kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия - источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления, одна из основных компетенций при обучении по ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВИДЫ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1»






УЧЕБНАЯ РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ












Подготовила: Будько Г.В.,

учитель физики








2016 г.


Большинство личностно — ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества. Для того чтобы быть успешным во взрослой жизни, они должны быть готовы брать ответственность на себя, делать выбор из ряда предложенных альтернативных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность, обладать гибкостью перед лицом быстрых изменений. Выпускник, по сути, должен обладать множеством ключевых компетенций, таких как самоопределение, принятие решений, умение вести диалог, умение работать в команде и т. д.

Одной из основных таких компетенций является рефлексия, то есть осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем. Ученик может овладеть данной способностью, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, в которых учащиеся будут тренироваться в этих способах. Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя.

Если рассматривать конкретно процесс обучения, то рефлексия – это отражение чувств, возникающих у учеников в ходе занятия, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы учителя и учеников, это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе урока. Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты, наметить цели будущей работы, соединить результаты с целями. Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.


В переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Рефлексия - это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. (С.И.Ожегов).

Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия – небольшой, но очень важный момент в уроке, который помогает ученикам систематизировать знания, полученные на уроке, а при творческом подходе учителя, является также моментом психологической разгрузки, помогающим сформировать положительное отношение, как к предмету, так и к учителю и позволяет закончить учебное занятие «на позитиве». Какой же должна быть рефлексия на современном уроке? Каждый учитель решает для себя сам. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.




Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая её классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния,

  2. рефлексия деятельности,

  3. рефлексия содержания учебного материала.


1. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно:

1) в начале урока,

2) в конце учебной деятельности.

В начале урока может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения с целью установления необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

2. Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока. Формы такой рефлексии могут быть следующие.

“Волшебная лестница знаний”:

- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний”:

1-я ступенька - испытываю затруднения;

2-я ступенька - усвоил новые знания, но ещё нужна помощь;

3-я ступенька - усвоил новые знания и научился применять их.

Цветовое изображение настроения:

- красный цвет – испытываю затруднения;

- жёлтый цвет - усвоил новые знания, но затрудняюсь применять их;

- зелёный цвет - усвоил новые знания и научился применять их на практике.

Литературно-художественный материал - притча. Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил, что целый день возил эти проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий, услышав вопрос, улыбнулся, радостно ответив: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек?

(Поднимают красные кружочки.)

- Кто работал добросовестно?

(Поднимают жёлтые кружочки.)

- Кто принимал участие в строительстве храма?

(Поднимают зелёные кружочки.)

«Рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график интереса к работе на уроке.

Рефлексивный экран.
Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние учеников в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным стал его урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Ребята по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...


3. Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала.

Тестовая форма рефлексии:

    1. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
      А. Меняй силу и площадь поверхности тела;
      Б. Смазывай поверхность разными смазками;
      В. Меняй цвет тела.
      2. Для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста или брёвен, чтобы …
      А. Увеличить давление на почву.
      Б. Не испачкаться.
      В. Уменьшить давление на почву.
      3. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на пол. Что ты ей посоветуешь?
      А. надеть туфли на каблуках;
      Б. надеть лыжи.


4. Стены зданий устанавливают на широком фундаменте …
А. Чтобы увеличить давление на грунт.
Б. Чтобы уменьшить давление на грунт.
В. Для красоты.

Предметная рефлексия.

7-й класс.

1. На столе стакан с водой, пластмассовый угольник, рисунок радуги. У каждого ученика карточки с надписями: «вещество», «тело», «явление». Нужно разложить надписи по соответствующим местам на столе.

2. На доске три рисунка с расположением молекул воды в трёх разных агрегатных состояниях, а у учащихся карточки с надписями «лёд», «вода», «пар». Разложить карточки под соответствующими рисунками.

3. На столе сосуд с плавающим шариком, у учащихся карточки: «Сила тяжести больше силы Архимеда», «Сила тяжести равна силе Архимеда», «Сила тяжести меньше силы Архимеда». Положить рядом с сосудом соответствующую карточку.

8-й класс.

На учительском столе коробки с наклеенными на них условными обозначениями элементов электрической цепи. По окончании лабораторной работы учащимся нужно разложить оборудование в соответствующие коробки.


Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Автор: Будько Галина Викторовна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 350084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Методические рекомендации, тема "Активизация мыслительной деятельности студентов на уроках физики с применением ИКТ" "
    ["seo_title"] => string(132) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-tiema-aktivizatsiia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-studientov-na-urokakh-fiziki-s-primienieniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "211271"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431595974"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "методический материал, тема "Активизация мыслительной деятельности студентов с применением ИКТ на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskii-matierial-tiema-aktivizatsiia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-studientov-s-primienieniiem-ikt-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "225219"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439488695"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Технологическая карта  урока физики в 7 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(60) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-fiziki-v-7-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "216962"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433184657"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок физики "Природные источники энергии" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-fiziki-prirodnyie-istochniki-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "110611"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406298747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства