Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний. Форма проведения: индивидуальная, работа в малых группах.
Технологии: проблемное обучение с элементами исследования, здоровьесберегающая, обучение в сотредничестве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электрическое поле»
ПЛАН УРОКА
Тема урока:Электрическое поле
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Цели урока:
Учебная: формирование представлений об электрическом поле и его действии на тело; электрической силе и её зависимости от расстояния между телами.
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, инициативу, активность и самостоятельность в процессе коллективной деятельности; развивать навыки решения экспериментальных и качественных задач; умение работать с приборами, делать выводы из опытов; формировать умения применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и технике; развивать устную речь, внимание и память.
Воспитательная: прививать интерес учащихся к физике; воспитывать навыки взаимопомощи, самоконтроля и взаимоконтроля; чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.
Форма проведения: работа в малых группах, индивидуальная
Методы урока: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, взаимообучение.
6. Проверка понимания нового материла, его закрепление
7
6.1
Игра «Веришь-неверишь»
Задание на бумажном носителе,
приложение 6
4
6.2
Игра «Видит око, да ум еще дальше»
3
6.3
«Знаете ли вы…»
Материал на бумажном носителе,
приложение 8
дополни-
тельный материал
7. Подведение итогов урока
2
7.1
Итог урока: оцените свою работу за урок
Материал на бумажном носителе
1
7.2
Рефлексия: 1) Почему вы уверены, что оценили себя верно? 2) Выразите своё отношение к уроку.
Приложение 7
1
8. Домашнее задание
1
8.1
§ 27
Записи в тетради
1
8.2
Подготовить кластер «Польза и вред электризации»
Учитель ___________________ (Кононенко М. М.)
Приложение № 1
Организационный этап
Эпиграф: «Границ познания предвидеть невозможно»
Д.И.Менделеев
Класс из 28 учащихся разбит на 5 подгрупп (команд) в зависимости от того, каким цветом треугольник взял учащийся (деление группы было проведено до урока). За каждое правильное выполненное задание команда получает определенное количество баллов в виде фишек (всё правильно – квадратики, если ответ неточен, то треугольник), которые будут оговариваться перед выполнением заданий. Учащиеся в своих командах работают под девизом «Понял сам, помоги понять другому», то есть все вместе выполняют задание, но отвечает один по указанию учителя. Помогать ему его команда не может, за счет этого снимаются баллы и отдаются той, которая исправляет ошибки или дополняет ответ. Таким образом, команды набирают баллы и, следовательно, определяется место.
В зависимости от занявшего места команда получает определенное количество баллов, которое распределяется между собой в подгруппе по уровню участия на уроке:
І место – 24 балла (4)
ІІ место – 23 балла (4)
ІІІ место – 22 балла (3)
ІV место – 21 балл (3)
V место – 20 баллов (2)
Приложение № 2
Игра «Ромашка»
На лепестке цветка написаны вопросы или задания. Вам необходимо ответить на вопрос или объяснить данное понятие. За правильный ответ – 2 балла, помогает команда – 1 балл, отвечает другая команда – 2 балла.
Явление приобретения телом заряда, называется ... (электризацией)
Электризация тел происходит при их … (соприкосновении)
Существуют два рода электрических заряда - … (положительные и отрицательные)
Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно … (отталкиваются)
Тела, имеющие электрические заряды противоположного знака, взаимно … (притягиваются)
Как называются тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному? (проводниками)
Как называются тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному? (непроводниками, диэлектриками)
Приложение № 3
Экспериментальные задания и занимательные опыты (по группам) – 2 балла:
Колба закрыта пробкой с воткнутой в нее вязальной иглой. На острие иглы надет перевернутый стакан так, что он находится в равновесии.
Возьмите пластмассовую линейку, потертую о лоскут шерстяной ткани положите на стакан.
Поднесите к концу линейки палец, не касаясь её. Что Вы наблюдаете? Сделайте вывод.
5 команда
Оборудование: вата, пластмассовая линейка и стеклянная палочка.
Возьмите заряженную о мех пластмассовую линейку и заставьте кусочек ваты парить в воздухе. Что Вы наблюдаете?
Возьмите стеклянную палочку, потёртую о бумагу и попробуйте контролировать движение струйки воды. Сделайте вывод.
Приложение № 4
Подготовка к изучению нового материала
На рисунке, начиная с выделенного кружка, прочитайте тему нашего урока.
Приложение № 5
Электрическое поле
При изучении механики мы узнали, что действия одного тела на другое происходит непосредственно при взаимодействии тел, а в данных проделанных опытах мы не наблюдаем контакта, но наблюдаем движение.
Как же объяснить в этом случае взаимодействие тел?
Можно предположить о существовании вокруг заряженного тела пространство с особыми свойствами.
Возникла проблема, которую нужно решить.
Опыт 1. К спокойно висящей гильзе приближается заряженное тело эбонитовая палочка, а затем стеклянная при этом меняется расстояние между гильзой и заряженным телом. Результаты опыта анализируют учащиеся (наблюдаем отталкивание, притяжение).
Изучением взаимодействия заряженных тел занимались многие ученые, но особый вклад внесли английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. В результате чего было установлено, что всякое заряженное тело окружено особым свойством материи, которое называется электрическим полем.
Электрическим полем называетсявид материи, посредством, которого осуществляется взаимодействие электрических зарядов.
Оказывается, что оно существует независимо от нас и наших знаний о нем, но обнаружить поле можно благодаря тому, что оно действует на всякий находящийся в нём заряд.
Поле одного заряда действует на поле другого заряда с некоторой силой и эту силу называют электрической.
Электрической силой называется сила, с которой электрическое поле действует на внесённый в него электрический заряд.
Опыт 2. Электрометр, файл
Опыт 3. Электрофорная машина и султанчики
От чего зависит сила, с которой электрические тела взаимодействуют? (от расстояния)
Как взаимодействуют? (учащиеся делают вывод: чем ближе расстояние между телами, тем сильнее силы взаимодействия и наоборот).
Свойстваэлектрического поля:
Образуется вокруг заряженных тел.
Обнаруживается по действию на электрический заряд.
Действует на электрические заряды с некоторой силой.
Действие электрического поля зависит от расстояния до заряженного тела (вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от него – ослабевает).
Приложение № 6 Игра «Веришь-неверишь» (взаимопроверка) – за каждый правильный ответ 1 балл.
Предлагается ряд утверждений, ученики записывают под соответствующим номером «да», если считают утверждение верным, или «нет», если считают не верным:
Вариант 1
Вариант 2
Заряд эбонитовой палочки, потёртой о мех, является положительным (нет)
Электрическое поле существует вокруг электрического заряда (да)
Достаточно ли просто коснуться шарика электроскопа заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка электроскопа заметно отклонилась? (да)
Хорошим проводником электричества является эбонит (нет)
Тело человека не проводит электричество (нет)
Электрическое поле обнаруживается по действию на электрический заряд (да)
Диэлектриками являются вещества, в которых имеются свободные носители электрических зарядов (нет)
Существует три вида зарядов (нет)
Электроскоп, это прибор, с помощью которого можно обнаружить наэлектризованность тел (да)
Игра «Видит око, да ум еще дальше» (дать ответ на вопрос) – 1 балл.
У представителей разных профессий есть вопросы к нам и просьба ответить на них.
Для чего к корпусу автоцистерн, предназначенных для перевозки бензина, прикреплена массивная цепь, несколько звеньев, которая волочится по земле?
«Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела её одеть, а она уже серая, грязная какая-то. Не знаю почему?»
«А, я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?»
«Я работаю в типографии, при печати книг и газет бумага в печатных машинах трётся друг о друга и закручивается, рвётся и портится; много её идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?»
Почему нити прилипают к гребням чесальных машин, применяемых в текстильной промышленности, и при этом путаются и часто рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создают повышенную влажность воздуха. Зачем это делают?
Электростатические явления гораздо лучше получаются зимой, чем летом. Почему так происходит? Ведь очевидно, что заряды одинаково хорошо разделяются в любое время года.
Почему огнеопасные объекты, например пороховые склады, иногда покрывают металлической заземлённой сеткой?
Приложение № 7
Подведение итогов урока
Подводя итог, вернёмся к эпиграфу нашего урока: действительно, изучая любую тему, мы исследуем, экспериментируем, анализируем, то есть познаём. Если человек своим трудолюбием и упорством достигает цели в чём-либо, то это и есть его открытие. Для Вас, важно работать над собой, совершенствовать и углублять свои знания и не останавливаться на достигнутом, ведь «Границ познания предвидеть невозможно».
А теперь пусть каждый выразит свое отношение к уроку, прикрепив стикер к одному из секторов, на которых есть надписи: «Было легко и интересно», «Было трудно, но интересно», «Было трудно и неинтересно».
РЕФЛЕКСИЯ
Приложение № 8
Интересные факты:
Однажды зимой Электризация напугала посетителей универмага «Детский мир» в Москве. По словам потерпевших, в универмаге женщина якобы «колола людей хитро спрятанным шприцем». Затем выяснилось, что никакого шприца не существовало: «колола» синтетическая шубка. Она наэлектризовалась при соприкосновении с окружающими предметами, а сухой морозный воздух — диэлектрик, заряды на шубке накапливались, она стала искрить, и эти искры вызывали ощущение укола.
Известны случаи, когда в международных водах по загадочным причинам взорвалось несколько огромных супертанкеров с нефтью. Экспертиза показала, что их гибель не связана ни с авариями, ни с нарушением противопожарных правил. В чем дело? Оказалось, что корпус судна при движении электризуется. Это и вызывает микромолнии, способные воспламенить пары нефти.
При трении о воздух электризуется самолёт. Поэтому после посадки к самолёту нельзя сразу приставлять металлический трап: может возникнуть разряд, который вызовет пожар. Сначала самолёт “разряжают”: опускают на землю металлический трос, соединённый с обшивкой самолёта, и разряд происходит между землёй и концом троса. Бывали случаи, что быстро поднимающийся в воздухе воздушный шар загорался. Воздушные шары часто наполняют водородом, который легко воспламеняется. Причиной воспламенения может быть электризация трением прорезиненной оболочки о воздух при быстром подъёме.
В любом процессе, где участвуют движущиеся части вещества или движется зерно или жидкость, происходит разделение зарядов. Одна из опасностей при транспортировке зерна в элеватор связана с тем, что в результате разделения зарядов в атмосфере, заполненной горячей пылью, может проскочить искра и произойти возгорание.
Разряды электричества возникают и тогда, когда человек ходит по полимерным покрытиям полов современной квартиры, синтетическим коврам или снимает с себя нейлоновую одежду.