

9. Какой путь вы считаете самым приемлемым для повышения надежности АЭС и предотвращения заражения внешней среды?  А. разработка реакторов, способных автоматически охладить активную зону реактора независимо от воли оператора; Б. повышение грамотности эксплуатации АЭС, уровня профессиональной подготовленности операторов АЭС; В. разработка высокоэффективных технологий демонтажа АЭС и переработки радиоактивных отходов; Г. расположение реакторов глубоко под землей; Д. отказ от строительства и эксплуатации АЭС.

9. Какой путь вы считаете самым приемлемым для повышения надежности АЭС и предотвращения заражения внешней среды?

А. разработка реакторов, способных автоматически охладить активную зону реактора независимо от воли оператора;

Б. повышение грамотности эксплуатации АЭС, уровня профессиональной подготовленности операторов АЭС;

В. разработка высокоэффективных технологий демонтажа АЭС и переработки радиоактивных отходов;

Г. расположение реакторов глубоко под землей;

Д. отказ от строительства и эксплуатации АЭС.

10. Какие источники загрязнения окружающей среды связаны с работой АЭС?  А. урановая промышленность; Б. ядерные реакторы разных типов; В. радиохимическая промышленность; Г. места переработки и захоронения радиоактивных отходов; Д. использование радионуклидов в народном хозяйстве; Е. ядерные взрывы.

10. Какие источники загрязнения окружающей среды связаны с работой АЭС?

А. урановая промышленность;

Б. ядерные реакторы разных типов;

В. радиохимическая промышленность;

Г. места переработки и захоронения радиоактивных отходов;

Д. использование радионуклидов в народном хозяйстве;

Е. ядерные взрывы.

Ответы:   1 Б; 6 А; 2 В; 7 В; 3 В; 8 Б; 4 А, В; 9 Б. В; 5 А; 10 А, Б, В, Г, Е.

Ответы:

1 Б;

6 А;

2 В;

7 В;

3 В;

8 Б;

4 А, В;

9 Б. В;

5 А;

10 А, Б, В, Г, Е.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ

СПАСИБО

ЗА РАБОТУ

НА УРОКЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ядерный реактор" урок + презентация физика 9 класс.

Автор: Стопиков Виктор Васильевич

Дата: 16.12.2021

Номер свидетельства: 595111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект  урока по физике в 11 классе «Путешествие в страну атомного ядра» "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-11-klassie-putieshiestviie-v-stranu-atomnogho-iadra"
    ["file_id"] => string(6) "125291"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414947135"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок-конференция на тему Ядерное оружие: "За" и "Против" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-konfierientsiia-na-tiemu-iadiernoie-oruzhiie-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "107574"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403327060"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока-лекции на тему  "Человечество и энергия" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-liektsii-na-tiemu-chieloviechiestvo-i-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "131821"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416235452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства