Учитель физики Сыдықбай Гульмира Жакашқызы.
Дата: Класс: 11 урок 1 |
Тема: Электромагнитные колебания в колебательном контуре |
Цель урока: Обеспечить знание учащимися понятий и определений: колебательный контур, виды колебаний, характеристики колебаний, превращение энергии в колебательном контуре. Развивающие: мышление, умение логически мыслить, анализировать, выделять главное, а также развитие умений решать задачи |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности |
3 мин. | I. Организационный момент Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы. | Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. | Пазлы |
5 мин. | II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся. Что называется периодом колебаний?( Период колебаний – это время , в течение которого совершается одно полное колебание) Что называется амплитудой колебаний? (Наибольшее значение колеблющейся величины называется амплитудой колебаний) Что такое фаза колебаний?(Аргумент косинуса или синуса в уравнении φ=(ω0t+ φ0) называется фазой колебаний По какой формуле рассчитать энергию электрического поля? По какой формуле рассчитать энергию магнитного поля? Чему равна полная энергия? | Демонстрируют свои знания. | Карты |
5 мин. | III. Подготовка к восприятию новой темы. Разговорная пятиминутка. - . Колебательный контур содержит конденсатор электроемкостью С=8 пФ и катушку индуктивностью L=0,5 мГн. Максимальная сила тока в катушке 1т=40 мА. Определите максимальное напряжение на обкладках конденсатора. Решение: Дано: СИ С=8 пФ 8∙10-12Ф L=0,5 мГн 0,5∙10-3Гн 1т=40 мА 40∙10-3 А
Найти: Um-? WЭ=WМ Ответ : Um=317В | Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. - Вчера я смотрела по телевизору очень интересную передачу… Кто смотрел эту передачу? Что вам больше всего запомнилось? | |
15 мин. | IY. Актуализация знаний Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.Постеры Покажем как изменяются величины на графике. ( Электрическая цепь, состоящая из катушки и конденсатора, называется колебательным контуром. За 1С Конденсатор начнет разряжаться, в цепи появится электрический ток. Вследствие самоиндукции сила тока увеличивается постоянно. При этом уменьшается энергия электрического поля и возрастает энергия магнитного поля: В момент, когда конденсатор полностью разрядился (q = 0), энергия электрического поля равна нулю. Энергия магнитного поля максимальна. Сила тока достигает максимального значения 1М. Несмотря на то, что к этому моменту разность потенциалов на концах катушки станет равной нулю, ток не прекращается сразу. Этому препятствует самоиндукция. Как только сила тока и созданное током магнитное поле начнет уменьшаться, возникает вихревое электрическое поле, которое направлено по току и поддерживает его, конденсатор начнет перезаряжаться. Он перезаряжается до тех пор, пока сила тока, постепенно уменьшаясь, не станет равна нулю. WM = 0, а \УЭстанет максимальным. Далее процесс протекает в обратном направлении и конденсатор опять перезаряжается. Если бы не было потерь энергии, процесс продолжился бы сколь угодно долго. Но катушка имеет сопротивление и это ведет к выделению теплоты. Примеры: |
10 мин. | V. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» пр 2.Раздача индивидуальных карточек с заданием контрольной работы. 1 группа 1.Какую роль играют индуктивность и емкость в колебательном контуре? 2.Почему в колебательном контуре колебания не прекращаются в тот момент, когда конденсатор полностью разрядится? 3..Найти отношение энергии магнитного поля к энергии электрического поля для момента времени t=T/8, считая, что процессы происходят в идеальном колебательном контуре.
4.Пластины плоского конденсатора, включенного в колебательный контур, сближают. Как будет меняться при этом частота колебаний контура?
5.Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=888 пФ и катушка индуктивностью L=2мГн. На какую частоту настроен контур? 6.Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=25нФ и катушки индуктивностью L=1,014Гн. Обкладки конденсатора имеют заряд q=2,5мкКл. Написать уравнение изменения разности потенциалов на обкладках конденсатора и тока в цепи с числовыми коэффициентами. Найти разность потенциалов на обкладках конденсатора и ток в цепи в моменты времени Т/4. Построить графики найденных зависимостей в пределах одного периода. 2 группа: 1.Почему в колебательном контуре колебания не прекращаются в тот момент, когда конденсатор полностью разрядится? 2.Где будет сосредоточена энергия колебательного контура в момент времени t=T/4, t=T/2, t=5T/4 ? 3.Дан идеальный колебательный контур. Что в нем определяет частоту и амплитуду колебаний. 4.Как изменится период и частота колебаний в контуре, если индуктивность увеличить в 2 раза, а емкость – в 4 раза? 5.Вычислить частоту собственных колебаний в контуре, если его индуктивность равна 12мГн, емкость – 0,88мкФ, а сопротивление контура равно нулю. 6.Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=25нФ и катушки индуктивностью L=1,014Гн. Обкладки конденсатора имеют заряд q=2,5мкКл. Написать уравнение изменения разности потенциалов на обкладках конденсатора и тока в цепи с числовыми коэффициентами. Найти разность потенциалов на обкладках конденсатора и ток в цепи в моменты времени Т/2. Построить графики найденных зависимостей в пределах одного периода. оводит закрепление урока. | Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. | Разноуровневые карточки |
5 мин. | VI. Итог урока Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? | На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. | Карточки |
2 мин. | VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Ученики записывают в дневниках. | Дневник |