kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения на уроках  физики в условиях ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС»

Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС


Условия возникновения и становления педагогического опыта


В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к физике. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приѐмов обучения для нынешнего контингента учащихся, ведь у нашей молодѐжи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку – они неприемлемы.


Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету. Воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающуюся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.


Подтверждено исследованиями, что просто слушая изложение учителя, ученик сохраняет в памяти 15% -- 20% информации, что явно недостаточно. Более того, целью обучения физике является не столько накопление информации, сколько развитие мышления, умения сопоставлять факты, способности применять полученные знания в нашей жизни, быту.


Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс, в отличие от былых подходов, направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, умение адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию.


Основное образование школы создает основу для последующего процесса обучения. Поэтому на данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, познаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановку целей, поиск эффективных методов их достижения. Если прежде главным действующим лицом образовательного процесса являлся учитель, который доносил информацию до ученика, то при нынешней системе обучения школьник самостоятельно добивается результатов посредством аккумуляции, просеивания, осознания и хранения информации, использования и управления приобретенными знаниями в дальнейшем. Учитель становится наблюдателем, старшим помощником, способным в нужный момент поддержать, направить, подсказать.


Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.


Начало работы над темой проблемного обучения я отношу к 2018– 2022 учебному году. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю в современном обществе, которые описаны выше.

Для чего организуется проблемное обучение на уроках физики?

Многолетний опыт работы в школе показал, что именно технология проблемного обучения позволяет не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и развивать устойчивую мыслительную способность, достигать высокого уровня развития способностей школьников к самообучению, к самообразованию.


Актуальность педагогического опыта.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

* формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

* проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

* активную учебно-познавательную деятельность школьников;

*построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.


Следовательно, надо изменять содержание и технологию образовательного процесса, механизм педагогического воздействия, чтобы включить ученика в творческий процесс познания, в котором он выступит как субъект деятельности учения и собственного развития, овладевая социокультурным опытом и опытом эмоционально-ценностного отношения к миру.

Учитель должен развивать творческие способности у слабых учеников, не давать останавливаться в своём развитии более способным детям, воспитывать у ребят силу воли, целеустремлённость при решении сложных заданий. Использование технологии проблемного обучения служит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом.


В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.

Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.

Другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.

Третьи жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами. Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.


Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет, как физика, общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставится задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Проанализировав новые образовательные стандарты, я увидела, что в их основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

-)формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-)проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-)активную учебно-познавательную деятельность школьников;

-)построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.


В настоящее время в связи с развитием рыночного типа экономической системы обществу нужны граждане, обладающие глубокими мыслительными способностями. Естественно, что выполнение этого общественного заказа ложится, в первую очередь, на школу как общественный образовательный институт. Новое время предъявляет и новые требования к выпускнику школы. Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе.Выполнение этих задач ложится на каждого учителя – предметника и в первую очередь на учителя физики.


Идёт формирование физико-математического, а затем практического и экономического мышления. Но нельзя сформировать глубокие, прочные знания, а на их основе – творческое мышление без выработки непосредственного интереса к предмету изучения.

Пробуждая интерес к своему предмету, учитель должен укреплять веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Каждый учитель должен развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться в своём развитии более способным детям, воспитывать у ребят силу воли, целеустремлённость.

при решении сложных заданий. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих активность, самостоятельность, личную инициативу и творчество учащихся разного возраста. Использование технологии проблемногообучения служит одним из эффективных средств развития творческих способностей учащихся и творческого процесса в целом. А так как творческий процесс в любой интеллектуальной сфере не может осуществляться без участия одаренной, целостной, интересной личности, то учителю необходимо способствовать развитию одаренности и соответственно оптимизировать творческие умения и способности всех учащихся.


У каких субъектов выражается заинтересованность в реализации инновации?

Запрос практики выражается в том, что обществу нужны граждане, обладающие глубокими мыслительными способностями и школа должна создать для этого все условия. Необходимость решения данной задачи определяет актуальность проблемы исследования и предполагает в большей мере использовать в моей практике элементы проблемного обучения.



Противоречия

Характеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.


Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”


Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о физическом процессе, явлении, особенностях физического смысла тех или иных понятий, изложить учащимся свод формул, законов, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся.


Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы.


До недавнего времени было принято считать, что обучение– это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков . Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появляются новые технологии, новая техника, открываются новые явления природы.


Передать знания о неоткрытых явлениях природы или научить использовать несуществующую технику невозможно. Но можно сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к решению проблем, развить способность доказательного рассуждения.


Наша жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому приходится решать собственные проблемы, не имеющие аналогичных решений, более того, само содержание наших персональных проблем носит эксклюзивный характер. Находить выход из затруднительного положения учит технология проблемного обучения. Таким образом, решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.

В педагогической практике работы наметились некоторые противоречия:


1. Между преобладанием в системе образования традиционных форм обучения и ориентированностью современной школы на внедрение деятельностного подхода.


2. Между способностью большинства учащихся легко овладевать определённой суммой знаний репродуктивно и их неумением добывать эти знания самостоятельно.


3. Между ориентированностью традиционных методов обучения на “среднего” ученика и невозможностью развития в таких условиях “сильного” ученика.


Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование таких технологий, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Технология проблемного обучения, которую я использую на уроках физики и во внеклассной работе, позволяет формировать и развивать навыки творческой деятельности учащихся.


Таким образом, противоречия заключаются в следующем:

Противоречие содержательного характера:

изолированность методологических знаний от логики изложения предметного материала


Противоречие дидактического характера:

традиционная методика обучения физике не ориентирована на гносеологическую цепочку (цикл познания), что приводит к репродуктивному усвоению естественнонаучных знаний в отрыве от реального контекста их происхождения


Противоречие методологического характера:

теоретические и эмпирические методы научного познания представлены в школьном курсе физики на разных уровнях усвоения: теоретические методы даются на уровне общего представления, тогда как эмпирические методы познания осваиваются через действия самих учащихся, как правило наблюдения или измерения, что затрудняет формирование целостной картины научного познания



Содержание опыта работы по теме « Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях перехода на ФГОС» поможет преодолеть вышеназванные противоречия.


Формулировка проблемы, выведенной на основе данногопротиворечия


Как обеспечить глубокое понимание материала учащимися, избегая механического запоминания изучаемого?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС

Автор: Яшкова Галина Федоровна

Дата: 18.12.2022

Номер свидетельства: 620760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ работы ШМО учителей физико-математических наук за 2014-2015 уч. г."
    ["seo_title"] => string(70) "analizrabotyshmouchitielieifizikomatiematichieskikhnaukza20142015uchgh"
    ["file_id"] => string(6) "282734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453730918"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План работы ШМО учителей естественно - математического цикла на 2015 - 2016 уч.год "
    ["seo_title"] => string(92) "plan-raboty-shmo-uchitieliei-iestiestvienno-matiematichieskogho-tsikla-na-2015-2016-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "244712"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445980188"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» "
    ["seo_title"] => string(77) "riealizatsiia-triebovanii-fgos-ooo-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "105702"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402904421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства