Технологическая карта урока физики Учитель : Глобинец Ольга Владимировна МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева |
Тема | Электрическое поле |
Цель урока | Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах. Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов. |
Задачи урока | 1. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Повторить научные методы исследования. 2. Развивать навыки работать работы в группе. 3. Учить видеть физические явления в жизни, научно объяснять их. 4. Учить работать с учебником, с дополнительной литературой. |
Планируемые результаты: | Знать два вида заряда Объяснить как взаимодействуют заряженные тела. Описать способ сообщения электрического заряда Уметь доказывать наличие различия в молекул.строении веществ, приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях, выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегат. сост. воды, анализировать его и делать выводы. | УУД Личностные: Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и техник Познавательные: Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Формы работы | Индивидуальная, групповая |
Основные понятия | Делимость электрического заряда. Строение атома. |
Источники информации | 1..В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013 |
Ресурсы | Презентация; мультимедийный проектор; электроскопы, металлическая проволока с изолированной ручкой, стеклянная и эбонитовая палочки, куски меха, шёлка; "султаны" на подставке, электрофорная машина; таблица "Периодическая система химических элементов Менделеева". |
Организационный этап |
Включить обучающихся в учебную деятельность | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности |
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества” Какими приборами проверяют наличие заряда? (Электроскоп и электрометр) Чем электроскоп отличается от электрометра? (У электрометра – стрелка указатель, у электроскопа – лепесточки) Какие тела называются проводниками? (Это тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженных тел к незаряженным) Приведите примеры проводников. (Металлы, почва, водные растворы солей, кислот и щелочей, человеческое тело и др.) Что такое диэлектрики? (Это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженных тел к незаряженным) Приведите примеры диэлектриков. (Резина, воздух, пластмасса и т.д.) Как называются тела, изготовленные из диэлектриков? (Изоляторы) |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе |
Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу | Вопросы: Маленькая масса (молекула). Кинетическая, внутренняя, потенциальная… (энергия). Величина, которую на Руси измеряли в верстах в час (скорость). Элемент периодической таблицы Менделеева под номером три (литий). Прибор для измерения температуры (термометр). Тепловой процесс, интенсивное испарение жидкости по всему объему (кипение). Единица измерения времени (час). Создатель температурной шкалы (Цельсий). Мера инертности и гравитации (масса). Тепловой процесс, переход из газообразного состояния в жидкое (конденсация). Составляющий молекулы (атом). …внутреннего сгорания (двигатель). Процесс обратный кристаллизации (плавление). Первый химический элемент (водород). Единица измерения количества теплоты (джоуль). Один из примеров конвекции воздуха в огромных масштабах (ветер). Ключевое слово ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел (например, при ударе шариков друг о друга), или при наличии между ними какого-либо материального посредника (при буксировке одного автомобиля другим). Вопрос классу: Какое третье тело здесь участвует? (Трос) Во всех случаях, когда между взаимодействующими телами нет контакта, можно обнаружить такое “третье тело”, которое являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с конечной скоростью. Например, действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух с конечной скоростью (скорость звука). Совсем другое дело – взаимодействие электрических зарядов. Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними. Так как электрическое взаимодействие происходит не только в воздухе, но и в вакууме. Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. У нас имеется небольшая информация об этих ученых. |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала | Выводы, сделанные этими великими учеными, заключался в том, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле. Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества [1]. (Определение записывается под диктовку учителя). То есть, это форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел. Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле (например, мы не можем его потрогать). Но оно окружает любое заряженное тело и соответственно проявляет себя по действию на заряженное тело. Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой [1]. (Определение ученики записывают под диктовку) Демонстрация взаимодействия заряженных тел Оборудование: гильза из фольги на шелковой нити закрепляется на штативе, стеклянная или эбонитовая палочка, шерсть или шелк. Когда мы подносим заряженную палочку к заряженной гильзе (заряд которой такой же, как у палочки), то наблюдаем отталкивание гильзы. Вопрос классу: Какой вывод мы можем сделать? (Электрическое поле обнаруживалось по его действию на заряд на гильзе) Вопрос классу: А вокруг заряженной гильзы существует электрическое поле? (Да, и оно действует на палочку) Основной вывод: Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от них поле ослабевает |
Этап первичной проверки понимания изученного |
1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся | Чем отличается пространство, окружающее заряженное тело, от пространства, окружающее незаряженное тело? (Существованием электрического поля) Как можно обнаружить электрическое поле? (При внесении электрического заряда) Если к заряженному металлическому шарику прикоснуться пальцем, он теряет практически весь заряд. Почему? (Так как человек хороший проводник) Достаточно ли просто прикоснуться электрометра заряженной эбонитовой палочкой, чтобы стрелка отклонилась? (Да) |
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | И так, мы с вами проделали большую работу. Выполнили много заданий. Кто желает подвести итог нашего урока? |
Этап информации о домашнем задании |
Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Параграф 27 Упражнение 19 |
Этап подведения итогов |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли? Какой новый опыт приобрели и чему научились? Достигли ли цели урока? |
Этап рефлексии |
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества | Составление синквейнов. Ребята, сегодня на уроке мы все вмести узнали много нового. Для изучения материала мы использовали научные методы изучения физических явлений, обобщали жизненный опыт, работали с кейсами, работали с научной литературой. Надеюсь, урок вам понравился, и вы узнали много нового. Закрепив изученный материал дома, вы станете немножко умнее. А сейчас давайте подведём итог урока. Выскажите свои мнения с помощью синквейнов. Например: 1. Электризация. 2. Отрицательные и положительные заряды. 3. Отталкиваются, притягиваются, взаимодействуют. 4. Не забывай об электризации. 5. Осторожно! Спасибо за урок. Урок окончен! |