kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электроемкость. Конденсаторы и их виды. Электроемкость плоского конденсатора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

Цель: изучить понятия электроёмкости, конденсатора.

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать понятие электроёмкости,

ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика;

показать внешний вид, устройство, маркировку конденсаторов постоянной и переменной ёмкости;

выяснить, от чего зависит ёмкость плоского конденсатора;

построить и вычислить ёмкость плоского конденсатора.

Воспитательные:

продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; интерес к познанию законов природы и их применению;

Развивающие:

продолжить развитие экспериментальных умений, умения делать выводы  и обобщение по данной теме;

развивать познавательный интерес к физике и технике;

развивать самооценку своей самостоятельной деятельности на уроке;

закрепить полученные знания через самостоятельное решение задач.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, плоский конденсатор, конденсатор переменной ёмкости, таблицы электрометр, электрофорная машина

Для учащихся: для практической работы (2 жестяные и 1 стеклянная пластины, линейка, штангенциркуль, сборник задач Рымкевич – таблицы №8, 15). Раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Слабоуспевающим учащимся предлагается выполнить тестовое задание «Диэлектрики и проводники в электростатическом поле» по материалам домашнего задания, другим учащимся будет предложено выполнить задание, дописать предложение, с остальным классом фронтальный опрос.  Приложение1
Весь класс фронтальный опрос:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электроемкость. Конденсаторы и их виды. Электроемкость плоского конденсатора.»

Тема: Электроемкость. Конденсаторы и их виды. Электроемкость плоского конденсатора.

Науку всё глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси, персидский и таджикский поэт (940 – 1030 г.)

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

Цель: изучить понятия электроёмкости, конденсатора.

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать понятие электроёмкости,

ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика;

показать внешний вид, устройство, маркировку конденсаторов постоянной и переменной ёмкости;

выяснить, от чего зависит ёмкость плоского конденсатора;

построить и вычислить ёмкость плоского конденсатора.

Воспитательные:

продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; интерес к познанию законов природы и их применению;

Развивающие:

продолжить развитие экспериментальных умений, умения делать выводы и обобщение по данной теме;

развивать познавательный интерес к физике и технике;

развивать самооценку своей самостоятельной деятельности на уроке;

закрепить полученные знания через самостоятельное решение задач.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, плоский конденсатор, конденсатор переменной ёмкости, таблицы электрометр, электрофорная машина

Для учащихся: для практической работы (2 жестяные и 1 стеклянная пластины, линейка, штангенциркуль, сборник задач Рымкевич – таблицы №8, 15). Раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Слабоуспевающим учащимся предлагается выполнить тестовое задание «Диэлектрики и проводники в электростатическом поле» по материалам домашнего задания, другим учащимся будет предложено выполнить задание, дописать предложение, с остальным классом фронтальный опрос.  Приложение1
Весь класс фронтальный опрос:

1. Что такое проводники.( Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. Способность проводников пропускать через себя электрические заряды объясняется наличием в них свободных носителей заряда. Примерами проводников могут служить металлические тела в твердом и жидком состоянии, жидкие растворы электролитов.)

2. Что такое диэлектрики (Диэлектриками, или изоляторами, называются такие тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела -к незаряженному. К диэлектрикам, например, относятся воздух и стекло, плексиглас и эбонит, сухое дерево и бумага.)

3. Какие существуют виды диэлектриков(Полярные и неполярные)

4. Что такое электрический диполь(система двух равных по модулю разноименных точечных зарядов (), расстояние  между которыми значительно меньше расстояния до рассматриваемых точек поля.

5. В чем заключается процесс поляризация диэлектрика(Процесс поляризации диэлектрика заключается в установлении преимущественной ориентации его молекулярных диполей вдоль силовых линий внешнего электрического поля)

6. Что такое диэлектрическая проницаемость среды(величина 𝜺, показывающая, во сколько раз сила взаимодействия двух электрических зарядов в среде меньше, чем в вакууме. )

3. Сообщение темы и целей урока.

-Перечислите способы, с помощью которых можно зарядить тело?
-Опишите процесс зарядки нейтральных тел.

Демонстрация

Перед вами электрофорная машина. В результате трения банки машины заряжаются. Между металлическими шариками возникает разность потенциалов. С увеличением напряжения между проводниками может возникнуть пробой диэлектрика, проводники разряжаются. Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной, которая характеризует способность двух проводников накапливать электрический заряд. Эту величину называют – электроемкостью, обозначают буквой С.
Так же установим, от каких величин она зависит, в каких единицах измеряется. Познакомимся с устройством конденсаторов и их применением. Выводы и формулы вы должны записать в опорном конспекте.

4. Изучение нового материала Работа проводится индивидуально и в группах.

- Установим, как зависит электроемкость проводника от заряда и изменения потенциала.

Демонстрация.

А) Два корпуса электрометра заземлить, а стержни, на которые надеты шаровые кондукторы - большой и малый, соединить по очереди, от наэлектризованной палочки электрофорной машины. Каждый шар получает одинаковое количество положительного электричества. 

- Потенциал, какого электрометра увеличивается быстрее? /малого шара/

Б) Заряженные шары соединить проводником.

- Что показывают электрометры, как же распределились заряды?

/По показанию электрометров видно, что потенциалы шаров стали равными. После соединения происходило перемещение положительного заряда в сторону понижения потенциал, т. е. от малого шара к большому, пока потенциалы не выровнялись. Следовательно, на шарах заряды не равны; у большого шара заряд больше, чем у малого/ 


- Вы наглядно увидели, что у каждого проводника потенциал изменяется пропорционально заряду, а отношение заряда к потенциалу для данного проводника – величина постоянная, зависящая от его размеров и форм называется электроемкостью проводника.

Электроемкостью системы из двух проводников называется физическая величина, определяемая как отношение заряда q одного из проводников к разности потенциалов Δφ между ними:

В системе СИ единица электроемкости называется фарад (Ф): 1Ф = 1Кл/1В. 

Фарад -очень большая единица, поэтому на практике электрическую емкость часто выражают в микрофарадах и пикофарадах (1 мкФ = 106 Ф, 1 пФ = 10-12 Ф)


Мотивация Телевизор

- Приходилось ли вам сталкиваться с профессией мастера по ремонту телерадиоаппаратуры? Как вы думаете, чем он занимается? / Выявляет причины неисправности, осуществляет замену вышедших из строя деталей./
- Можете назвать эти детали?  /Диоды, триоды, транзисторы, конденсаторы…/ 
- Какие знания по физике нужны для работы телемастеру? / Устройство, назначение, принцип действия, правила включения приборов./


Целеполагание

С одной из радиодеталей познакомимся сегодня подробнее - это конденсатор. Он может накапливать большой электрический заряд а, следовательно, тесно связан с материалом, который мы изучаем.


Сообщения учащихся: «Открытие факта конденсации», «Устройство первого конденсатора»

Конденсатор — двухполюсник с определённым значением ёмкости и малой омической проводимостью; устройство для накопления энергии электрического поля. Конденсатор является пассивным электронным компонентом. Обычно состоит из двух электродов в форме пластин (называемых обкладками), разделённых диэлектриком, толщина которого мала по сравнению с размерами обкладок.

Выведем формулу емкости плоского конденсатора

Между пластинами конденсатора образуется электрическое поле напряженностью Е=Е+ + Е- напряженности положительно и отрицательно заряженных пластин соответственно. Так как их модули равны и направлены в одну сторону, то модуль результирующего поля к конденсаторе равен:

Поскольку напряжение и напряженность связаны друг с другом соотношением:



  •  - диэлектрическая проницаемость

  • S – площадь пластин;

  • d – расстояние между пластинами.

Электроемкость плоского конденсатора, состоящего из двух пластин, прямо пропорциональна площади его пластины, величине диэлектрической проницаемости и обратно пропорциональна толщине диэлектрика

Задание №1

1 группа Вывести формулу плоского конденсатора.

Демонстрация.
В) Установить зависимость электроемкости от размеров, форм проводника, диэлектрической проницаемости среды можно, проведя опыт с электрометрами, металлическими дисками.

2 группа.При уменьшении расстояния между дисками, стрелка электрометра показывает уменьшение потенциала. 

3 группа. Уменьшение потенциала произойдет, если, сблизив диски до расстояния немного превышающего толщину пластины из диэлектрика, вставить её в зазор между дисками при удалении пластины потенциал восстанавливается до прежней величины. 

4 группа.Если пространство между обкладками заполнено диэлектриком, электроемкость конденсатора увеличивается в ε раз.

C помощью эксперимента установили зависимость емкости от площади пластин конденсатора, расстояния между ними и рода диэлектрика.

  • S уменьшается → увеличивается U, значит С уменьшается;

  • d уменьшается → уменьшается U, значит С увеличивается;

  • ввод → уменьшается U, значит С увеличивается.


5.  Закрепление знаний учащихся

Задание№2 Практическое задание "Вычисление ёмкости плоского конденсатора"

Инструкция по постановке опыта

Постройте и вычислите ёмкость плоского конденсатора.

Оборудование: 2 жестяные и 1 стеклянная пластины; штангенциркуль; линейка; сборник задач Рымкевич таблицы 8 и 15.

1. Соберите плоский конденсатор из имеющихся материалов. 
2. Сделайте необходимые измерения и вычислите электроёмкость плоского конденсатора. 
3. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

4. Ответ выразите в пикофарадах


Задачи:

1. В распоряжении радиолюбителя имеются 2 конденсатора. Как нужно их соединить, чтобы удвоить, уменьшить в 2 раза электрическую емкость?
2. Определите электроемкость конденсатора, если заряд на одной из обкладок конденсатора равна 1,2 10-5 Кл, а напряжение в цепи равно 12 В. (1 мкФ)


Мы с вами рассматривали конденсатор переменной емкости но существуют конденсаторы постоянной ёмкости – конструкция не предусматривает изменение ёмкости. На них указывается номинальное напряжение (в цепь с большим напряжением включать нельзя!!) В каждой группе находятся конденсаторы различных видов, рассмотрите внешний вид, устройство, маркировку и данные запишите себе в тетрадь

А сейчас заслушаем сообщения учащихся: «Типы конденсаторов», и «Применение конденсаторов»


6. Подведение итогов урока.

- Что называют электрической емкостью?
- Чему равна емкость плоского конденсатора?
- Что такое конденсатор?
- С какими видами конденсаторов вы познакомились?

- Где применяются конденсаторы?

Рефлексия. Закончить предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Сегодня на уроке я повторил…

7. Домашнее задание.§8.10,8.11
При выставлении оценки обращаю внимание на заполнение опорного конспекта, оцениваю умение выделять учащимися главного из многого.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Электроемкость. Конденсаторы и их виды. Электроемкость плоского конденсатора.

Автор: Афанасьева Светлана Евгеньевна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Тема урока: Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. 10 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "tiema-uroka-eliektroiemkost-iedinitsy-eliektroiemkosti-kondiensatory-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "179350"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424977027"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технологическая карта учебного занятия. Тема: "Электроёмкость. Конденсаторы" "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaia-karta-uchiebnogho-zaniatiia-tiema-eliektroiomkost-kondiensatory"
    ["file_id"] => string(6) "183431"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425878807"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Электрическая емкость.  Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. "
    ["seo_title"] => string(88) "eliektrichieskaia-iemkost-kondiensator-enierghiia-eliektrichieskogho-polia-kondiensatora"
    ["file_id"] => string(6) "133804"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416585145"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Разработка урока по физике "Электроемкость. Конденсаторы и их виды. Электроемкость плоского конденсатора.""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_fizikie_eliektroiemkost_kondiensatory_i_ikh_vidy_eliektroiem"
    ["file_id"] => string(6) "409695"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492428533"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока по физике в 10 классе"
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt_uroka_po_fizikie_v_10_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "347832"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475780375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
2320 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1510 руб.
2520 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства