Электроемкость. Конденсаторы и их виды. Электроемкость плоского конденсатора.
Электроемкость. Конденсаторы и их виды. Электроемкость плоского конденсатора.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.
Цель: изучить понятия электроёмкости, конденсатора.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать понятие электроёмкости,
ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика;
показать внешний вид, устройство, маркировку конденсаторов постоянной и переменной ёмкости;
выяснить, от чего зависит ёмкость плоского конденсатора;
построить и вычислить ёмкость плоского конденсатора.
Воспитательные:
продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; интерес к познанию законов природы и их применению;
Развивающие:
продолжить развитие экспериментальных умений, умения делать выводы и обобщение по данной теме;
развивать познавательный интерес к физике и технике;
развивать самооценку своей самостоятельной деятельности на уроке;
закрепить полученные знания через самостоятельное решение задач.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, плоский конденсатор, конденсатор переменной ёмкости, таблицы электрометр, электрофорная машина
Для учащихся: для практической работы (2 жестяные и 1 стеклянная пластины, линейка, штангенциркуль, сборник задач Рымкевич – таблицы №8, 15). Раздаточный материал
Ход урока.
1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания
Слабоуспевающим учащимся предлагается выполнить тестовое задание «Диэлектрики и проводники в электростатическом поле» по материалам домашнего задания, другим учащимся будет предложено выполнить задание, дописать предложение, с остальным классом фронтальный опрос. Приложение1
Весь класс фронтальный опрос:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электроемкость. Конденсаторы и их виды. Электроемкость плоского конденсатора.»
Тема: Электроемкость. Конденсаторы и их виды. Электроемкость плоского конденсатора.
Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси, персидский и таджикский поэт (940 – 1030 г.)
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.
Цель: изучить понятия электроёмкости, конденсатора.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать понятие электроёмкости,
ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика;
показать внешний вид, устройство, маркировку конденсаторов постоянной и переменной ёмкости;
выяснить, от чего зависит ёмкость плоского конденсатора;
построить и вычислить ёмкость плоского конденсатора.
Воспитательные:
продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; интерес к познанию законов природы и их применению;
Развивающие:
продолжить развитие экспериментальных умений, умения делать выводы и обобщение по данной теме;
развивать познавательный интерес к физике и технике;
развивать самооценку своей самостоятельной деятельности на уроке;
закрепить полученные знания через самостоятельное решение задач.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, плоский конденсатор, конденсатор переменной ёмкости, таблицы электрометр, электрофорная машина
Для учащихся: для практической работы (2 жестяные и 1 стеклянная пластины, линейка, штангенциркуль, сборник задач Рымкевич – таблицы №8, 15). Раздаточный материал
Ход урока.
1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания Слабоуспевающим учащимся предлагается выполнить тестовое задание «Диэлектрики и проводники в электростатическом поле» по материалам домашнего задания, другим учащимся будет предложено выполнить задание, дописать предложение, с остальным классом фронтальный опрос. Приложение1 Весь класс фронтальный опрос:
1. Что такое проводники.( Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. Способность проводников пропускать через себя электрические заряды объясняется наличием в них свободных носителей заряда. Примерами проводников могут служить металлические тела в твердом и жидком состоянии, жидкие растворы электролитов.)
2. Что такое диэлектрики (Диэлектриками, или изоляторами, называются такие тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела -к незаряженному. К диэлектрикам, например, относятся воздух и стекло, плексиглас и эбонит, сухое дерево и бумага.)
3. Какие существуют виды диэлектриков(Полярные и неполярные)
4. Что такое электрический диполь(система двух равных по модулю разноименных точечных зарядов (), расстояние между которыми значительно меньше расстояния до рассматриваемых точек поля.
5. В чем заключается процесс поляризация диэлектрика(Процесс поляризации диэлектрика заключается в установлении преимущественной ориентации его молекулярных диполей вдоль силовых линий внешнего электрического поля)
6. Что такое диэлектрическая проницаемость среды(величина 𝜺, показывающая, во сколько раз сила взаимодействия двух электрических зарядов в среде меньше, чем в вакууме. )
3.Сообщение темы и целей урока.
-Перечислите способы, с помощью которых можно зарядить тело? -Опишите процесс зарядки нейтральных тел.
Демонстрация
Перед вами электрофорная машина. В результате трения банки машины заряжаются. Между металлическими шариками возникает разность потенциалов. С увеличением напряжения между проводниками может возникнуть пробой диэлектрика, проводники разряжаются. Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной, которая характеризует способность двух проводников накапливать электрический заряд. Эту величину называют – электроемкостью, обозначают буквой С. Так же установим, от каких величин она зависит, в каких единицах измеряется. Познакомимся с устройством конденсаторов и их применением. Выводы и формулы вы должны записать в опорном конспекте.
4.Изучение нового материала Работа проводится индивидуально и в группах.
- Установим, как зависит электроемкость проводника от заряда и изменения потенциала.
Демонстрация.
А) Два корпуса электрометра заземлить, а стержни, на которые надеты шаровые кондукторы - большой и малый, соединить по очереди, от наэлектризованной палочки электрофорной машины. Каждый шар получает одинаковое количество положительного электричества.
- Что показывают электрометры, как же распределились заряды?
/По показанию электрометров видно, что потенциалы шаров стали равными. После соединения происходило перемещение положительного заряда в сторону понижения потенциал, т. е. от малого шара к большому, пока потенциалы не выровнялись. Следовательно, на шарах заряды не равны; у большого шара заряд больше, чем у малого/
- Вы наглядно увидели, что у каждого проводника потенциал изменяется пропорционально заряду, а отношение заряда к потенциалу для данного проводника – величина постоянная, зависящая от его размеров и форм называется электроемкостью проводника.
Электроемкостью системы из двух проводников называется физическая величина, определяемая как отношение заряда q одного из проводников к разности потенциалов Δφ между ними:
В системе СИ единица электроемкости называется фарад (Ф): 1Ф = 1Кл/1В.
Фарад -очень большая единица, поэтому на практике электрическую емкость часто выражают в микрофарадах и пикофарадах (1 мкФ = 106 Ф, 1 пФ = 10-12 Ф)
Мотивация Телевизор
- Приходилось ли вам сталкиваться с профессией мастера по ремонту телерадиоаппаратуры? Как вы думаете, чем он занимается? / Выявляет причины неисправности, осуществляет замену вышедших из строя деталей./ - Можете назвать эти детали? /Диоды, триоды, транзисторы, конденсаторы…/ - Какие знания по физике нужны для работы телемастеру? / Устройство, назначение, принцип действия, правила включения приборов./
Целеполагание
С одной из радиодеталей познакомимся сегодня подробнее - это конденсатор. Он может накапливать большой электрический заряд а, следовательно, тесно связан с материалом, который мы изучаем.
Сообщения учащихся: «Открытие факта конденсации», «Устройство первого конденсатора»
Конденсатор — двухполюсник с определённым значением ёмкости и малой омической проводимостью; устройство для накопления энергии электрического поля. Конденсатор является пассивным электронным компонентом. Обычно состоит из двух электродов в форме пластин (называемых обкладками), разделённых диэлектриком, толщина которого мала по сравнению с размерами обкладок.
Выведем формулу емкости плоского конденсатора
Между пластинами конденсатора образуется электрическое поле напряженностью Е=Е+ + Е- напряженности положительно и отрицательно заряженных пластин соответственно. Так как их модули равны и направлены в одну сторону, то модуль результирующего поля к конденсаторе равен:
Поскольку напряжение и напряженность связаны друг с другом соотношением:
- диэлектрическая проницаемость
S – площадь пластин;
d – расстояние между пластинами.
Электроемкость плоского конденсатора, состоящего из двух пластин, прямо пропорциональна площади его пластины, величине диэлектрической проницаемости и обратно пропорциональна толщине диэлектрика
Задание №1
1 группа Вывести формулу плоского конденсатора.
Демонстрация. В) Установить зависимость электроемкости от размеров, форм проводника, диэлектрической проницаемости среды можно, проведя опыт с электрометрами, металлическими дисками.
2 группа.При уменьшении расстояния между дисками, стрелка электрометра показывает уменьшение потенциала.
3 группа. Уменьшение потенциала произойдет, если, сблизив диски до расстояния немного превышающего толщину пластины из диэлектрика, вставить её в зазор между дисками при удалении пластины потенциал восстанавливается до прежней величины.
4 группа.Если пространство между обкладками заполнено диэлектриком, электроемкость конденсатора увеличивается в ε раз.
C помощью эксперимента установили зависимость емкости от площади пластин конденсатора, расстояния между ними и рода диэлектрика.
S уменьшается → увеличивается U, значит С уменьшается;
d уменьшается → уменьшается U, значит С увеличивается;
Постройте и вычислите ёмкость плоского конденсатора.
Оборудование: 2 жестяные и 1 стеклянная пластины; штангенциркуль; линейка; сборник задач Рымкевич таблицы 8 и 15.
1. Соберите плоский конденсатор из имеющихся материалов. 2. Сделайте необходимые измерения и вычислите электроёмкость плоского конденсатора. 3. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.
4. Ответ выразите в пикофарадах
Задачи:
1. В распоряжении радиолюбителя имеются 2 конденсатора. Как нужно их соединить, чтобы удвоить, уменьшить в 2 раза электрическую емкость? 2. Определите электроемкость конденсатора, если заряд на одной из обкладок конденсатора равна 1,2 10-5Кл, а напряжение в цепи равно 12 В. (1 мкФ)
Мы с вами рассматривали конденсатор переменной емкости но существуют конденсаторы постоянной ёмкости – конструкция не предусматривает изменение ёмкости. На них указывается номинальное напряжение (в цепь с большим напряжением включать нельзя!!) В каждой группе находятся конденсаторы различных видов, рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку и данные запишите себе в тетрадь
А сейчас заслушаем сообщения учащихся: «Типы конденсаторов», и «Применение конденсаторов»
6.Подведение итогов урока.
- Что называют электрической емкостью? - Чему равна емкость плоского конденсатора? - Что такое конденсатор? - С какими видами конденсаторов вы познакомились?
- Где применяются конденсаторы?
Рефлексия. Закончить предложение:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я повторил…
7.Домашнее задание.§8.10,8.11 При выставлении оценки обращаю внимание на заполнение опорного конспекта, оцениваю умение выделять учащимися главного из многого.