Просмотр содержимого документа
«"Атомы и молекулы"»
Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества.
Цели:
- Образовательная: сформировать общие представления о молекулярном строении вещества об атомах и молекулах
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное; сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зренияТип рассматриваемого урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные
Ход урока:
1.Этап организации начала урока
2.Этап актуализации знаний (работа с карточками). Проверка выполнения домашнего заданияКарточки «Тело – Вещество»
Дети называют вещество из которого это тело состоит.
Например: Стол – дерево. Мяч – резина. Ваза – глина…
Перед вами табличка. Соедините стрелочками тело и вещество из которого оно состоит.
Взаимопроверка. Поменяйтесь с соседом. Проверяем. Поставьте оценку.
3.Этап усвоения новых знаний
Теория «Прием ЗУХ»
Атомы – это те кирпичики материи, из которых построен окружающий нас мир. Всего в природе существует 93 различных атома, еще 20 ученые создали в своих лабораториях. Русский ученый Д.И. Менделеев упорядочил все элементы и расположил их в периодической таблице, с которой более подробно вы познакомитесь на уроках химии.
Размеры атомов очень малы. Например, если увеличить яблоко до размеров земного шара , то размер атома увеличится до размера яблока.
Но как из кирпича, дерева и стекла можно построить множество различных зданий , так и из атомов можно построить более сложные соединения – молекулы.
Например, молекула воды состоит из трех атомов, 2 атома водорода и 1 атом кислорода.
Молекулы одного вещества одинаковы. Например, молекула воды всегда одна и таже и в воде, и в снежинке, и в паре.Формирование новых умений и навыков.
Мы с вами узнали, что тела состоят из веществ.
А из чего состоят вещества, как вы думаете?
Давайте посмотрим опыт. В наполненный до краев стакан с водой, мы осторожно всыпаем в воду соль. Помещается примерно 1 ложечка. Почему? И мы видим соль растворилась, поменялся цвет. Это опыт и многие другие наблюдения, о которых вы узнаете позже, позволяет сделать вывод, что вещества из которых образованы тела не сплошные, а состоят из частиц. Частицы соли разместились между частицами воды в нашем опыте.
Частицы, невидимые человеческому невооруженному глазу, из которых состоят все вещества называются молекулы. Записываем в тетрадь.
Молекулы – мельчайшие частицы вещества, сохраняющая его свойства.
Но есть современные приборы - электронные микроскопы, которые позволяют увидеть и сфотографировать наиболее крупные молекулы.
Физкультминутка. Все встали. Ильнар показывает упражнения. Все повторяют.
Мы сказали, что молекулы можно увидеть. Как вы думаете, а можно ли разделить молекулу?
Оказывается можно, хотя молекулы маленькие частицы вещества, их можно делить.
Частицы, на которые делится молекула, называли атомами( в переводе с греч. Атмос - неделимый). Ещё 2500 лет назад древнегреческий философ - Демокри́т, высказал мысль о том, что все тела в природе состоят из мельчайших невидимых, непроницаемых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов.
Конечно позже учёные доказали, что и атом делим. Он настолько мал, что ни в один микроскоп увидеть его не удаётся.
И так мы узнали, что молекулы состоят из атомов Например молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода,
У вас на стр. 50 рис. 31 показана молекула воды, условно атомы изображают в виде шариков разного цвета, и разного размера. показать макет, попробовать сделать самим.
А давайте мы с вами попробуем сделать молекулы из атомов.
Молекула кислорода состоит из 2 - х атомов кислорода. В составе молекулы могут входить не только 2 - 3 атома, а несколько десятков разнообразных атомов.
Конечно, количество атомов на Земле огромно. Но разнообразие их ограничено - сейчас известно 109 видов различных атомов. Они в разных сочетаниях друг с другом образуют все вещества окружающего нас мира - живого и неживого.
Определенный вид атома это химический элемент. Записываем в тетрадь. Например водород обозначается латинской буквой Н, железо - Fe, рис. 32. и т. д.
Все химические элементы собраны в таблицу. Создал ее Д. И. Менделеев.