kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электрическое поле

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний. Форма проведения: индивидуальная, работа в малых группах.

Технологии: проблемное обучение с элементами исследования, здоровьесберегающая,  обучение в сотредничестве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электрическое поле»

ПЛАН УРОКА


Тема урока: Электрическое поле


Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.


Цели урока:

Учебная: формирование представлений об электрическом поле и его действии на тело; электри­ческой силе и её зависимости от расстояния между телами.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, инициативу, активность и самостоятельность в процессе коллективной деятельности; развивать навыки решения экспериментальных и качественных задач; умение работать с приборами, делать выводы из опытов; формировать умения применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и технике; развивать устную речь, внимание и память.

Воспитательная: прививать интерес учащихся к физике; воспитывать навыки взаимопомощи, самоконтроля и взаимоконтроля; чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.


Форма проведения: работа в малых группах, индивидуальная


Методы урока: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, взаимообучение.


Материально-техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный видиопроектор, экран, комплект приборов для экспе­риментальных заданий, фишки, дидактический раздаточный материал, магниты.


Методическая и учебная литература:

  1. Перышкин, А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / – М.: Дрофа, 2014

  2. Перышкин, А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / – М.: Дрофа, 2017

  3. Лукашик, В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / – М.: Просвещение, 2009

  4. Марон, А.Е. Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие / 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

ХОД УРОКА


п/п

Этапы урока

Средства

Время,

мин


1. Организационный

3

1.1

Списочный состав, проверка внешнего вида и подготовленности учащихся к уроку

Журнал

1

1.2

Психологический настрой (организация внимания)

Эпиграф, приложение 1

1

1.3


Ознакомление с целью урока, задачами, порядком оценивания

На основании плана урока, критерии оценки, девиз, приложение 1

1



2. Проверка домашнего задания

4

2.1

Игра «Ромашка»

Доска, задания на бумажном носителе, приложение 2

4


3. Повторение ранее изученного материала

10

3.1

Экспериментальные задания и занимательные опыты (по группам)

Задания на бумаж­ном носителе, ком­плекты прибо­ров для экспери­мен­тальных зада­ний,

приложение 3

10




4. Подготовка к изучению нового материала

3

4.1

Постановка проблемы: «Какова тема сегодняш­него урока?»: «Электрическое поле».

Задания на экране, приложение 4

1


4.2

Ознакомление с основными целями и задачами урока

2


5. Изучение нового материала

10

5.1

Изложение нового материала

Опорный коспект на бумажном носителе,

приложение 5

10


6. Проверка понимания нового материла, его закрепление

7

6.1

Игра «Веришь-неверишь»

Задание на бумажном носителе,

приложение 6

4

6.2

Игра «Видит око, да ум еще дальше»

3

6.3

«Знаете ли вы…»

Материал на бумажном носителе,

приложение 8

дополни-

тельный материал


7. Подведение итогов урока

2

7.1

Итог урока: оцените свою работу за урок

Материал на бумажном носителе

1

7.2

Рефлексия: 1) Почему вы уверены, что оценили себя верно? 2) Выразите своё отношение к уроку.

Приложение 7

1


8. Домашнее задание

1

8.1

§ 27

Записи в тетради

1

8.2

Подготовить кластер «Польза и вред электризации»


Учитель ___________________ (Кононенко М. М.)



Приложение № 1


Организационный этап

Эпиграф: «Границ познания предвидеть невозможно»

Д.И.Менделеев


Класс из 28 учащихся разбит на 5 подгрупп (команд) в зависимости от того, каким цветом треугольник взял учащийся (деление группы было проведено до урока). За каждое правильное выполненное задание команда получает определенное количество баллов в виде фишек (всё пра­вильно – квадратики, если ответ неточен, то треугольник), которые будут оговариваться перед выполнением заданий. Учащиеся в своих командах работают под де­визом «Понял сам, помоги понять другому», то есть все вместе выполняют зада­ние, но отвечает один по указанию учителя. Помогать ему его ко­манда не может, за счет этого снимаются баллы и от­даются той, которая ис­правляет ошибки или дополняет ответ. Таким образом, команды наби­рают баллы и, следова­тельно, определяется место.

В зависимости от за­нявшего места команда по­лучает определенное количество баллов, кото­рое распределяется между со­бой в подгруппе по уровню участия на уроке:


І место – 24 балла (4)

ІІ место – 23 балла (4)

ІІІ место – 22 балла (3)

ІV место – 21 балл (3)

V место – 20 баллов (2)





Приложение № 2

Игра «Ромашка»

На лепестке цветка написаны вопросы или задания. Вам необходимо ответить на вопрос или объяс­нить данное понятие. За правильный ответ – 2 балла, помогает команда – 1 балл, отвечает другая команда – 2 балла.

  • Явление приобретения телом заряда, называется ... (электризацией)

  • Электризация тел происходит при их … (соприкосновении)

  • Существуют два рода электрических заряда - … (положительные и отрицательные)

  • Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно … (отталкиваются)

  • Тела, имеющие электрические заряды противоположного знака, взаимно … (притягива­ются)

  • Как называются тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряжен­ного тела к незаряженному? (проводниками)

  • Как называются тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряжен­ного тела к незаряженному? (непроводниками, диэлектриками)



Приложение № 3


Экспериментальные задания и занимательные опыты (по группам) 2 балла:

1 команда

Оборудование: воздушный шарик, шерстяная ткань, полиэтиленовые полоски, бумажные полоски.

  • Возьмите воздушный шарик и потрите его о шерсть.

  • Поднесите шарик к бумажной полоске. Что Вы наблюдаете?

  • Поднесите заряженную полоску бумаги к полиэтиленовой полоске, затем к бумажной не заряженной полоске. Сделайте вывод.

2 команда

Оборудование: стеклянный стакан, металлический и стеклянный стержни, гильза из фольги на нити.

  • На стеклянный стакан кладём металлический стержень горизонтально.

  • Около одного края стержня подвешиваем лёгкую гильзу так, чтобы она и стержень соприкасались.

  • Прикоснитесь к другому концу стержня заряженным телом. Что Вы наблюдаете?

  • Замените, металлический стержень стеклянным. Сделайте вывод.

3 команда

Оборудование: электрометр, файл с листом бумаги А4, гильзы из фольги на нитях.

  • Возьмите поочередно сначала лист бумаги, затем полиэтиленовый файл.

  • Вставьте бумагу в файл, а затем потяните её из файла.

  • Сразу же поднесите поочередно бумагу и полиэтилен к электроскопу. Сделайте вы­вод.

  • Зарядите одну гильзу бумагой, а другую файлом. Что произошло с гильзами?

4 команда

Оборудование: колба, игла, стеклянный стакан, пластмассовая линейка.

  • Колба закрыта пробкой с воткнутой в нее вязальной иглой. На острие иглы надет пере­вернутый стакан так, что он находится в равновесии.

  • Возьмите пластмассовую линейку, потертую о лоскут шерстяной ткани положите на стакан.

  • Поднесите к концу линейки палец, не касаясь её. Что Вы наблюдаете? Сделайте вывод.

5 команда

Оборудование: вата, пластмассовая линейка и стеклянная палочка.

  • Возьмите заряженную о мех пластмассовую линейку и заставьте кусочек ваты парить в воздухе. Что Вы наблюдаете?

  • Возьмите стеклянную палочку, потёртую о бумагу и попробуйте контролировать движение струйки воды. Сделайте вывод.

Приложение № 4


Подготовка к изучению нового материала

На рисунке, начиная с выделенного кружка, прочитайте тему нашего урока.





















Приложение № 5


Электрическое поле

При изучении механики мы узнали, что действия одного тела на другое происходит непосредственно при взаимодействии тел, а в данных проделанных опытах мы не наблюдаем контакта, но наблюдаем движение.

  • Как же объяснить в этом случае взаимодействие тел?

  • Можно предположить о существовании вокруг заряженного тела пространство с особыми свойствами.

Возникла проблема, которую нужно решить.

Опыт 1. К спокойно висящей гильзе приближается заряженное тело эбонитовая палочка, а затем стеклянная при этом меняется расстояние между гильзой и заряженным телом. Результаты опыта анализируют учащиеся (наблюдаем отталкивание, притяжение).

Изучением взаимодействия заряженных тел занимались многие ученые, но особый вклад внесли английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. В результате чего было установлено, что всякое заряженное тело окружено особым свойством материи, которое называется электрическим полем.

Электрическим полем называется вид материи, посредством, которого осуществляется взаимодействие электрических зарядов.

Оказывается, что оно существует независимо от нас и наших знаний о нем, но обнаружить поле можно благодаря тому, что оно действует на всякий находящийся в нём заряд.

Поле одного заряда действует на поле другого заряда с некоторой силой и эту силу называют электрической.

Электрической силой называется сила, с которой электрическое поле действует на внесённый в него электрический заряд.

Опыт 2. Электрометр, файл

Опыт 3. Электрофорная машина и султанчики

  • От чего зависит сила, с которой электрические тела взаимодействуют? (от расстояния)

  • Как взаимодействуют? (учащиеся делают вывод: чем ближе расстояние между телами, тем сильнее силы взаимодействия и наоборот).

Свойства электрического поля:

 Образуется вокруг заряженных тел.

 Обнаруживается по действию на электрический заряд.

 Действует на электрические заряды с некоторой силой.

 Действие электрического поля зависит от расстояния до заряженного тела (вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от него – ослабевает).


Приложение № 6 Игра «Веришь-неверишь» (взаимопроверка) – за каждый правильный ответ 1 балл.

Предлагается ряд утверждений, ученики записывают под соответствующим номером «да», если считают утверждение верным, или «нет», если считают не верным:


Вариант 1

Вариант 2

Заряд эбонитовой палочки, потёртой о мех, является положительным (нет)

Электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются (да)

Электрическое поле существует вокруг электрического заряда (да)

Достаточно ли просто коснуться шарика электроскопа заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка электроскопа заметно отклонилась? (да)

Хорошим проводником электричества является эбонит (нет)

Тело человека не проводит электричество (нет)

Электрическое поле обнаруживается по действию на электрический заряд (да)

Диэлектриками являются вещества, в которых имеются свободные носители электрических зарядов (нет)

Существует три вида зарядов (нет)

Электроскоп, это прибор, с помощью которого можно обнаружить наэлектризованность тел (да)



Игра «Видит око, да ум еще дальше» (дать ответ на вопрос) – 1 балл.

У представителей разных профессий есть вопросы к нам и просьба ответить на них.

  1. Для чего к корпусу автоцистерн, предназначенных для перевозки бензина, прикреплена массивная цепь, не­сколько звеньев, которая волочится по земле?

  2. «Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела её одеть, а она уже серая, грязная какая-то. Не знаю почему?»

  3. «А, я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?»

  4. «Я работаю в типографии, при печати книг и газет бумага в печатных машинах трётся друг о друга и закручивается, рвётся и портится; много её идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?»

  5. Почему нити прилипают к гребням чесальных машин, применяемых в текстильной промышленности, и при этом путаются и часто рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создают повышенную влаж­ность воздуха. Зачем это делают?

  6. Электростатические явления гораздо лучше получаются зимой, чем летом. Почему так происходит? Ведь оче­видно, что заряды одинаково хорошо разделяются в любое время года.

  7. Почему огнеопасные объекты, например пороховые склады, иногда покрывают металлической заземлённой сеткой?


Приложение № 7


Подведение итогов урока

Подводя итог, вернёмся к эпиграфу нашего урока: действительно, изучая любую тему, мы ис­следуем, экспериментируем, анализируем, то есть познаём. Если человек своим трудолюбием и упорством достигает цели в чём-либо, то это и есть его открытие. Для Вас, важно работать над собой, совершенствовать и углублять свои знания и не останавливаться на достигнутом, ведь «Границ познания предвидеть невозможно».

А теперь пусть каждый выразит свое отношение к уроку, прикрепив стикер к одному из секторов, на которых есть надписи: «Было легко и интересно», «Было трудно, но интересно», «Было трудно и не­интересно».


РЕФЛЕКСИЯ



Приложение № 8


Интересные факты:

  1. Однажды зимой Электризация напугала посетителей универмага «Детский мир» в Москве. По словам потерпев­ших, в универмаге женщина якобы «колола людей хитро спрятанным шприцем». Затем выяснилось, что никакого шприца не существовало: «колола» синтетическая шубка. Она наэлектризовалась при соприкос­новении с окружающими предметами, а сухой морозный воздух — диэлектрик, заряды на шубке накаплива­лись, она стала искрить, и эти искры вызывали ощущение укола.

  2. Известны случаи, когда в международных водах по загадочным причинам взорвалось несколько огромных супер­танкеров с нефтью. Экспертиза показала, что их гибель не связана ни с авариями, ни с нарушением про­тивопожарных правил. В чем дело? Оказалось, что корпус судна при движении электризуется. Это и вызывает микромолнии, способные воспламенить пары нефти.

  3. При трении о воздух электризуется самолёт. Поэтому после посадки к самолёту нельзя сразу приставлять метал­лический трап: может возникнуть разряд, который вызовет пожар. Сначала самолёт “разряжают”: опус­кают на землю металлический трос, соединённый с обшивкой самолёта, и разряд происходит между землёй и концом троса. Бывали случаи, что быстро поднимающийся в воздухе воздушный шар загорался. Воздушные шары часто наполняют водородом, который легко воспламеняется. Причиной воспламенения может быть электризация трением прорезиненной оболочки о воздух при быстром подъёме.

  4. В любом процессе, где участвуют движущиеся части вещества или движется зерно или жидкость, происходит раз­деление зарядов. Одна из опасностей при транспортировке зерна в элеватор связана с тем, что в резуль­тате разделения зарядов в атмосфере, заполненной горячей пылью, может проскочить искра и произойти воз­горание.

  5. Разряды электричества возникают и тогда, когда человек ходит по полимерным покрытиям полов современной квартиры, синтетическим коврам или снимает с себя нейлоновую одежду.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Электрическое поле

Автор: Кононенко Марина Михайловна

Дата: 04.03.2018

Номер свидетельства: 460683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок физики. Тема урока "Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия." "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-fiziki-tiema-uroka-eliektrichieskoie-polie-napriazhiennost-idieia-blizkodieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "177776"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424706746"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей "
    ["seo_title"] => string(95) "eliektrichieskoie-polie-napriazhionnost-eliektrichieskogho-polia-printsip-supierpozitsii-poliei"
    ["file_id"] => string(6) "140683"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417979976"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Графическое изображение полей."
    ["seo_title"] => string(132) "eliektrichieskoie-polie-napriazhionnost-eliektrichieskogho-polia-printsip-supierpozitsii-poliei-grafichieskoie-izobrazhieniie-poliei"
    ["file_id"] => string(6) "305296"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457894755"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по теме "Вещество в электрическом поле" 10 класс "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-tiemie-vieshchiestvo-v-eliektrichieskom-polie-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191931"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427384631"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Электрическая емкость.  Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. "
    ["seo_title"] => string(88) "eliektrichieskaia-iemkost-kondiensator-enierghiia-eliektrichieskogho-polia-kondiensatora"
    ["file_id"] => string(6) "133804"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416585145"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства