kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Графическое изображение полей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Графическое изображение полей.

Ажгалиева Д.А., учитель физики и информатики, «Ульяновская  ОСШ», ЗКО


Цели урока:
Воспитательная: учить видеть практическую пользу знаний, совершенствовать теоретическую базу, продолжить формирование коммуникативных умений.
Развивающая: совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы.)
Образовательная: сформировать представление об электрическом поле, ввести понятие
«напряжённость электрического поля». Научить выделять главное, существенное;
закрепить новый материал.
Задачи урока:

  • формирование понятия напряжённости электрического поля как силовой характеристики электрического поля; дать понятие о линиях напряжённости и графическое представление электрического поля;

  • научить учащихся применять формулу  в решении несложных задач на расчёт напряжённости, величины пробного заряда и силы, с которой электрическое поле действует на пробный заряд (q).

Оборудование: электрофорная машина, набор электрических султанов, электрометр, эбонитовая палочка, соединительные провода, кодоскоп.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация имеющихся знаний.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление изученного материала.
5.Домашнее задание.
6.Подведение итогов
Ход урока:
1. Организационный момент. (приветствие, формулировка темы, указание на предстоящий объём работы.)
2.Актуализация имеющихся знаний.
Обсуждение проблемных вопросов:
1.Что такое электрический заряд?
2.Взаимодействуют ли электрические заряды?
3.Как называется этот вид взаимодействия?
4.Каков характер взаимодействия заряженных тел и от чего он зависит?
5.Можно ли количественно определить электромагнитное взаимодействие?
6.От чего может зависеть эта сила?
7.Что зависит от знаков заряда?
8.Как влияют свойства среды на электромагнитное взаимодействие?
9.Кто и когда осуществил эксперимент по определению силы электромагнитного взаимодействия?
10.На какой установке он был поставлен и какие дал результаты?
3.Изучение нового материала:
Ещё в Древнем мире была известна способность янтаря, потёртого мехом, притягивать пылинки и крошки. В 1600 г У. Гильберт ввёл термин «электрический» (от греч. электрон- янтарь), а  электризацией назвал процесс приобретения телом электрических свойств. Оказалось, что
способностью притягивать пылинки обладают и другие вещества, в частности, стеклянная палочка, потёртая шёлковой тканью. В 1733 г Ш. Дюфе сделал первое открытие: стеклянная и янтарная палочки являются носителями электричества противоположных родов, которые он назвал смоляным и стеклянным.
Первая последовательная теория электрических явлений была создана в 1749 г Б. Франклином. Он пришёл к выводу, что электричество представляет собой заряженную жидкость.
При натирании палочки меха часть электричества переходит к меху, порождая недостаток электричества на палочке. Недостаток электричества Франклин определил как отрицательное электричество, а избыток- как положительное.
Количество электричества он назвал зарядом тела. Поэтому на янтаре возникает отрицательный заряд. Когда мы натираем стеклянную палочку, часть электричества переходит от шёлка к стеклу,которое приобретает положительный заряд. После экспериментов Дж. Дж. Томсона, открывшего в 1897 г электрон, стало ясно, что в действительности электроны переходят с палочки на шёлк.
Однако к тому времени, представления, введённые Франклином прочно утвердились в электро-технике. Для того, чтобы не менять установившуюся терминологию, пришлось приписать электронам отрицательный заряд. Величина заряда электрона была впоследствии измерена в серии экспериментов, проведённых в 1911-1913 гг Р. Э. Милликеном.


 Исследование электрического поля заряженных тел:

Приборы и материалы:

1) стрелка из бумаги (или фольги) на острие,
2) линейка из оргстекла или пластмассы длиной 30см,
3) полоска резиновая размером 30?300 мм.

Порядок выполнения работы:

1. Наэлектризуйте линейку и резиновую полоску, натирая их друг о друга.
2. Подносите стрелку к различным участкам заряженной линейки, не касаясь её. Для каждого случая зарисуйте в тетради положение стрелки.
3. Расположите заряженные линейку и резиновую полоску параллельно друг другу и при помощи стрелки на острие исследуйте электрическое поле между ними.

б) Наблюдение экранирующего действия проводника.

Приборы и материалы:

1) стрелка из бумаги (или фольги) на острие иглы,
2) линейка из оргстекла,
3) кусок капроновой ткани,
4) пластинка жестяная размером 60?90 мм,
5) пластинка из оргстекла размером 60?90 мм.

Порядок выполнения работы:

1. Наэлектризуйте линейку, потерев её о кусок капроновой ткани.
2. Поднесите конец заряженной линейки на некоторое расстояние к стрелке и, перемещая линейку то вправо, то влево, наблюдая за движением стрелки.
3. Расположите металлическую пластинку вертикально между стрелкой и концом заряженной линейки. Затем снова перемещайте конец линейки около стрелки. (То же самое повторить с пластинкой из оргстекла).
4. Ответить, как в этих случаях влияет электрическое поле заряженной линейки на стрелку? Как можно объяснить наблюдаемые явления?
4.Закрепление изученного материала.
Решение задач:
1. Капелька массой 10^-4, находится в равновесии в электрическом поле с напряжённостью 98 Н/Кл. Найти величину заряда капельки.
2. Два точечных одноимённых заряда по 2*10^-10 Кл находятся на концах гипотенузы длиной 15 см. Определить напряжённость поля в точке, находящейся на расстоянии 12 см от первого и 9 см от второго заряда.
3. В двух противоположных вершинах квадрата со стороной 30 см находятся отрицательные одинаковые заряды по -5*10^-9 Кл каждый. Найти напряжённость поля в двух других вершинах квадрата.
4. Два заряда по 2*10^-10 Кл находятся в воздухе на расстоянии 20 см друг от друга. Найдите напряжённость поля на расстоянии 15 см от обоих зарядов.
5. В трёх вершинах квадрата со стороной 25 см находятся одинаковые заряды по 4*10^-8 Кл каждый. Определить напряжённость поля в четвёртой вершине.
6. В трёх вершинах квадрата со стороной 1 м находятся положительные точечные заряды по10^-7 Кл. Определить напряжённость поля в центре квадрата.
5.Домашнее задание: § 38- 40 (0-1), упр.8 (1). Конспект.
6.Подведение итогов:

 

Просмотр содержимого документа
«Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Графическое изображение полей.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ажгалиева Динара Амангельдиевна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Планирование индивидуальной работы по физике в 10 классе "
    ["seo_title"] => string(59) "planirovaniie-individual-noi-raboty-po-fizikie-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "110812"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406645742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок физики. Тема урока "Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия." "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-fiziki-tiema-uroka-eliektrichieskoie-polie-napriazhiennost-idieia-blizkodieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "177776"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424706746"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства