ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Электрический ток. Источники электрического тока
| ФИО: Бирюкова Мария Ивановна |
| Место работы: МБОУ СШ № 49 имени героев-даманцев г.Хабаровска |
| Должность: учитель физики |
| Предмет: физика |
| Класс: 8 класс |
| Тема и номер урока в теме: Электрические явления, № 26: Электрический ток. Источники электрического тока |
| Базовый учебник: серия «сфера» под редакцией Панебратцев Ю.А. «Физика. 8»: учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение 2014-2015 |
Цель урока: выяснить физическую природу электрического тока, а также способствовать продуктивной работе учащихся, направленной на реализацию следующих задач
9. Задачи:
- обучающие: формирование единых взглядов на природу электрического тока
выяснить физическую природу электрического тока;
осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения и направление электрического тока;
выяснить роль источника тока, принцип его действия;
ознакомить с различными видами источников тока
-развивающие:
развитие познавательного интереса;
развивать абстрактное и логическое мышление, внимание;
формировать умение самостоятельной работы;
развивать умение анализировать учебный материал;
для развития зрительной памяти вести записи на доске
развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке
для развития моторной памяти организовать фиксирование учащимися информации в тетради
умение выслушивать мнение товарища и задавать вопросы
-воспитательные:
воспитывать дисциплинированность;
выработка личностных качеств: аккуратности, внимательности при заполнении тетрадей, точности ответов;
воспитывать сопричастность к собственной деятельности и деятельности других.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, тестирование(тт)
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, маркерная доска, мультимедиапроектор, интерактивная доска, термопара, гальванический элемент, гальванометр, соединительные провода, электрофорная машина, спиртовка, электроскоп, палочка.
Демонстрации: Электрофорная машина, гальванические элементы, аккумуляторы, термоэлемент, фотоэлементы, солнечная батарея.
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент 1 мин
2.Обобщение изученного материала 5 мин
3.Сообщение темы и цели урока 2 мин
4.Изучение нового материала 25 мин
5.Доклады учащихся 4 мин
6.Закрепление 6мин
7.Рефлексия 1 мин
9.Домашнее задание 1 мин
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент | | Проверка готовности детей к уроку. | Приветствие учителя, дежурные сообщают об отсутствующих | 1 |
2 | Обобщение изученного материала | Слайд № 2;3 | Учитель проводит физический диктант по изученной теме | Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Проводят взаимопроверку | 5 |
3 | Сообщение темы и цели урока | | Учитель цитирует слова П. Н. Яблочкова: «Настанет время, когда электричество будет доставляться по проводам, как вода по трубам, во все дома из особых фабрик электричества». Задает вопросы: 1.«Как вы думаете, какова тема нашего урока? 2.А что бы вы хотели сегодня узнать об электрическом токе?» Учитель записывает интересующие уч-ся вопросы на маркерной доске | Слушают учителя Отвечают, учитель пишет на доске тему урока, а уч-ся опорных конспектах Предлагают вопросы для изучения | 2 |
4 | Изучение нового материала | Ресурс №2 Электрические явления.Электрический ток. Источники электрического тока Слайд №4 Ресурс №3 Видеоролик-анимация "Свинцовый аккумулятор" (N 187051) Ресурс №1 Электрические явления. слайды № 9-18 | Давайте попробуем найти ответы на ваши вопросы 1. Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни 2.Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события? 3.Что вы можете сказать о значимости электрического тока? Вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Цель урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования 1)Учитель задает вопросы: «Каково практическое применение неподвижных электрических зарядов? Движутся ли заряженные частицы в телах? Каким образом? Что произойдет, если все частицы будут двигаться в одну сторону? Можно ли привести движение всех частиц в одну сторону?» При ответе на вопросы можно пользоваться учебником. 2)Далее дает определение электрического тока и задает вопрос: «Как можно привести заряженные частицы к упорядоченному движению?» 3)Почему ток был кратковременным? 4) Ребята, а как вы думаете, какие условия должны выполняться для возникновения электрического тока? 5)Учитель подводит итоги по результатам ответов учащихся, демонстрирует слайд 5. 6)Учитель объясняет механизм возникновения тока и о направлении тока в цепи (слайд 6 с видеофрагментом) 7)«Какие источники тока вам известны? Каким образом работают эти источники тока?» 8)Демонстрирует источники электрического тока, работу этих источников (электрофорная машина, термопара…) Физ. минутка Проводит физминутку (демонстрация) | Отвечают на поставленные вопросы, участвуя в беседе. Записи в опорных конспектах Выдвигают гипотезы, заполняют опорный конспект Учащиеся высказывают свои предположения о том, что должны быть свободные заряженные частицы и электрическое поле, записывают в тетрадь условия, необходимые для возникновения тока. Отвечают на вопрос Выполняют физминутку | 25 |
5 | Доклады учащихся | | Предлагает прослушать доклады по новой теме, которые подготовили их одноклассники по темам: 1.Открытие Гальвани. 2.Вольтов столб. Можно использовать самостоятельно подготовленные презентации или слайд №8 | Сообщают учащимся дополнительный материал по новой теме (могут использовать свою презентацию) Учащиеся слушают, задают вопросы | 4 |
6 | Закрепление | | 1)Учитель: Давайте посмотрим на вопросы, которые возникли у вас в начале изучения нашей темы (на маркерной доске). На все ли свои вопросы вы получили ответы? 2)Проверка таблицы слайд 20 Следит за выполнением тестовых заданий Осуществляет проверку вместе с учащимися Выставляет оценки за урок. | Отвечают на вопросы тестового задания в тетради-тренажере ( стр 52-53; с 1-9) Проверяют вместе с учителем правильность ответов, делают коментария | 6 |
7 | Рефлексия | | Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал, что… Теперь я могу … Сегодня мне было интересно … Мне не понравилось… Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…… | Пишут ответы в опорных конспектах | 1 |
8 | Домашнее задание | | 1.§ 28-29. Электронное приложение к учебнику 2.Домашний проект. Сделать батарейку по инструкции. 3. Подготовить сообщение по теме «Альтернативные источники электрического тока» с использованием материалов сайтов единой коллекции http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html http://school-collection.edu.ru/ | Записывают домашнее задание в дневники. | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Подборка заданий «Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов»» | К | Иллюстрированная подборка вопросов и задач по теме "Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие заряженных тел | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bdc43fae-692c-4a70-9557-2b429a27309e/?interface=pupil&class=50&subject=30 |
2 | Видеоролик - анимация "Механизм возникновения электрического тока" (N 187184) | И | Видеофильм о прохождении тока между двумя заряженными телами, соединенными проводником. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c3e521a0-b3e5-43a8-a0fc-72840ebffce6/?from=ed9ec0b9-ace4-4180-a418-bbce9d8154df&interface=teacher&class=50&subject=30 |
3 | Свинцовый аккумулятор | И | Иллюстрированный и озвученный рассказ об устройстве и принципе работы свинцового аккумулятора. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/853ab0ca-6b7e-4d69-82db-19fcf23a449b/?interface=pupil&class=50&subject=30 |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Тема: _______________________________________________________________________________
Неподвижные заряды__________________________________________________________________
Подвижные заряды ____________________________________________________________________________________
Электрический ток _____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
За направление электрического тока _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Заполните таблицу
№ | Виды источников | Преобразование энергии | Название источников тока |
1. | Механические | | Электрофорная машина, генератор. |
2. | Тепловые | | Термоэлемент. |
3. | Световые | | Фотоэлемент, солнечная батарея. |
4. | Химические | | Гальванический элемент, аккумулятор, батареи. |
Сегодня на уроке я узнал, что….. _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Теперь я могу….. _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Сегодня мне было интересно….. _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся….. _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Мне не понравилось….. _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.§ 28-29. Электронное приложение к учебнику
2. Домашний проект. Сделать батарейку по инструкции.
3. Подготовить сообщение по теме «Альтернативные источники электрического тока» с использованием материалов сайтов единой коллекции http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html
http://school-collection.edu.ru/
Домашний проект «Сделай батарейку»
Для опыта тебе понадобится:
прочное бумажное полотенце, пищевая фольга, ножницы, медные монеты, поваренная соль, вода, два изолированных медных провода, маленькая лампочка (1,5 В).
Инструкция:
Раствори в воде немного соли.
Нарежь аккуратно бумажное полотенце и фольгу на квадратики чуть крупнее монет.
Намочи бумажные квадратики в солёной воде.
Положи друг на друга стопкой: медную монету, кусочек фольги, снова монету, и так далее несколько раз. Сверху стопки должна быть бумага, внизу – монета.
Защищённый конец одного провода подсунь под стопку, второй конец присоедини к лампочке. Один конец второго провода положи на стопку сверху, второй тоже присоедини к лампочке. Что получилось?