Тема урока: Электрическое поле. Напряжённость электрического поля.
Цель урока: раскрыть материальный характер электрического поля: дать понятие напряжённости электрического поля исходя из её общего определения;
Задачи урока:
формирование понятия напряжённости электрического поля как силовой характеристики электрического поля; дать понятие о линиях напряжённости и графическое представление электрического поля;
Развивать умение определять характер электрического поля в различных ситуациях.
Воспитывать интерес к предмету через поставленный эксперимент (демонстрацию).
Оборудование: электрофорная машина, набор электрических султанов, эбонитовая палочка, соединительные провода, интерактивная доска, компьютерный класс, программа My Test.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Задачи этапа: Настроить учащихся на работу в классе. Развивать способность быстрого перехода от одного урока к другому. Воспитывать умение организовывать своё рабочее пространство.
Повторение ранее изученного материала
Задачи этапа: Проверить освоенность материала предыдущего урока. В ходе обсуждения выйти на тему нового материала. Развивать умение быстро и чётко формулировать ответ, в ходе обсуждения строить связи с новым уроком. Воспитывать толерантность по отношению к своим товарищам и умение отстаивать свою точку зрения.
Проверка знаний терминологии при помощи флэш объекта. На интерактивной доске необходимо перетащить термины в соответствующие категории. У доски один учащийся, в случае затруднения прибегает к помощи класса.
Используя таблицу проверить знания, полученные на прошлом уроке. Класс коллективно приходит к правильному ответу, ответы затенены шторкой.
Новая тема
Задачи этапа: формирование понятия напряжённости электрического поля как силовой характеристики электрического поля; дать понятие о линиях напряжённости и графическое представление электрического поля;
Развивать умение определять характер электрического поля в различных ситуациях.
Воспитывать интерес к предмету через поставленный эксперимент (демонстрацию).
Электрическое поле:
а) В ходе эксперимента учитель показывает, что обнаружить электрическое поле можно также с помощью султанчика.
Как вывод наблюдений учащиеся подводятся к утверждению о том, что электрическое поле как любой вид материи – материально и существует независимо от нашего сознания. (По аналогии вспоминаем о гравитационном поле).
2. Свойства электрического поля: после демонстрации эксперимента необходимо, чтобы класс, частично сформулировал свойства. На интерактивной доске свойства поля уже заранее сформулированы, но закрыты шторкой.
порождается электрическими зарядами;
обнаруживается по действию на заряд;
действует на заряды с некоторой силой.
а) Напряжённость.
Учащимся напоминается о том, что любой вид материи можно каким – то образом охарактеризовать. То же самое можно сделать и с электрическим полем.
Одной из характеристик электрического поля является – напряжённость:
Уточняется, что напряжённость электрического поля является силовой характеристикой электрического поля.
б) Напряжённость единичного заряда. (Согласно закону Кулона):
; – напряжённость единичного заряда.
в) Принцип суперпозиции (наложения) полей:
значит
3. Графическое представление электрических полей
Силовые линии поля – линии напряжённости.
Силовые линии поля начинаются на положительном (+) и заканчиваются на отрицательном (–) заряде или на ?.
С помощью силовых линий можно показать графическое представление электрических полей. Практически наглядное получение силовых линий поля можно показать с помощью электрофорной машины и электрических султанов.
Поочерёдно, соединяя электрические султаны с электрофорной машиной, получаем наглядную демонстрацию графического представления электрических полей. Одновременно с опытом, на экран проецируется графическое представление поля.
Поле одиночного заряда: (демонстрация)
а) поле одиночного положительного заряда: (графическое представление)
б) Поле одиночного отрицательного заряда: (графическое представление)
в) поле двух разноимённых зарядов(опыт)
г) поле двух разноимённых зарядов (графическое представление)
в) поле двух одноименных зарядов(опыт)
г) поле двух одноимённых зарядов(графическое представление)
д) Силовые линии двух параллельных заряженных плоскостей.
В ходе проведения эксперимента выяснить структуру поля, ввести понятие однородного и неоднородного полей.
е) электрическое поле заряженной сферы
Работа по закреплению и контролю знаний
Используя программу My Test провести групповое тестирование
Задачи этапа: Проверить освоенность материала урока. Продолжать развивать навыки работы с тестирующими программами и тестами. Воспитывать внимательность и аккуратность при выполнении задания.
Задание #1
Вопрос:
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1)
2)
3)
__ Закон сохранения электрического заряда
__ Закон Кулона
__ Напряжённость электрического поля точечного заряда
Задание #2
Вопрос:
Вид материи, который осуществляет взаимодействие заряженных тел, находящихся на определённом расстоянии друг от друга
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Гравитационное поле
2) Электрическое поле
3) Фермерское поле
4) Магнитное поле
5) Нет правильного ответа
Задание #3
Вопрос:
Единица измерения заряда
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) 1 Н
2) 1 Кн
3) 1 Кл
4) 1 Ф
5) Среди ответов не правильного
Задание #4
Вопрос:
Прибор для обнаружения электрического поля
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Электрофорная машина
2) Амперметр
3) Электроскоп
4) Динамометр
5) Среди ответов не правильного
Задание #5
Вопрос:
Единица измерения напряжённости
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1)
2)
3) Н
4) Кл
5) Среди ответов нет правильного
Задание #6
Вопрос:
Силовая характеристика электрического поля
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Напряжение
2) Мощность
3) Напряжённость
4) Сила тока
5) Среди ответов нет правильного
Задание #7
Вопрос:
На фотографии показано взаимодействие ...
Изображение:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Гравитационное
2) Одноимённых зарядов
3) Разноимённых зарядов
4) Просто склеились
5) Среди ответов нет правильного
Задание #8
Вопрос:
На фотографии показано взаимодействие ...
Изображение:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Одноимённых зарядов
2) Разноимённых зарядов
3) Дуновение ветра
4) Гравитационое
5) Среди ответов нет правильного
Задание #9
Вопрос:
На рисунке укажите область где электрическое поле имеет однородную структуру?
Укажите место на изображении:
Задание #10
Вопрос:
Какова рода заряд создаёт электрическое поле с таким направлением силовых линий?
Изображение:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Положительный
2) Нейтральный
3) Одноименный
4) Отрицательный
5) Среди ответов нет правильного
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы:
2;
3;
1;
2) (1 б.) Верные ответы: 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 3;
5) (1 б.) Верные ответы: 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 3;
8) (1 б.) Верные ответы: 1;
9) (1 б.) Верные ответы:
10) (1 б.) Верные ответы: 4;
V. Домашнее задание §90, 92