Ученик отвечает на вопрос «Устройство, принцип действия и применение динамометра».
Контроль и самоконтроль (Регулятивные УУД)
3
Мотивация учебной деятельности
Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность
Обращается к учащимся со словами: успехи в любой сфере деятельности определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий.
Принимает версии учащихся, отмечает, что они не называют еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, в частности такой прием, как сверка с результатами товарищей по работе.
Вызывает интерес у учащихся к этому приему. Помогает сделать предположения, открывающие им путь к самостоятельному обнаружению этого приема.
Поддерживает намерение учащихся, предлагает:
- разгадать кроссворд
- сформулировать тему урока.
Высказывают различные точки зрения на роль способностей.
Принимают уточнение учителя, вспоминают, что полученные в таких исследованиях результаты, как правило, передаются в другие исследовательские центры и сверяются с их результатами.
Выражают желание провести какое-нибудь доступное им «революционное исследование», в котором применение этого приема станет очевидным.
УУД ценностного отношенияк осваиваемому на уроке приему учебной деятельности.
(личностные)
4.
Целеполагание
Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.
Читает вопросы
Отвечают на вопросы
Определяют тему урока «Силы трения».
Соглашаются с необходимостью разделить данную формулировку на тему и цель ее изучения.
УУД постановки новой цели урока.
(Регулятивный вид УУД)
Помогает сделать необходимые уточнения формулировки темы и цели УД.
Тема: Силы трения.
Цель: использование приёма выполнения контрольно-оценочных действий: сверка с результатами товарищей по работе.
А теперь давайте назовем тему нашего урока. По вертикали в кроссворде. Откройте тетради и запишите тему урока «Силы трения».
Формулируют тему урока:«Силы трения».
Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД):
- «определить основные действия, составляющие новый прием выполнения контрольно-оценочной деятельности учащихся;
-научиться его использовать при выполнении опытов;
Переключает работу учащихся на способы достижения намеченных результатов, оценивает полезность предложений.
Мы с вами разгадали только имя тайны. Трение. А хотите разгадать всю тайну?На уроке мы будем с вами исследователями и узнаем, как люди познавали и познают мир. В физике используется научный метод познания мира - метод исследования, который проводится по плану.
Предлагают использовать:
1.Общий план исследования явления включающего:1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. НАБЛЮДЕНИЯ
3. ГИПОТЕЗА
4. ЭКСПЕРИМЕНТ
5. ВЫВОД
6. ТЕОРИЯ
7. ПРАКТИКА
Записывают в тетрадь
УУД самооценки и контроля.
Освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов.
(Регулятивный вид УУД)
6.
Формирование новых знаний (изучение нового)
Исследовательский метод
Предлагает уточнить, значения каждого слова;
1. Объект нашего исследования – ТРЕНИЕ.
2. Наблюдения.
Вопросы:
Вам знакомо слово трение?
Что вы знаете о трении?
3. Гипотеза.
Гипотеза – это предположение. Для того чтобы предположить, что такое трение и от чего оно зависит, обратимся к опыту.
Отвечают на вопросы
Указывают на целесообразность использования эксперимента.
Исследуя явление трения, мы сможем дать правильное научное объяснение этого объекта изучения.
Опыты проделывают фронтально все учащиеся класса.
УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы).
(Коммуникативный вид УУД).
Ставит задачи:
- провести экспериментальное исследование
- сравнить результаты опытов и оценить их сопоставимость;
- сделать выводы.
Предлагает: выполнить эксперимент.
Работают в парах. Опыты проделывают фронтально, выясняя причины возникновения трения. Опыт с 2 стеклянными пластинами, с кусочками наждачной бумаги. Делают выводы.
Логические методы
4. Экспериментальное подтверждение.
Из схемы научного познания мира вы должны подтвердить вашу гипотезу.
выполнить предложенное задание по карточке.
Ограничивает время обсуждения пятью минутами.
5. Вывод.
Координирует работу
учащихся.
Делает при необходимости
подсказки.
Обращает внимание
учащихся на необходимость
конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов. Вызывает учащихся для отчёта и защиты полученных результатов.
6. Теория.
Координирует работу учащихся: чтобы сделать окончательный вывод, необходимо ответить на предложенные вам вопросы.
F = μ ∙N
μ =
N =
Выполняют эксперимент по плану. Делают выводы. Продумывают устный отчёт.
Сравнивают результаты своего экспериментального исследования с результатами товарищей.
Заполняют таблицы на карточках (дома вклеивают их в тетрадь) и на интерактивной доске.
Делают выводы о сопоставимости
результатов экспериментальной и
теоретической части исследования: сила трения находится в прямо пропорциональной зависимости от силы нормального давления, зависит от рода трущихся поверхностей и не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.
Делают вывод:
- в качестве приёма выполнения контрольно-оценочных действий может выступать сравнение результатов выполнения задания, полученных разными способами;
новый приём может иметь применение как в сфере учебной, так и в сфере профессиональной деятельности.
УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД).
Познавательные УУД (информационные: дополнение таблиц новыми данными; фиксация информации с помощью ИКТ).
УУД
аргументирования своей точки зрения и отстаивания своей позиции
(правила сравнения содержания обсуждаемого высказывания с результатами исследования и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид УУД)
УУД дедуктивного умозаключения.
Используют имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия. (Регулятивный вид)
Физкультурная минутка
7
Закрепление -
(обеспечение
осознанности
формируемых
знаний и
умений).
1) Первичное закрепление во внешней речи (Фронтальный
опрос в виде качественных задач)
2) Самостоятельная тестовая работа
- Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
- Зачем спортсмены – лыжники наносят на лыжи особую смазку?
- «Готовь сани летом, а телегу зимой» - так говорит пословица. А почему зимой удобней на санях, а летом - на телеге?
Раздаёт тесты
Отвечают на вопросы
Выполняют тесты, взаимопроверка по эталону
Регулятивные УУД: использование установленные правила в контроле способа решения.
8
Домашнее задание
§ 32, 33.
Напиши свое мини-сочинение на тему «Исчезнувшее трение» или