kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные методы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке используются активные методы обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока звуковые волны в живой природе»

Министерство образования, науки И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

БОРЗИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«КРАСНОКАМЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»












Урок по ФИЗИКЕ

Тема урока: Звуковые волны в живой природе.


Преподаватель физики: Гурулева МА

Группа 103 «Повар, кондитер»














2018г.



Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс на уроке:

Личностные УУД:

  • позитивное отношение к техникуму, студенческому коллективу, обучению за счет устранения причин страха, снятия мышечного и психологического напряжения;

  • познавательная мотивация, потребность в расширении знаний и представлений о знакомых и новых явлениях действительности;

  • адекватное осознание и оценка собственных возможностей в учении, видение направлений и способов самосовершенствования в результате анализа работы учебных групп;

  • аргументированное отстаивание своей позиции с учетом норм общества (повышение уровня развития моральных принципов и норм);

  • трудолюбие, взаимопомощь, видение связей между затраченными усилиями и полученными результатами, понимание личной ответственности за свою часть работы.

Познавательные УУД:

  • навыки исследовательской и проектировочной деятельности: целеполагание, планирование, выдвижение гипотез, наблюдение, формулирование выводов, составление отчета;

  • навыки самостоятельной познавательной деятельности: поиск информации в различных источниках, ее анализ, отбор, обработка, структурирование и визуализация;

Коммуникативные УУД:

  • навыки работы в команде, социального сотрудничества (обогащение социального опыта обучающихся);

  • навыки слушания, ведения диалога, составления монологического высказывания на заданную тему, формулирования вопросов;

  • навыки толерантного отношения к чужому мнению, продуктивного взаимодействия с учетом позиции другого, согласования усилий по достижению общей цели;

  • навыки целенаправленного и эффективного использования вербальных и невербальных средств общения в процессе презентации результатов деятельности группы.

Регулятивные УУД:

  • навыки самостоятельного определения цели работы, планирования деятельности, выбора оптимальных путей решения проблемы;

  • навыки распределения обязанностей внутри группы с учетом индивидуальных возможностей;

  • навыки поддержания собственного внимания на высоком уровне, самоконтроля путем необходимости совместного решения проблемы, ведения диалога, реагирования на реплики сотрудников по группе.

Необходимое оборудование и материалы:

Мультимедиа проектор, экран (интерактивная доска), компьютер, презентация к уроку; учебник, дополнительная литература, в которой есть информация об органах звукоизлучения и органах слуха животных и человека, значении звуков и их влиянии на живой организм, инфразвуке и ультразвуке, библиотека звуков природы.


Содержание урока

    1. Организационный момент 2

  • АМО «Энергизатор»

      1. Определение темы и целей урока 10

  • АМО «Мозговая атака»

  • АМО «Стенд ожиданий»

    1. Актуализация опорных знаний 7

  • АМО «Что я знаю о …»

    1. Интерактивная лекция 10

    2. Музыкальная пауза 3

    3. Проработка содержания темы (мини-проект) 30

АМО распределения на группы «Лотерея»

АМО «Разнотематический семинар»

    1. Защита мини-проектов 18

  • АМО «Презентация результатов работы»


    1. Подведение итогов 10

























Ход урока


  • – 2 минуты.

АМО «Энергизатор».

  • : снятие психологического напряжения, создание комфортной обстановки начала урока.

  • : все обучающиеся.

  • учитель произносит приветствие:

Здравствуй, друг! Здравствуй, брат! Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй, мир! Здравствуй, век! Здравствуй, добрый человек!

Предлагает участникам взяться за руки, улыбнуться и поприветствовать друг друга рукопожатием.

  • : Ну вот, вы улыбнулись, настроились на позитивный лад. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной.

Вхождение или погружение в тему – 5 минут.

АМО «Мозговая атака».

  • : выяснить сведения обучаемых по вопросу, изучение которого предстоит на уроке, формулирование темы урока.

  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы: доска; слайд с перечнем

Проведение:

1) учитель зачитывает стихотворение и предлагает участникам вставить пропущенное слово, определив, о чем пойдет речь на уроке.

Физика! Какая емкость слова! Физика! Для нас не просто      .

Физика – основа и опора всех без исключения наук!

  • приходят к выводу, что речь на уроке пойдет о звуке. Учитель говорит, что не просто о звуке, и что для уточнения темы необходимо ответить на вопросы: 1) упругая, распространяющаяся в упругой среде; 2) сказочная вода (прилаг.); 3) Natural в переводе. На доске записывается последовательность слов – ответов на вопросы: звук – волна – живая – природа. Обучаемые формулируют тему урока.

Учитель: Итак, мы определили тему сегодняшнего урока «Звуковые волны в живой природе».

Определение ожиданий обучаемых – 5 минут.

АМО «Стенд ожиданий».

  • выяснить ожидания обучаемых о результатах учебной деятельности, выйти на совместное целеполагание.

  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы: листочки с клейкой полоской (стикеры); слайд с планом урока.

Проведение: учитель: предлагает обучаемым подумать и написать на стикерах какие вопросы, по их мнению, необходимо рассмотреть на уроке, чтобы тема урока была раскрыта; какие вопросы по данной теме являются для них наиболее интересными.

  • : индивидуально выполняют задание, прикрепляют свои стикеры с написанными вопросами на доску.

Предполагаемые варианты вопросов:

  • как издают звуки различные животные и человек;

  • как воспринимают звуки различные животные и человек;

  • какова роль звуков в жизни животных и человека;

  • могут ли звуки оказывать негативное влияние на живой организм.

Учитель: зачитывает вопросы, написанные обучаемыми, подводит итог: Молодцы! Итак, мы совместными усилиями определили вопросы, которые необходимо рассмотреть на уроке.

На экран проецируется слайд с планом урока:

  1. Звукоизлучение в живой природе.

  2. Восприятие звуков живыми организмами.

  3. Влияние шума на живой организм.

  4. Инфразвуки в живой природе.

  5. Ультразвуки в живой природе.

Актуализация знаний – 7 минут.

АМО «Что я знаю о …».

  • : актуализировать знания обучаемых, необходимые для изучения новых определений

  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы: слайд с утверждениями.

Проведение: учитель говорит о том, что перед рассмотрением вопросов темы урока необходимо вспомнить уже известные обучаемым сведения, связанные с темой урока. Для этого необходимо определить верными или неверными являются утверждения, зачитываемые им. Если утверждение неверное, необходимо объяснить, как оно должно звучать.

На экран проецируется слайд с утверждениями:

  • Звук – это упругая волна.

  • Слух – это способность человека (и животных) воспринимать свет от разных предметов в виде особых ощущений.

  • Источником звука является любое колеблющееся тело.

  • В космосе можно разговаривать так же, как на Земле.

  • Звуковые волны, распространяющиеся в жидкостях и газах, являются поперечными.

  • Камертон – искусственный источник звука, который служит для настройки музыкальных инструментов.

  • Громкость звука определяется амплитудой колебаний в звуковой волне.

  • Частота колебаний взмахов крыльев комара меньше, чем у мухи.

  • Эхо возникает в результате отражения звуковых волн

  • Пористые материалы хорошо проводят звуки.

  • Инфразвуки – это волны, частота которых меньше воспринимаемой человеком.

  • Слышимость звуков из-за угла объясняется преломлением звуковых волн.

Это интересно: В китайских и японских аптеках теперь можно найти музыкальные диски с весьма оригинальными названиями: «пищеварение», «мигрень», «печень» и т.д. Китайцы употребляют музыкальные произведения вместо таблеток. И хотя выпуск подобных музыкальных альбомов освоили на Востоке, целебные свойства музыки были известны ещё в Древнем Египте, просто эти знания со временем утратились. Медики изучили это явление и доказали: определённые мелодии оказывают благотворительное влияние на организм человека.

Интерактивная лекция – 10 минут.

  • : представление нового материала.

  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы: видеоурок; оборудование для демонстрации акустического резонанса.

  • учитель представляет новую информацию.

  • Мы уже знаем, что звук характеризуется рядом величин. Это громкость, высота, тембр. Эти величины являются психофизическими характеристиками звуковой волны. Это значит, что они характеризуют субъективные ощущения, которые возникают в результате воздействия звуковых волн на человека и животных. Кроме них к психофизическим характеристикам относятся также предел слышимости, порог болевого ощущения и др. Для того, чтобы определить эти характеристики, необходимо познакомиться с энергодинамическими характеристиками акустического поля.

Для звуковых волн характерны следующие звуковые явления:

  • Интерференция звука;

  • Дифракция звука;

  • Отражение звука и связанное с ним явление эха;

  • Преломление звука;

  • Поглощение звука и связанное с ним затухание звуковой волны.

  • Акустический резонанс.

Остановимся на последних двух явлениях. Затухание звуковой волны различно в разных средах и сильно зависит от длины звуковой волны. Сильнее поглощаются, а, следовательно и затухают, звуки с большей длиной волны. Поэтому высокочастотные звуки не распространяются в воздухе на большие расстояния. Сильное затухание звука происходит в неоднородных и пористых телах, поэтому именно такие тела используют для звукоизоляции в жилых помещениях.

Явление акустического резонанса имеет очень большое значение в живой природе. Пронаблюдаем акустический резонанс с помощью двух камертонов.

  • проводит опыт по демонстрации акустического резонанса. Обучающимся дается задание объясненить звучание второго камертона.

Обучающиеся  отвечают, что звуковая волна от первого камертона создает периодическую силу, действующую на второй камертон. Так как частоты камертонов равны, то амплитуда колебаний второго камертона вследствие резонанса велика.

Учитель говорит о том, что явление акустического резонанса применяется в духовых музыкальных инструментах. Далее учитель говорит о том, что мы ежесекундно встречаемся с многообразием звуков, мы сами издаем звуки и способны их воспринимать и просит обучаемых высказать свое мнение о том, какова роль звуков в живой природе.

Обучающиеся  высказывают свое мнение

Возможные варианты ответов:

  • ориентация в пространстве благодаря восприятию звуков, отраженных от окружающих предметов;

  • общение друг с другом благодаря речи;

  • получение информации о работе внутренних органов;

  • получение положительного эмоционального настроя благодаря музыке;

  • общение животных одного вида между собой и др.

Музыкальная пауза – 3 минуты.

  • : снятие мышечного и психологического напряжения перед последующей работой.

  • : все обучаемые.

Необходимые материалы: библиотека звуков природы.

Проведение: учитель предлагает обучаемым определить, кому или чему принадлежит издаваемый звук.

Проработка содержания темы – 30 минут.

  1. АМО распределения на группы «Лотерея».

  2. : деление обучаемых на четыре группы.

  3. : все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки с номерами 1-4 по количеству детей в классе.

Проведение: учитель предлагает участникам выбрать карточку. В результате происходит деление класса по на четыре группы: «Специалисты по звукоизлучению», «Специалисты по звуковосприятию», «Специалисты по инфразвуку», «Специалисты по ультразвуку».

  1. АМО «Разнотематический семинар».

Цель: углубление знаний по изучаемой теме.

  • : все обучающиеся, распределенные на группы.

Необходимые материалы: учебники, дополнительная литература, карточки с заданиями для каждой группы, листы ватмана, цветные маркеры, заранее приготовленные слайды мультимедийной презентации по материалам заданий для групп

  • учитель выдает каждой группе карточку с заданием и информирует о том, что за отведенное для выполнения задания время каждая группа должна изучить предлагаемую литературу, выполнить задание, представленное в карточке Во время работы групп учитель исполняет роль управляющего образовательной деятельностью обучаемых: направляет, консультирует, помогает вести диалог в группе (если это необходимо), сотрудничать, взаимодействовать, принимать общее решение, совместными усилиями получать необходимую учебную информацию.

  1. АМО «Презентация результатов работы». 18 мин

  2. обобщение и закрепление изученного материала.

  3. : все обучающиеся, распределенные на группы.

Необходимые материалы: приготовленные группами презентации мини-проектов.

  • : каждая группа представляет приготовленный мини-проект,

  • Задания группам:

Группа «Специалисты по звукоизлучению»: Подготовьте сообщение об особенностях и различиях звукоизлучения различных видов (членистоногих, рыб, птиц, млекопитающих, человека), заполните таблицу

Вид

Орган, используемый для звукоизлучения

Характер издаваемых звуков

Назначение издаваемых звуков

Членистоногие

 

 

 

Рыбы

 

 

 

Птицы

 

 

 

Млекопитающие и человек

 

 

 

Группа «Специалисты по звуковосприятию»: 1) подготовьте сообщение об особенностях органов звуковосприятия у различных видов (простейших, рыб, птиц, человека), заполните таблицу ; 2) установите какое влияние на живой организм оказывает шум по плану: а) что называется шумом; б) перечислите источники шума; в) перечислите органы и системы, на которые вредно воздействуют шумы, каково это воздействие;




Вид

Органы, используемые для звуковосприятия

Строение органа

Верхний предел частоты, Гц

Область максимальной чувствительности, кГц

Простейшие

 

 

 

 

Рыбы

 

 

 

 

Птицы

 

 

 

 

Человек

 

 

 

 

Группа «Специалисты по инфразвуку»: подготовьте сообщение об инфразвуке по плану: 1) источники инфразвука и его свойства; 2) распространение инфразвука; 3) биологическое действие инфразвука; 4) восприятие инфразвука животными.

Группа «Специалисты по ультразвуку»: подготовьте сообщение об ультразвуке по плану: 1) физические характеристики ультразвука, ультразвуковые явления; 2) биологическое действие ультразвука; 3) применение ультразвука, 4) ультразвук в мире животных.


Подведение итогов – 13 минут.

АМО «Диаграмма результатов».

Цель: развитие оценочных умений, саморефлексия.

  • : все обучающиеся.

Необходимые материалы:  прикрепленные на доску высказывания:

На уроке я работал активно;

Своей работой на уроке я доволен;

Материал урока был мне интересен;

Урок для меня показался коротким;

За урок я не устал;

Проведение: учитель с помощью последовательности вопросов подводит обучаемых к формулировке общих выводов по уроку:

  1. Звук – это важная составляющая жизнедеятельности живого организма: он позволяет ориентироваться в пространстве, находить пищу, общаться, заводить потомство.

  2. Это возможно благодаря способности живых организмов издавать и воспринимать звук.

  3. Звук может оказывать положительное и отрицательное влияние на живой организм.

  4. Положительное воздействие звука находит применение. Для снижения отрицательного влияния необходимо соблюдать правила гигиены слуха.

Затем подводится итог всей работы в целом. Учитель предлагает обучаемым посмотреть на дерево желаний и определить для себя согласны ли они с тем, что цели выполнены и достигнуты. Далее учитель говорит о выставленных на уроке отметках, выдает домашнее задание с его пояснением и заканчивает урок.

Просмотр содержимого презентации
«1»

Физика! Какая емкость слова! Физика! Для нас не просто …….. Физика – основа и опора, всех без исключения наук!

Физика! Какая емкость слова! Физика! Для нас не просто ……..

Физика – основа и опора, всех без исключения наук!

1) упругая, распространяющаяся в упругой среде;  2) сказочная вода (прилагательное.); 3) Natural в переводе.
  • 1) упругая, распространяющаяся в упругой среде;
  • 2) сказочная вода (прилагательное.);
  • 3) Natural в переводе.
Звуковые волны в живой природе

Звуковые волны в живой природе

Звук – это упругая волна.  Слух – это способность человека (и животных) воспринимать свет от разных предметов в виде особых ощущений.  Источником звука является любое колеблющееся тело.  В космосе можно разговаривать так же, как на Земле.  Звуковые волны, распространяющиеся в жидкостях и газах, являются поперечными.  Камертон – искусственный источник звука, который служит для настройки музыкальных инструментов.
  • Звук – это упругая волна. Слух – это способность человека (и животных) воспринимать свет от разных предметов в виде особых ощущений. Источником звука является любое колеблющееся тело. В космосе можно разговаривать так же, как на Земле. Звуковые волны, распространяющиеся в жидкостях и газах, являются поперечными. Камертон – искусственный источник звука, который служит для настройки музыкальных инструментов.
Громкость звука определяется амплитудой колебаний в звуковой волне. Частота колебаний взмахов крыльев комара меньше, чем у мухи. Эхо возникает в результате отражения звуковых волн Пористые материалы хорошо проводят звуки. Инфразвуки – это волны, частота которых меньше воспринимаемой человеком. Слышимость звуков из-за угла объясняется преломлением звуковых волн.
  • Громкость звука определяется амплитудой колебаний в звуковой волне.
  • Частота колебаний взмахов крыльев комара меньше, чем у мухи.
  • Эхо возникает в результате отражения звуковых волн
  • Пористые материалы хорошо проводят звуки.
  • Инфразвуки – это волны, частота которых меньше воспринимаемой человеком.
  • Слышимость звуков из-за угла объясняется преломлением звуковых волн.
На уроке я работал активно;  Своей работой на уроке я доволен;  Материал урока был мне интересен;  Урок для меня показался коротким;  За урок я не устал;
  • На уроке я работал активно; Своей работой на уроке я доволен; Материал урока был мне интересен; Урок для меня показался коротким; За урок я не устал;
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активные методы обучения

Автор: Гурулева Мария Андреевна

Дата: 17.03.2018

Номер свидетельства: 462268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Мастер-класс Применение на уроках биологии активных методов обучения. "
    ["seo_title"] => string(79) "mastier-klass-primienieniie-na-urokakh-biologhii-aktivnykh-mietodov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "212731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431905444"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(113) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319159"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742921"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(114) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319160"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742929"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Использование активных методов  обучения на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "135532"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416932686"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Активные методы обучения в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(50) "aktivnyie-mietody-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "135538"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416932992"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства