Предложены задачи для подготовки к гиа по физике на тему "Физические величины, их единицы и приборы для измерения". Данные задачи помогуи формировать представление о физической величине, познакомит с простейшими измерительными приборами, расширит кругозор учащихся о физике, научит находить закономерности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ГИА по физике »
Физические величины, их единицы и приборы для измерения.
1. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
ПРИМЕРЫ
А) физическая величина
Б) физическое явление
B) физический закон
(закономерность)
1) распространение запаха одеколона в классной
комнате
2) система отсчёта
3) температура
4) мензурка
5) давление газа в закрытом сосуде при нагревании
увеличивается
A
Б
В
Решение.
Рассмотрим все примеры и сопоставим каждому физическое понятие.
1) Распространение запаха одеколона в классной комнате — физическое явление.
2) Система отсчета — абстрактное понятие, не выражающее ни физическую величину, ни закономерность, ни явление.
3) Температура — физическая величина.
4) Мензурка — лабораторное оборудование. То есть также не относится ни к величинам, ни к закономерностям, ни к явлениям.
5) Давление газа в закрытом сосуде при нагревании увеличивается — выражает зависимость одной величины от другой, следовательно можно отнести к физическому закону.
2. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
ПРИМЕРЫ
А) физическая величина
Б) физическое явление
B) физический закон
(закономерность)
1) инерциальная система отсчёта
2) всем телам Земля вблизи своей поверхности сообщает
А) Примером физической величины может служить средняя скорость.
Б) Физическим явлением является тот факт, что мяч, выпущенный из рук, падает на землю.
B) Физической закономерностью является тот факт, что всем телам Земля вблизи своей поверхности сообщает одинаковое ускорение.
3. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ФОРМУЛЫ
А) удельная теплоёмкость вещества
Б) количество теплоты, необходимое для нагревания
А) Удельная теплоёмкость вещества — это то количество тепла, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы нагреть его на 1 °C. Она вычисляется по формуле 1.
Б) Количество теплоты, необходимое для нагревания твёрдого вещества вычисляется по следующей формуле:
где c — удельная теплоёмкость вещества, m — масса вещества, (t2 − t1) — разность температур.
B) Удельная теплота парообразования — это то количество тепла, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы оно перешло в газообразное состояние. Она вычисляется по формуле 3.
4. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения в системе СИ. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Количество теплоты измеряется в Джоулях.
Б) Удельная теплоёмкость измеряется в Джоулях на килограмм на градус Цельсия.
В) Удельная теплота плавления измеряется в Джоулях на килограмм.
5. Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 = r, соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. I1 и I2 — силы тока, U1 и U2 — напряжения на этих сопротивлениях.
А) Напряжение на участке цепи вычисляется по формуле 1, поскольку соединение параллельное.
Б) Сила тока в общей цепи равна сумме токов через резистор 1 и резистор 2.
В) Общее сопротивление участка цепи вычисляется по формуле
откуда
6. Некоторый объем воды перелили из сосуда 1 в сосуд 2 с равной площадью дна (см. рисунок). Как при этом изменятся сила тяжести, действующая на воду, давление и сила давления воды на дно сосуда?
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ
A) сила тяжести, действующая на воду
1) увеличится
Б) давление воды на дно сосуда
2) уменьшится
B) сила давления воды на дно сосуда
3) не изменится
A
Б
В
Решение.
Поскольку масса жидкости не изменилась, сила тяжести, действующая на воду не изменится. Поскольку стенки второго сосуда расширяются, вес воды имеет ненулевую составляющую по горизонтали, следовательно, сила тяжести, действующая на дно будет меньше. Давление воды на дно сосуда уменьшиться и сила давления на дно сосуда тоже уменьшиться.
7. Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Вдоль горизонтальной дороги движутся автомашина, велосипедист и пешеход (см. рисунок). Направление оси Ox указано на рисунке.
Установите соответствие между скоростями движения тел и графиками зависимости проекции скорости их движения на ось Ох от времени: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ
ГРАФИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ ПРОЕКЦИИ
СКОРОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ
А) автомашины
Б) велосипедиста
В) пешехода
1) 2)
3) 4)
5)
A
Б
В
Решение.
А) Скорость автомашины направлена вдоль оси Ox, поэтому её проекция будет положительна.