kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электрическое поле

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Электрическое поле

Цель урока

  • Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах.
  • Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов.

Задачи урока

 1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования.

2. Развивать навыки работать работы в группе.

3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их.

4. Учить работать с учебником, с дополнительной литературой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочий лист»

ФИ ___________________________________________________________дата_____________________

Тема: _________________________________________________________________________________

Цель: _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


Проверка домашнего задания:

Какими приборами проверяют наличие заряда?____________________________________________

Чем электроскоп отличается от электрометра? _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Какие тела называются проводниками? _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Приведите примеры проводников _______________________________________________________ Что такое диэлектрики? __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ Приведите примеры диэлектриков. ________________________________________________________ Как называются тела, изготовленные из диэлектриков?_______________________________________


  1. Маленькая масса у …

  2. Кинетическая, внутренняя, потенциальная

  3. Быстрота изменения движения

  4. Элемент периодической таблицы Менделеева под номером три

  5. Прибор для измерения температуры

  6. Тепловой процесс, интенсивное испарение жидкости по всему объему

  7. Единица измерения времени

  8. Создатель температурной шкалы

  9. Мера инертности и гравитации

  10. Тепловой процесс, переход из газообразного состояния в жидкое

  11. Составляющий молекулы

  12. …внутреннего сгорания

  13. Процесс обратный кристаллизации

  14. Первый химический элемент

  15. Единица измерения количества теплоты

  16. Один из примеров конвекции воздуха в огромных масштабах

Кто из ученых занимался изучением электрических зарядов?

______________________________________________________________________________________Электрическое поле – это_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Электрическая сила – это ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Каким свойством обладает электрическое поле? _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание

баллы

Проверка

д/з


Работа с учебником


Кроссворд


Ответы на уроке


Тест


Задание не выполнено – 0 б.

Задание выполнено не полностью или с ошибкой – 1 б.

Задание выполнено полностью – 2 б.

Посчитай количество баллов и поставь себе отметку:

9-10 баллов – «5»

8-7 баллов – «4»

6-5 баллов – «3»


Тест «Электризация тел»

1. Тело, которое наэлектризовано (имеет электрический заряд)...

а) ...нагревается.

б)... охлаждается.

в) ...приходит в движение.

г) ...притягивает к себе другие тела.

2. Электрические заряды бывают...

а) ...положительными.

б) ...отрицательными.

в) ...положительными и отрицательными.

г) ...разными.

3. Как взаимодействуют наэлектризованные тела?

а) Притягиваются или отталкиваются в зависимости от того, какие у тел
заряды.

б) Тела с зарядами одного знака притягиваются.

в) Тела с зарядами разного знака отталкиваются.

г) Если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного, то притягиваются.

4. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел?

5. Какие бумажные цилиндрики, показанные на рисунке, не заряжены, а каким сообщены одноименные заряды?

6. В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться?

7. Два тела, обладая положительным зарядом, отталкиваются. Как они будут
взаимодействовать, если одно из них приобретет отрицательный заряд? Если
отрицательно наэлектризованными станут оба тела?

а) Притянутся в обоих случаях.

б) В том и другом случае оттолкнутся.

в) Притянутся; оттолкнутся.

г) Оттолкнутся; притянутся.



























Домашнее задание.


1.Прочитай параграф 27

2. Выполни упражнение 19

3. Принеси цветные карандаши на следующий урок


Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока физики

Учитель : Глобинец Ольга Владимировна

МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

Тема

Электрическое поле

Цель урока

  • Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах.

  • Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов.

Задачи урока

 1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования.

2. Развивать навыки работать работы в группе.

3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их.

4. Учить работать с учебником, с дополнительной литературой.

Планируемые результаты:

Знать два вида заряда

Объяснить как взаимодействуют заряженные тела.

Описать способ сообщения электрического заряда

Уметь доказывать наличие различия в молекул.строении веществ, приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях, выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегат. сост. воды, анализировать его и делать выводы.


УУД

Личностные: Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и техник

Познавательные: Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, групповая


Основные понятия

Делимость электрического заряда. Строение атома.

Источники информации

1..В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011

2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013

Ресурсы

 Презентация;

 мультимедийный проектор;

 электроскопы, металлическая проволока с изолированной ручкой, стеклянная и эбонитовая палочки, куски меха, шёлка;

 "султаны" на подставке, электрофорная машина;

 таблица "Периодическая система химических элементов Менделеева".

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”

    1. Какими приборами проверяют наличие заряда? (Электроскоп и электрометр)

    2. Чем электроскоп отличается от электрометра? (У электрометра – стрелка указатель, у электроскопа – лепесточки)

    3. Какие тела называются проводниками? (Это тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженных тел к незаряженным)

    4. Приведите примеры проводников. (Металлы, почва, водные растворы солей, кислот и щелочей, человеческое тело и др.)

    5. Что такое диэлектрики? (Это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженных тел к незаряженным)

    6. Приведите примеры диэлектриков. (Резина, воздух, пластмасса и т.д.)

    7. Как называются тела, изготовленные из диэлектриков? (Изоляторы)

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Вопросы:

  1. Маленькая масса (молекула).

  2. Кинетическая, внутренняя, потенциальная… (энергия).

  3. Величина, которую на Руси измеряли в верстах в час (скорость).

  4. Элемент периодической таблицы Менделеева под номером три (литий).

  5. Прибор для измерения температуры (термометр).

  6. Тепловой процесс, интенсивное испарение жидкости по всему объему (кипение).

  7. Единица измерения времени (час).

  8. Создатель температурной шкалы (Цельсий).

  9. Мера инертности и гравитации (масса).

  10. Тепловой процесс, переход из газообразного состояния в жидкое (конденсация).

  11. Составляющий молекулы (атом).

  12. …внутреннего сгорания (двигатель).

  13. Процесс обратный кристаллизации (плавление).

  14. Первый химический элемент (водород).

  15. Единица измерения количества теплоты (джоуль).

Один из примеров конвекции воздуха в огромных масштабах (ветер).

Ключевое слово ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел (например, при ударе шариков друг о друга), или при наличии между ними какого-либо материального посредника (при буксировке одного автомобиля другим).

Вопрос классу: Какое третье тело здесь участвует? (Трос)

Во всех случаях, когда между взаимодействующими телами нет контакта, можно обнаружить такое “третье тело”, которое являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с конечной скоростью. Например, действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух с конечной скоростью (скорость звука).

Совсем другое дело – взаимодействие электрических зарядов. Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними. Так как электрическое взаимодействие происходит не только в воздухе, но и в вакууме.

Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. У нас имеется небольшая информация об этих ученых.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

 Выводы, сделанные этими великими учеными, заключался в том, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле.

Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества [1]. (Определение записывается под диктовку учителя). То есть, это форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел.

Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле (например, мы не можем его потрогать). Но оно окружает любое заряженное тело и соответственно проявляет себя по действию на заряженное тело.

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой.

Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой [1]. (Определение ученики записывают под диктовку)

Демонстрация взаимодействия заряженных тел

Оборудование: гильза из фольги на шелковой нити закрепляется на штативе, стеклянная или эбонитовая палочка, шерсть или шелк.

Когда мы подносим заряженную палочку к заряженной гильзе (заряд которой такой же, как у палочки), то наблюдаем отталкивание гильзы.

Вопрос классу: Какой вывод мы можем сделать? (Электрическое поле обнаруживалось по его действию на заряд на гильзе)

Вопрос классу: А вокруг заряженной гильзы существует электрическое поле? (Да, и оно действует на палочку)

Основной вывод: Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от них поле ослабевает

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

 Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающее незаряженное тело? (Существованием электрического поля)

 Как можно обнаружить электрическое поле? (При внесении электрического заряда)

 Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему? (Так как человек хороший проводник)

 Достаточно ли просто прикоснуться электрометра заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка отклонилась? (Да)

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Выполнили много заданий.

Кто желает подвести итог нашего урока?


Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 27

Упражнение 19

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли?

Какой новый опыт приобрели и чему научились?

Достигли ли цели урока?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Составление синквейнов.

Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с научной литературой. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов.

Например:

1. Электризация.

2. Отрицательные и положительные заряды.

3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют.

4. Не забывай об электризации.

5. Осторожно!

 

Спасибо за урок. Урок окончен!


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Тест по теме: Электризация тел» Тело, которое наэлектризовано: 2. Электрические заряды бывают:  3. Как взаимодействуют наэлектризованные тела?  4. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел? А) нагревается, А) положительными,  Б) охлаждается, А) тела с зарядами одного знака притягиваются, Б) отрицательными, В) приходит в движение, Б) тела с зарядами разного знака отталкиваются, В) положительными и отрицательными. В) если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного-притягиваются. Г) притягивает к себе другие тела. Г) разными.

Тест по теме: Электризация тел»

  • Тело, которое наэлектризовано:

2. Электрические заряды бывают:

3. Как взаимодействуют наэлектризованные тела?

4. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел?

А) нагревается,

А) положительными,

Б) охлаждается,

А) тела с зарядами одного знака притягиваются,

Б) отрицательными,

В) приходит в движение,

Б) тела с зарядами разного знака отталкиваются,

В) положительными и отрицательными.

В) если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного-притягиваются.

Г) притягивает к себе другие тела.

Г) разными.

5. Какие бумажные цилиндрики, показанные на рисунке, не заряжены, а каким сообщены одноименные заряды? 6. В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться? 7. Два тела, обладая положительным зарядом, отталкиваются. Как они будут взаимодействовать, если одно из них приобретет отрицательный заряд? Если отрицательно наэлектризованными станут оба тела? 8. К наэлектризованным шарам, знаки зарядов которых неизвестны, подносят палочки с зарядом известного знака. На каком рисунке показан шар, имеющий отрицательный заряд? А) Притянутся в обоих случаях. Б) В том и другом случае оттолкнутся. В) Притянутся; оттолкнутся. Г) Оттолкнутся; притянутся.

5. Какие бумажные цилиндрики, показанные на рисунке, не заряжены, а каким сообщены одноименные заряды?

6. В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться?

7. Два тела, обладая положительным зарядом, отталкиваются. Как они будут взаимодействовать, если одно из них приобретет отрицательный заряд? Если отрицательно наэлектризованными станут оба тела?

8. К наэлектризованным шарам, знаки зарядов которых неизвестны, подносят палочки с зарядом известного знака. На каком рисунке показан шар, имеющий отрицательный заряд?

А) Притянутся в обоих случаях.

Б) В том и другом случае оттолкнутся.

В) Притянутся; оттолкнутся.

Г) Оттолкнутся; притянутся.

Тема урока: «Электрическое поле. Действие электрического поля на заряды»

Тема урока:

«Электрическое поле. Действие электрического поля на заряды»

Существование электрического поля доказали: М.Фарадей Д.Максвелл

Существование электрического поля доказали:

М.Фарадей

Д.Максвелл

Электрическое поле - это – особый вид материи, отличающийся от вещества;

Электрическое поле - это

– особый вид материи, отличающийся от вещества;

  • наши органы чувств не воспринимают электрическое поле;
  • проявляет себя по действию на заряженное тело;
  • сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой
Силовые линии электрического поля

Силовые линии электрического поля

  • для графического изображения электрического поля;
  • силовые линии поля начинаются на положительном (+) и заканчиваются на отрицательном (–) заряде;
Закрепление материала:

Закрепление материала:

  • Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающее незаряженное тело? 
  • (Существованием электрического поля)
  • Как можно обнаружить электрическое поле?
  •   (При внесении электрического заряда)
  • Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему? 
  • (Так как человек хороший проводник)
  • Достаточно ли просто прикоснуться электрометра заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка отклонилась?
  • (Да)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Электрическое поле

Автор: Глобинец Ольга Владимировна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок физики. Тема урока "Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия." "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-fiziki-tiema-uroka-eliektrichieskoie-polie-napriazhiennost-idieia-blizkodieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "177776"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424706746"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей "
    ["seo_title"] => string(95) "eliektrichieskoie-polie-napriazhionnost-eliektrichieskogho-polia-printsip-supierpozitsii-poliei"
    ["file_id"] => string(6) "140683"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417979976"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Графическое изображение полей."
    ["seo_title"] => string(132) "eliektrichieskoie-polie-napriazhionnost-eliektrichieskogho-polia-printsip-supierpozitsii-poliei-grafichieskoie-izobrazhieniie-poliei"
    ["file_id"] => string(6) "305296"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457894755"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по теме "Вещество в электрическом поле" 10 класс "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-tiemie-vieshchiestvo-v-eliektrichieskom-polie-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191931"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427384631"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Электрическая емкость.  Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. "
    ["seo_title"] => string(88) "eliektrichieskaia-iemkost-kondiensator-enierghiia-eliektrichieskogho-polia-kondiensatora"
    ["file_id"] => string(6) "133804"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416585145"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства